СтраницаМАЛЬЦОВСКАЯ

МАЛЬЦОВСКАЯ СЛОБОДА. Володарка.

Когда едешь электричкой от Брянска-I в сторону Бежицы или Сухиничей, то первую остановку машинист называет: "Платформа Мальцевская". Объявляют и как "Мальцовская платформа". Поче­му у нее такое название?

"За Брянском, поезд прошел невдалеке от железных заводов... и в трёх верстах от города остановился у Милъцовскои платфор­мы...

С тех пор, как турист высадился ча Малыювской платфор­ме, ему заботиться не о чем.. Ночлег, стол все ему готово, по­тому что во всех углах этого края устроены господские дома с помещением, для приезжающих и расторопною прислугою. Чисто­та этих домов доведена до педантизма; гостеприимство в них самое широкое. Не успели мы присесть к окну, как черномазый, цыганского типа, лакей уже стоял перед нами.

  • Не угодно ли позавтракать?
  • Нет, спасибо, дайте чаю.
  • Он уже готов... Мы всегда к поезду..."

Так пишет В. Немирович-Данченко в своем повествовании "Америка в России", созданном в конце XIX века под впечатлени­ем пребывания на Мальцовских предприятиях и опубликованном в февральском номере лсурнала "Русская мысль" за 1882 год.

А вот как он описывает окрестности Брянска, вид на город:

"В окна видны громадные вековые сосны. Весна запоздала, и снег ещё лежит на полях, хоть уже потемневший, сдавшийся...

Когда мы вышли, перед нами раскинулась чудесная картина. Её красоте не могли повредить обнаженные сучья деревьев и белые пятна снегу, казавшиеся под теплым сиянием солнца каки­ми-то опаловыми массами, лежавшими на темном бархате напо­ловину оттаявших лугов.

Вдали, за садом, картины луга отсюда должны быть пре­лестны: впереди гористый берег с массой скученных над ним цер­квей, сверкающих ярким блеском дня своими куполами, белыми стенами, колокольнями и крестами...

Городские здания Брянска кажутся отсюда выкованными из матового серебра. Желтые осыпи песка, уже по крутизнам берега освободившиеся от снега, золотыми языками тянутся к прочно­му еще леденистому насту реки...

А вот какую характеристику дает так называемому Мальцов-скому промышленному району Немирович-Данченко:

"В трёх уездах: Брянском, Жиздринском и Рославльском, при­надлежащих трем губерниям: Орловской, Калужской и Смолен­ской, раскинулось в одной общей меже громадное и в высшей сте­пени оригинальное фабрично-заводское царство...

Тут работают более ста заводов и фабрик... Отсюда добрая часть нашего Отечества снабжается стеклом, фаянсом, желе зом, сталью, паровозами, вагонами, рельсами, паркетами, всевоз­можными машинами..."

В 1877 году Мальцов сооружает 70-километровую узкую же­лезнодорожную линию от Брянска до Людинова. Дорога строилась ускоренно и удешевленно. Рельсы были проложены гораздо более узкие и тонкие, чем на обыкновенных дорогах; шпалы под рельса­ми лежали частью поперек, а частью вдоль рельсов. Дорога начи­налась от Риго-Орловской -ж/д у Радицкого завода, проходила через две другие Радицы — Чугунную и Стеклянную (станция Пунка), затем в Любохну и заканчивалась в Песочне (ныне стан­ция Фаянсовая, город Киров Калужской обл.).

Начиналась дорога со станции Мальцовская. Станция очень на­поминала крестьянскую избу: это был небольшой одноэтажный дом с соломенной крышей, большими окнами и дверью под наве­сом. В зале ожиданий висел портрет императора, размещалось не­сколько скамей и был буфет, где ожидавшие могли выпить чаю из самовара.

Единственным двухэтажным зданием на станции был господ­ский дом, состоявший из нескольких комнат. В каждой комнате, рассчитанной на одного человека, стояла кровать с белоснежным бельем, письменный стол, кушетка. В этом доме останавливались купцы, торговые агенты, гости Мальцова. Сам же он обычно оста­навливался в небольшом доме при заводе, состоявшем из одной комнаты с русской печкой, деревянным топчаном, покрытым серым сукном, двумя табуретами да полкой для посуды на стене.

