СтраницаМалороссия

Брянск. Малороссия.

В том же году П.А. Румянцев ликвидирует казачьи полки как воинские формирования, слив их с кавалерийскими полками рус­ской армии.

С началом преобразований в сфере управления Малороссией встал вопрос о замене традиционной казацкой печати, на которой был изображён запорожский казак. И по инициативе П.А. Румян­цева в 1765 г. была предложена новая печать: двуглавый орёл и эмблемы пяти украинских княжеств (Киевского, Переяславского, Стародубовского, Северского и Черниговского). "Под нумером первым по всей Малой России двоеглавый чёрный орёл в золотом поле, в грудях вензелевое имя Вашего императорского величества имеющий; под нумером вторым по княжению киевскому, серебря­ный ангел в голубом поле; под нумером третьим, по переяславскому, серебряная башня в красном поле; под нумером четвёртым, по ста-родубовскому, зелёный дуб в красном поле; под нумером пятым, по северскому, золотая стена в красном поле; под нумером шестым, по черниговскому, единоглавый орёл в голубом поле".

Слева: малороссийские казаки (рисунок Р.И. Маланичева  Справа: щитодержатель (рисунок из архива 

В майском номере журнала "Гербовед" за 1914 г. предложение графа Румянцева разбирается детально (24, с. 303-310).

Герольдмейстерская контора предложила несколько изменить проекты П.А. Румянцева (1766 г.). Двуглавого орла решено было поместить в главный гербовый щит, а на его груди разместить пять гербов малороссийских княжеств под княжеской короной:

«Проект №1. На золотой императорской мантии под импера­торской короной в щите российский императорский герб, то есть в золотом поле чёрный двоеглавый орёл, так как оный на печатях во всех присутственных местах тако ж губерниях, провинциях и горо­дах употребляется. Для отмены оного от всех прочих губернских и провинциальных гербов, на груди оного орла в щите под княжескою короною изображены гербы пяти княжений Малоую Россию состав­ляющих, а именно:

1) Герб Киевский: в голубом поле ангел в серебряной одежде в правой руке держащий серебряный меч, а в левой щит того ж металла.

Указом от 1783 г. казацкая старшина (начиная с сотенного писаря) приравни­валась к великорусскому дворянству, получая среди других прав право на герб. Казацкие гербы, из тех, что использовали на печатях полковники и сотники, пос­лужили основой для создания некоторых гербов малороссийских городов.

Эмблемы казацких гербов не отличались оригинальностью, обычно они заим­ствовались из польских источников. «Сначала весьма бедные и простые по своей композиции, они приобретают в последствии характер вполне законченных и оригинальных родовых гербов» (47, с. 19). Вот основные казацкие эмблемы:

1.  Воинские атрибуты: лук, стрела, сабля (а не меч), копьё, подкова. Эти фигуры однозначны и не имеют второго смысла.

2.  Фигуры духовные: крест и сердце.

Крест. Его без преувеличения можно назвать самой распространённой гераль­дической фигурой. Причиной его широкой востребованности послужило проти­востояние двух религий - православия и католицизма. Прежде поляки трактова­ли крест как геральдический христианский, но христианство в этом случае сино­ним католицизма. На Украине, когда пошёл процесс заимствования, этот крест воспринимался как "лицарьский", дворянский, это символ "воинского мужества и борьбы за христианскую веру". Позднее для городских гербов крест, как правило, перерисовывался на восьмиконечный, определённо православный.

Расширенный крест в украинской геральдике имеет название "степного" или "казацкого". В польской - "кавалерского" (т. е. рыцарского, наградного). Расши­ренный крест является основным знаком на флагах казацких сотен XVII - XVIII столетий. Эта форма креста - основа большинства военных наград, в том числе и российского ордена Св. Георгия (современной военной наградной системы РФ).

Сердце. Может трактоваться только как символ веры, любви к Богу, страдания за веру (пронзённое сердце), не случайны поэтому частые сочетания сердца и креста.

3. Небесные светила: полумесяц, солнце, звёзды.

Звёзды. Имелось несколько смысловых сторон у звезды как геральдической фигуры. Во-первых, это лежащее в сфере восточноевропейского геральдического искусства аллегорическое изображение ангелов в виде звёзд; во-вторых, звез­да, подобно кресту, могла ассоциироваться с воинской доблестью. Не случайно многие ордена имеют форму звёзд.

Полумесяц. Вероятно, на первом этапе полумесяц был сугубо христианским символом: он мог символизировать Богородицу; Иисус - Солнце, Матерь Божья -Месяц, светящий Его отражённым светом. Как мусульманский символ полумесяц утвердился значительно позже, и тогда его стали изображать только рогами вниз ("поверженные неверные").

Символика цвета на казацких гербах. Можно выделить четыре самых распро­странённых цвета: серебряный (белый) и золотой (жёлтый) - цвета благородных металлов, красный, синий.

Красный в классическом понимании европейской геральдики, откуда он был позаимствован, символизирует право, силу, мужество, любовь, храбрость; в Малороссии добавился ещё один его "оттенок" - пролитой крови за православ­ную веру и «вольную волю».

Синий также был позаимствован и воспринимался он в русле той же европей­ской геральдики - честь, верность, искренность и опять-таки с местным оттен­ком - как символ гетманской власти.

