Страницамаков

Успенский Свенский монастырь, трапезная с церковью Антония и Феодосия Печерских, мастер Гаврила Маков из Твери

Как известно, каменный собор XVI в. разрушился вследствие оползней высокого берега Де-
сны, на котором располагался монастырь с комплексом каменных зданий XVI в.
(включавшим, помимо собора, трапезную палату с церковью Антония и Феодо-
сия Печерских, а также, вероятно, и колокольню или церковь под колоколы?)
Существенную информацию об архитектуре собора можно найти в монас-
тырской описи 1681 г., сделанной казначеем Киево-Печерского монастыря:
«В монастыре церковь Соборная Успения Пресвятыя Богородицы, каменная.
В церкви царския двери сень и столбцы резные малороссийскаго мастерства,
вызолочены сусалным золотом и серебром… По правую сторону царских две-
рей образ чудотворной Пресвятые Богородицы Печерские… В предалтарии
жертвенник… Придел Усекновения честные главы Иоанна Предтечи, разорен
от Паца и ныне в нем пусто; ничего нет. На соборной же церкви, по сторонам, с монастыря, образы в киотах: на за-
падной стороне образ Пресвятые Бо-
городицы печерские, с Чудотворцы.
На северной стране: образ Пресвятые
Богородицы Успения, со Апостолы.
На южной стране: образ Усекновения
честныя главы Иоанна Предтечи. Да у
соборной жа церкви три паперти де-
ревянные: у западных дверей паперть
покрыта бочка чюшеею деревянною,
дубовою; у северных и у южных па-
перти покрыты тесом; да на паперти у
западных дверей, над дверьми, напи-
сано красками: образ Господа Сава-
офа да образ Пресвятые Богородицы
Курские, с Превечным младенцем,
да по сторонам написаны пророки да
Антоний и Феодосий Печерские. Да
в олтаре три окончины большие сте-
кольчатые в олове. Да у церкви шесть
окончин стеколчатых, в дереве, боль-
ших. А на церкви пять глав, обиты
железом белым, а церковь покрыта те-
сом; да у соборной же церкви трои двери железные створчатые.

Генплан:
1 — Успенский собор; 2 — церковь Антония и
Феодосия; 3 — церковь Сретения; 4 — церковь
Спаса Преображения; 5 — колокольня; 6 — ог-
рада; 7 — монастырские подвалы; 8 — домик
Петра; 9 — поздние постройки.

 

Некоторые вклады 1560-х гг.: в 7073 г. (1564/65) «дал вкладу в дом
Пречистыя Богородицы Никита Романович Юрьев, сосуды церковныя среб-
ряныя, потир, Спасов образ и Пречистыя Богородицы, и крест, Иоанна Пред-
течи образ, венец вверху и внизу все золочено, да три блюда, лжица и копие и
ковш все сребряное, да воздух камчат, покровцы тафтяны, да 14 рублев денег»; в
7072 г. (1563/64) боярин князь Федор Михайлович Трубецкой «дал ковш сребрян
да ризы… да воздух болшой шит золотом и сребром»; «Лета ЗОГ году (1564/65)
дал вкладу в дом Пречистые Богородицы князь Иван Федоровичь Мстислов-
ской пяддесят рублев денег да к соборной церкви х каменной трои двери железные».

от «Истории российской иерархии» архиепископа Ам-
вросия (Орнатского) до архимандрита Иерофея и М. Знаменского, уверенно
сообщали, что царь Иван Васильевич «в лето 1567 на место деревянной повелел
построить каменную соборную церковь; почему и построена она в оном же году
тверитином Гавриилом Дмитриевым, сыном Маковым.

Далее идут две записи летописного характера, представляющие
особый интерес для нашей темы; их необходимо процитировать полностью.
«Лета 7074-го мая в 19 на паметь святаго священномученика Патрекея Прус-
скаго почат бысть ров копати на церковь Пречистые Печерьские и великих чю-
дотворцов Антония и Феодосия Печерских Свинскаго манастыря. Того же ме-
сяца в 21 на паметь равноапостол царя Костентина и матери его Елены почеты
сваи бити на подошву. Того ж месяца в 27 на паметь святого священномученика
Ферапонте почали бут бутити на подошве под церковь. Июня в 9 день на всех
святых и на память иже во святых отца нашего Кирила архиепископа александ-
реиского, и в тои же день на память преподобнаго отца нашего Кирила белозер-
скаго новаго чюдотворца обложена бысть Пречистые Печерстие церковъ а под
углами многих мощеи Печерскаго монастыря Пречистые из Киева.
А обложена бысть при благоверном и благочестивым царем великим князе
Иваном Васильевичем всея Русии при благовернои царице великои кнегине Ма-
рье и при благоверных царевичех царевиче Иване и царевиче Федоре. И пре свя-
щенно епископе Семионе смоленским и брянским. И при игумене Сергие, иже о
Христе з братиею. А делал мастер Гаврило Дмитреев сын Маков а тверитин.
[Другой почерк] Лета 7075-го июля в 28 день на паметь святых апостол Про-
хора и Никонора и Тимона и Пармена делали церковь камену Пречистыя Свин-
скаго моностыря при игумене Сергеи. И по грехом на тот день во вторыи час дни
обломился мост с каменем и с кирпичом, сверху до земли шесть сажен фрязскых,
да ту ж на том мосту обломился Тихон старец бывшеи игумен того монастыря а
с ним обломилося шестьнадесять человек церковных мастеров каменьщиков и
делавцав, которыя носили вверх камень и кирпичь, и малыя робята, которыя но-
сили воду и известь к церковному делу, и старца игумена бывшаго Тихона изгне-
тоша, осыпаша его камень и кирпи(ч) по пояс стоячего а тех <…>) штинадесять
человек церковных мастеров и делавцав и малых робят уо всих главы ис пробиша
а у иных скулье испробиша и самих изгнетоша, а иным руки и ноги перелома-
ша. И Божьим милосердьем и молитвами Пречистые Печерские Владычицы На-
шея Богородице Приснодевы Мария и преподобных и богоносных отец наших
Онтоние и Феодосия печерских Свинскаго монастыря бывшаго игумена старца
Тихона.

Южный фасад трапезной Свенского монастыря с церковью Антония
и Феодосия Печерских. (Фотофонд МУАР. КПоф-4645-25)

В заключение необходимо затронуть еще один момент, связанный с рас-
сматриваемой нами темой, а именно стремление приписать Гавриле Макову и
другие памятники, найти следы его деятельности в Твери. Видимо, из сопостав-
ления дат родилась гипотеза о том, что церковь Белой Троицы в Твери относится
к произведениям этого мастера. Следует признать, что исторических оснований
для такой атрибуции не существует. Счастливый случай сохранил имя одного из
многих тверских мастеров третьей четверти XVI в., но не стоит поддаваться ис-
кушению расширить список его работ за счет всех известных нам памятников
соответствующей эпохи, как это подчас происходило, к примеру, с другим мас-
тером — ростовцем Григорием Борисовым. На основании анализа письменных
источников можно сделать вывод о том, что единственной достоверной пост-
ройкой тверского мастера Гаврилы Макова является трапезная Свенского мо-
настыря с церковью Антония и Феодосия Печерских.

Е. И. РУЗАЕВА