Первое время народ против чугунки был, а летом сообразил выгоду от дешевой дороги, — пишет В. Немирович-Данченко. Чтобы подать пример рабочим, хозяину пришлось самому жить с ними и с конями в шалашах, мокнуть под дождем на снегу. Вмес­те с ним он клал шпалы и рельсы, вместе рубил и свозил лес. Весь в поту, он садился обедать к рабочему котлу. "Дело иначе нельзя было довести до конца так быстро и успешно", — заключает автор "Америки в России".

Проехав по узкоколейке, писатель отмечает, что в вагончиках "сиденья устроены вдоль стенок довольно удобные, хотя чужды какой-нибудь роскоши. Подушки их и спинки покрыты серым сол­датским сукном. Сквозного ветра нигде. Окна прилажены лучше, чем на больших" железных дорогах. Топка, благодаря осо­бенному приспособлению герметически закупориваемых печей, по­стоянно сохраняет одну и ту же температуру".

В ''Записках Московского отделения Российского технического общества" в 1886 году отмечалось:

"В истории русского железнодорожного дела... известны толь­ко два примера сооружения железных дорог средствами одного лица: Петергофская, сооруженная бароном Штиглицем, и Маль-цовская. Та и другая обошлась почти в одинаковую сумму, около 2 млн. рублей, но какая разница в средствах владельцев! Кроме того, Петергофская дорога не представляет из себя ничего любо­пытного. Малъцовская же напротив: её тип вполне соответст­вует тому, что нужно России и что возможно осуществить по её топографическим и экономическим условиям в ближайшем бу­дущем.

Это прекрасный образец для нас, если мы только искренне же­лаем извлечь страну из бедствий бездорожья".

Особенно гордился Мальцов тем, что за время строительства ни один крестьянин не умер ни от голода, ни от изнуряющей работы.

Условия жизни мальцовских рабочих были несколько лучше, чем на соседних заводах. Всё необходимое можно было приобрести в торговых конторах при заводе. Часто расплачивались "мальцов-скими" деньгами. Это были небольшие прямоугольные картонки с типографской надписью: "Записка его превосходительства Сергея Ивановича Мальцева на пятнадцать (двадцать, пятьдесят) копеек". Причем товар, отпускаемый в конторах по этим деньгам, был зна­чительно дешевле, чем в лавках города.

Неподалеку от Радицкого завода и железнодорожной платфор­мы возникли поселки Новая Постройка (позднее получившая имя Воровского), Мальцовский, Радица и Крыловка. Новая Постройка располагалась совсем недалеко от Привокзальной слободы, но их слиянию мешала широкая болотистая местность (от нынешней ул. Гоголя до ул. Профсоюзов).

В 1882 году здесь был построен храм с престолом во имя Пре­подобного Сергия. Ежегодно совершали два крестных хода: в пер­вое воскресенье Петровского поста и 1 октября — по случаю из­бавления от холеры. Всего в Мальцовской слободе проживало около трёх тысяч человек обоего пола. При церкви находилась двухклассная школа и министерское училище.

О Радицко-Мальцовском предприятии, о Мальцовской узкоко­лейке (перестроенной в 1927 году под обычную колею) и о талан­тливом промышленнике Сергее Ивановиче Мальцове в наши дни напоминает только название железнодорожной платформы — Мальцовская (Мальцевская)...

Вернёмся же к Радицкому заводу. Вскоре он стал специализи­роваться на выпуске железнодорожных вагонов и платформ, став довольно крупным предприятием в своей отрасли.

В. И. Ленин в книге "Развитие капитализма в России", говоря об экономическом положении поселков Бежицы ы Радицы Паро­возной в 1879-1890 годах, приводит данные по селу Сергеево-Ра-дицкому. Здесь в то время проживало более тысячи рабочих.

В 1913 году Ралицкий вагоностроительный завод выпустил 1-350 грузовых и 66 пассажирских вагонов, 3 20 платформ. В 1915 — 2189 вагонов, 40 платформ, 34 сложные паровые молтилки. По­мимо этого, завод выпустил много снарядов и мин. В годы первой мировой войны на. предприятии работало более двух тысяч чело­век.