Предприятия Мальцовского округа
Сергей Юльевич Витте
В возрождении «мальцовской империи» принимал активное участие тогдашний министр финансов СЮ. Витте.
Благодаря правительственным заказам на паровозы, вагоны, платформы, экономическое положение акционерного общества заметно укрепилось. Большой спрос появился и у частных землевладельцев на плуги, паровые молотилки, локомобили и другие сельскохозяйственные изделия, так как, по отзывам современников, были «они отнюдь не хуже иностранных и несравненно прочнее и производительнее».
Во многом особенная, «автономная» жизнь продолжала чувствоваться на предприятиях и в рабочих посёлках Мальцовского округа и в начале XX века. Сохранялась сложившаяся ещё со времен натурального крепостного хозяйства привычка опираться в основном на собственное сырьё, топливо, материалы, хотя ни качественной железной дороги, ни коксующихся углей, обладающих высшей температурой сгорания, а также меньшим содержанием примесей, поблизости не было. В целом технический уровень предприятий Мальцовского округа уступал передовым заводам и фабрикам. Особенно это было заметно на предприятиях металлургических и металлообрабатывающих.
К примеру, если на Брянском заводе пассажирский вагон собирали за 14 дней, а товарный - за 1 день, то на Радицком вагонном заводе для этого требовалось соответственно 3 месяца и 2 недели. Однако с началом нового экономического подъёма производство здесь стало наращиваться. В это же время на заводе начали выпускать сельхозмашины (сложные паровые молотилки], а затем, с началом Первой мировой войны, заметное место заняло производство мин и артиллерийских снарядов. Работало здесь более 2 тысяч человек.
Одно из самых «народных изделий» Мальцовских заводов - знаменитый "лафитник"
На Бытошевском чугунолитейном заводе, перешедшем в собственность АО Мальцовских заводов в 1913 году работало от 300 до 600 человек. Здесь выпускались котлы, печи, колёса, а в годы войны также бомбы и гранаты.
Дятьково. Вид на фабрику
Важнейшей частью предприятий Мальцовского округа оставались заводы по производству хрусталя и стекла: Дятьковский хрустальный, Знеберский бутылочный, стекольные заводы в Ивоте, Стари (Чернятинский), Радице Стеклянной, а также в Бытоше.
Особое и очень значительное место среди предприятий Мальцовского округа занимал цементный завод. В начале 1910-х годов он стал самым крупным и технически оснащенным среди трёх с лишним десятков цементных заводов в России, производя каждую восьмую тонну российского цемента. Лишь с началом Первой мировой войны его производство начало сокращаться, хотя и в эти годы большое количество цемента отправлялось по заказам военного министерства.