Польские гербы и гербы, «позаимствованные» казаками {слева направо): Ястржембец (другой вариант), Бакалович; Силенко-1, Силенко-2

«Самобытные» казацкие гербы [слева направо): Галецкий, Гетун, Рубец, Янжул

Казацкие (не утверждённые) гербы городов и местечек Черниговской губернии [слева направо, сверху вниз): Батурин, Кобыжча, Мена, Монастырище, Ичня, Олишевка, Стольное

2)   Герб Черниговский: в серебряном поле чёрный одноглавый орёл с золотой на голове короной с носом и ногами золотыми ж держащий в левой ноге диагонально золотой крест.

3)   Герб Переяславский: в красном поле серебряная башня о трех вверху зубцах на зелёной земле стоящая.

4)   Герб Новагорода-Северского: в красном же поле до половины щита происходящая золотая стена чёрным мурованная, о четырех зубцах;

5) Герб Стародубский: в серебряном поле зелёный дуб стоящий на зелёной же земле».

Проект №2 повторял проект №1, но имел щитодержателей - казаков в голубом верхнем платье, нижнем - белом, держащих в руках золотом оправленные бунчуки на чёрных древках. 23 фев­раля 1766 г. императрица утвердила рисунок для печати Малорос­сийской коллегии (без щитодержателей, см. рис. на стр. 76). 3 апре­ля 1766 г. Сенат распорядился изготовить копию утверждённого рисунка.

После завоевания Причерноморья существование внутри Рос­сийской империи казацкой автономии стало анахронизмом, и Екате­рина II, проводившая с 1775 г. широкую административную рефор­му, решилась на её ликвидацию, приравняв малороссийские земли во всех отношениях к Великороссии. Гетманщина была разделенана три наместничества (губернии) - Киевское, Черниговское и Нов­город-Северское (в состав которого вошёл и Стародубский полк). Указом от 3 мая 1783 г. всем малороссийским поселянам было веле­но "оставаться в своих местах и в своём звании ".

Все украинские местечки, по которым назвались уезды, полу­чили статус городов. В указе 1782 г., в частности, приказывалось генерал-губернатору П.А. Румянцеву-Задунайскому "... исполнить по учреждениям нашим от 7 ноября 1775 г. в Новгород-Северском наместничестве, составя оное из одиннадцати уездов... вследствии чего местечки, по коим названы уезды, так как село Засуху под наз­ванием Новое Место, а деревню Суражичи под названием Сураж на Ипути переименовать городами" (ПСЗ, т. XXI    15228).

12 декабря 1796 г. Павел I ликвидирует наместничества и утверждает образование Малороссийской губернии. А в 1831 г. магдебургское право в Малороссии было отменено Николаем I. Поветы переименовали в уезды.

Несмотря на массовость герботворчества для городов вновь образуемых губерний, составление новых гербов было целенаправ­ленным. Для городов Великороссии, не имевших никогда гербов, оно носило поточный характер, а в местностях, имевших ранее осо­бые привилегии, к городскому гербу подходили более внимательно: тщательно проверяли, имел ли город герб ранее и кем пожалован. Если герба ранее не было, то обязательно запрашивались сведения о городе, на основании которых и составлялся новый герб.

Печать Погара, 1737 г. (Черниговский исторический музей

Вот что пишет по этому поводу губернатор Черниговской губер­нии А.К. Анастасьев в своём письме в Департамент герольдии: «Из описания Черниговского наместничества Афанасия Шафонского, между прочим, видно, что при представлении к утверждению гербовуездных городов не обращалось особенного внимания на то, чтобы геральдические знаки герба выражали какое-нибудь соотношение с их историей, промышленностью и значением, а поступили большей частью таким образом: ежели сотники, которые все были из дворян (из заслуженного казачества) и имели свои гербы, употребляли их при частной и служебной переписке, то те самые гербы и представ­лялись к утверждению при разделении Малороссии на Наместниче­ства, или если город принадлежал до Хмельницкого какому-нибудь польскому магнату, то город этот и присваивал себе впоследствии герб этого магната, который потом за ним и утверждался».

Многие гербы черниговских городов несут в себе элементы польских гербов и казацкой символики, а некоторые просто пов­торяют их. Из городов Черниговского наместничества, позднее вошедших в состав Брянской области, это наиболее заметно, пожа­луй, только в гербе Погара (см. рис. на стр. 111), однако, как мы знаем, такого не произошло с гербом Мглина (см. стр. 51).

По одной из версий, погарский герб повторяет герб, полу­ченный городом вместе с магдебургским правом в XVII в. По другой версии, он происходит от печати одного из сотников Ста-родубского полка. Крест традиционен для такого рода печатей. Остаётся неясным происхождение "продолговатого камня, имею­щего четыре угла".

На сохранившейся печати 1737 г. ясно просматривается крест, опирающийся на полумесяц, и читаются буквы «ПМП» (Печать Места Погар). Композиция на печати напоминает герб Орши (см. стр. 56), эмблему на знамени (прапоре) Богдана Хмельницкого, герб местечка Носовка (Черниговской губ.) (см. рис. вверху).

Откуда же на утверждённом гербе Погара появился "продол­говатый камень" вместо полумесяца? Этот вопрос ещё требует дополнительного изучения, углублённой работы с архивными материалами. Можно предположить, что камень был введён в герб для отличия его от множества подобных гербов (см. стр. 73), утверждаемых в тот период, но что послужило основой для выбо­ра именно этой фигуры погарского герба?

Вот любопытная аналогия: на печати местечка Ичня Черниговской губернии "нечёткий оттиск печати не даёт возможности точно обозначить роль нижнего элемента декора, который может быть изображением полумесяца"(7) - если декоративный узор может напоминать полумесяц, то почему бы какую-то фигу­ру, например, широко распространённые среди казаков звезду или полумесяц на полустёртой печати не принять за камень?