СтраницаМальцовского

Предприятия Мальцовского округа

Сергей Юльевич Витте

В возрождении «мальцовской империи» при­нимал активное участие тогдашний министр финан­сов СЮ. Витте.

Благодаря правительственным заказам на паровозы, вагоны, платформы, экономическое по­ложение акционерного общества заметно укрепи­лось. Большой спрос появился и у частных землевла­дельцев на плуги, паровые молотилки, локомобили и другие сельскохозяйственные изделия, так как, по отзывам современников, были «они отнюдь не хуже иностранных и несравненно прочнее и производительнее».

Во многом особенная, «автономная» жизнь продолжала чувствоваться на предприятиях и в рабочих посёлках Мальцовского округа и в начале XX века. Сохранялась сложившаяся ещё со времен на­турального крепостного хозяйства привычка опи­раться в основном на собственное сырьё, топливо, материалы, хотя ни качественной железной дороги, ни коксующихся углей, обладающих высшей темпе­ратурой сгорания, а также меньшим содержанием примесей, поблизости не было. В целом технический уровень предприятий Мальцовского округа усту­пал передовым заводам и фабрикам. Особенно это было заметно на предприятиях металлургических и металлообрабатывающих.

К примеру, если на Брянском заводе пассажир­ский вагон собирали за 14 дней, а товарный - за 1 день, то на Радицком вагонном заводе для этого тре­бовалось соответственно 3 месяца и 2 недели. Одна­ко с началом нового экономического подъёма произ­водство здесь стало наращиваться. В это же время на заводе начали выпускать сельхозмашины (сложные паровые молотилки], а затем, с началом Первой ми­ровой войны, заметное место заняло производство мин и артиллерийских снарядов. Работало здесь бо­лее 2 тысяч человек.

Одно из самых «народных из­делий» Мальцовских заводов - знаменитый "лафитник"

На Бытошевском чугунолитейном заводе, пе­решедшем в собственность АО Мальцовских заводов в 1913 году работало от 300 до 600 человек. Здесь выпускались котлы, печи, колёса, а в годы войны также бомбы и гранаты.

Дятьково. Вид на фабрику

Важнейшей частью предприятий Мальцовского окру­га оставались заводы по производству хрусталя и стекла: Дятьковский хрустальный, Знеберский бутылочный, сте­кольные заводы в Ивоте, Стари (Чернятинский), Радице Стеклянной, а также в Бытоше.

Особое и очень значительное место среди предпри­ятий Мальцовского округа занимал цементный завод. В начале 1910-х годов он стал самым крупным и технически оснащенным среди трёх с лишним десятков цементных за­водов в России, производя каждую восьмую тонну россий­ского цемента. Лишь с началом Первой мировой войны его производство начало сокращаться, хотя и в эти годы боль­шое количество цемента отправлялось по заказам военно­го министерства.