Страницамалые

Малые города пограничья России и Белоруссии, Брянская область.

Среди множества российских проблем, связанных с
развитием страны, ее безопасности и устойчивого будуще-
го, существует проблема депрессивности провинциальных
городов. Из общего количества городских поселений, ко-
торых по данным переписи 2002 г. насчитывается 2940, к
городам относится 1098. Подавляющее большинство из
них – это малые и средние города с населением не более 50
тысяч человек. В них, по разным оценкам, проживает 27-
36 млн. человек.

Целью данного исследо-
вания, финансово поддерживаемого грантом РГНФ (номер
проекта 08-04-90401 а/Б), является изучение социально-
культурной ситуации в малых городах Брянско-
Гомельского пограничья: г. Новозыбкова (Брянская обл.,
РФ) и г. Ветка (Гомельская обл., РБ).

В г. Новозыбкове, где число учащихся в дневных
общеобразовательных учреждениях 6200 человек, работа-
ют пять средних общеобразовательных школ (одиннадца-
тилетних), одна гимназия, две основные общеобразова-
тельные школы (образование – девять классов), школа-
интернат для слабослышащих детей, школа-интернат для
детей с тяжелыми нарушениями речи, вспомогательная
школа VIII вида. К учреждениям дополнительного образо-
вания относятся детская художественная школа, детская
музыкальная школа, две детско-юношеские спортивные
школы. В городе пять Домов Культуры, пять библиотек,
народный театр. С 1923 г. в Новозыбкове существует крае-
ведческий музей.
Уникальность российской провинции состоит в обо-
зримости и близости культурного горизонта. В повседнев-
ную жизнь людей включены, благодаря их доступности,
посещения учреждений культуры, ориентация в местных
«культурных достижениях»

г. Новозыб-
364
ков – сложившийся образовательный центр юго-запада
Брянщины, а в советское время – и прилегающих областей
Украины и Белоруссии. С 1930 г. в Новозыбкове работал
агропединститут, преобразованный в пединститут с 1932 г.
В 1976 г. НГПИ был переведен в областной центр, но в
1995 г., благодаря усилиям местных властей и поддержке
областных руководителей и руководства Брянского Госу-
дарственного Педагогического Института (с 2000 г. БГУ
им. ак. И.Г. Петровского) в Новозыбкове был открыт ком-
плексный факультет для подготовки учителей русского
языка и учителей математики. Сейчас в Новозыбкове дей-
ствует филиал Брянского Государственного Университета
имени И.Г. Петровского, филиал Брянского Государствен-
ного Технического Университета, несколько негосудар-
ственных ВУЗов. В Новозыбкове готовят профессиональ-
ные кадры пять средних специальных учебных заведений:
государственный профессионально-педагогический кол-
ледж, медицинское училище, сельскохозяйственный тех-
никум, профессиональный лицей №20 (профессии слеса-
рей, сварщиков, наладчиков станков, закройщиков и др.),
профессиональное училище №40 (специальности: прода-
вец-кассир, бухгалтер-продавец, повар).

В молодежной политике административных органов
г. Новозыбкова поощряется военно-патриотическое
направление. Заметный вклад в пропаганду здорового об-
раза жизни, уважения к воинскому долгу и спортивной
подготовки молодежи вносит на протяжении 30 лет суще-
ствования военно-спортивный клуб «Патриот». Несколько
лет назад туристические клубы, образованные в учебных
заведениях города, объединились в ассоциацию «Русь».
Ассоциация проводит массовые мероприятия «Зимний
экстрим», «Тропою героев», «Мы – славяне». Все учебные
заведения города участвуют в акциях «Нет – курению!»,
«Мы против СПИДа!». Культурному обмену и дружбе
братских народов содействует ежегодный масштабный фе-
стиваль самодеятельных театров «Славянский перекресток».

Итак, проведенный социально-культурный анализ
позволяет сделать вывод о преждевременном «депрессив-
ном диагнозе» для двух исследуемых малых городов по-
граничья России и Белоруссии. Мы фиксируем сходные
социальные проблемы, отражающие общегосударственные
тенденции. Любые оценки состояния социально-культур-
ной сферы городов, принадлежащих к разным государ-
ствам, всегда будут выглядеть политизированными, однако
следует отметить преимущественный образовательный по-
тенциал г. Новозыбкова. В то же время правомерно сде-
лать вывод об эффективности мероприятий, направленных
на формирование ценностей семьи, малой Родины, про-
фессионального труда в г. Ветке, в которых воплощается
общегосударственный идеологический принцип «опоры на
собственные силы» в Белоруссии.

Т.А. Мищенко, кандидат исторических наук, доцент, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского (филиал в г. Новозыбкове)
Социально-культурное состояние малых городов пограничья России и Белоруссии: депрессия или стабильность?