Страницаляличи

Усадебный комплекс в селе Ляличи

Материал подготовлен ведущим специалистом отдела публикации и использования документов ГКУ БО ГАБО Чеплянской Е.А.

Село Ляличи расположено в 9 км к востоку от районного города Сураж, в стороне от дороги Сураж — Мглин.

В 1775 году Императрица Екатерина II пожаловала село своему фавориту графу Петру Васильевичу Завадовскому, заложившему в Ляличах обширный усадебный комплекс.

К проектированию имения П.В.Завадовский привлек крупнейшего архитектора Джакомо Кваренги В «Рассказах о старине» /Русский архив» 1868 г./ Александр Ханенко писал, что П.В.Завадовский, представляя Екатерине проект здания Государственного банка в Петербурге, составленный Кваренги, так восхищался, что Екатерина распорядилась выстроить такой же дворец в.Ляличах.

Комплекс состоял из дворца с галереями и флигелями, церкви Св.Екатерины и большого регулярного парка, где находились Летний дворец, храм-ротонда и разные скульптуры. В честь своей благодетельницы Екатерины II, новую усадьбу в Ляличах П.В.Завадовский назвал Екатериндаром. Позднее это название распространилось и на село.

Большой усадебный дом в стиле зрелого классицизма строился в период с 1780 по 1795 годов. Здание характеризовалось великолепным убранством интерьера. Внутренняя структура дома была традиционна для усадебных дворцов того времени. На первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. На втором – столовая, гостиные и парадные залы. Третий этаж занимали жилые комнаты членов семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и другие хозяйственные помещения. Флигели предназначались для гостей. Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, декоративная роспись, зеркала, гобелены и различные отделочные материалы.

Настоящим украшением усадьбы стала церковь Св. Екатерины, построенная в период с 1793 – 1797 гг. на месте прежней деревянной церкви. Храм имел придел во имя Св.ап. Петра и Павла и отличался особой монументальностью и объёмностью.

Парк вместе с постройками представлял собой единый комплекс, состоящий из двух частей, разделённых системой искусственных прудов в долине ручья Излучье. Весь парк пересекали живописные аллеи, дорожки и мостики. В его восточной части располагались Летний дворец – небольшое здание с куполом и четырехколонным портиком, и храм Благодарности – 12-колонная ротонда, в которой находилась бронзовая статуя фельдмаршала П.А.Румянцева-Задунайского, покровителя П.В.Завадовского. Памятник был создан по проекту Почётного члена Академии художеств Н.А.Львова.

В целом, усадебный ансамбль в Ляличах являлся выдающимся памятником русского зодчества эпохи зрелого классицизма.

После смерти Екатерины II, ее сын Павел I приказал возвратить селу прежнее название “Ляличи”, однако до конца 1810-х гг., в переписных документах упоминались оба топонима — “Екатериндар. Оно же село Ляличи”.

В 1812 году наследник П.В.Завадовского – Василий Петрович Завадовский продал усадьбу с селом генерал-аншефу В.В.Энгельгардту, владевшему имением до 1835 года. После этого усадьба перешла к его сыну А.В.Энгельгардту, продавшему её в 1847 году барону Черкасову. Перед отъездом Энгельгардты распродали многие ценые вещи или вывезли в свои поместья. Так, статуя П.А.Румянцева была перемещена ими в смоленское имение, а в 1866 году продана черниговскому губернатору С.П.Голицыну, подарившему её г.Глухову. Памятник простоял в городе до 1942 года. Во время оккупации немцы пытались распилить его на части и отвезти в Германию, но на станции Слоут партизаны отбили эшелон с награбленным имуществом. Голова статуи была спрятана местными жителями и в 1943 году передана в Глуховский музей, откуда в 1953 году поступила в Сумской областной краеведческий музей.

В середине 1850-х годов дочери Черкасова продали село статскому советнику П.А.Атрыганьеву, от которого в 1875 году Ляличи с усадьбой перешли к петербургскому миллионеру-антиквару Линевичу. Он также вывозил из усадьбы предметы, имевшие художественную или антикварную ценность – гобелены, мебель, картины, статуи, книги и др. имущество. Эти художественные произведения попали в различные руки: бюро Марии-Антанетты - парижскому банкиру Ротшильду, а затем, в собрание Луврского музея. Кровать Марии-Антуанетты была продана Кенсингтонскому музею в Англию; гобелены – в Парижский дворец в Трокадере. Таким образом, часть ляличских вещей оказалась во дворцах Павловска и Царского села, а другая часть – в музеях Европы и Америки.

Мраморная статуя Екатерины, украшавшая парадную гостиную Ляличского дворца, попала в музей скульптуры Академии Художеств в Ленинграде.

После Линевича владельцем усадьбы стал купец Самыков, продавший ее гомельским купцам Голодцам, распродавшим оставшиееся имущество дворца. К разорению усадьбы «приложили руки» и жители окрестных сел.

Подобное положение имения встревожило архитектурно-художественные круги русской интеллигенции. По поручению «Общества защиты старины» в 1911 – 1913 гг. архитектор-художник А.Я.Белобородов произвел обмеры и фотографирование ляличского дворца и храма Екатерины.[1] Часть этих материалов хранится в музее архитектуры Академии Художеств в г.Ленинграде. Чертежи Белобородова были изданы в книге Ф.Ф.Горностаева «Строительство графов Разумовских в Черниговщине».

В 1914 году гомельская епархия приобрела усадьбу для восстановления и использования её для размещения учительской школы, сельскохозяйственного высшего училища и церковно-приходской школы. Для реставрации росписей дворца был приглашен художник Н.А.Протопопов. На месте разобранных оранжерей было решено возвести два одноэтажных каменных корпуса. В 1915 г. удалось возвести лишь один южный корпус. В первую мировую войну в зданиях усадьбы был развернут военный лазарет.

После революции в уцелевших зданиях имения разместилась еврейская коммуна, преобразованная позже в «Артель сельского хозяйства и ремесла». Артельщики вырубили туевую аллею.

Окончательно ляличский дом-дворец был разрушен в период Великой Отечественной войны.

Усадьба П.В.Завадовского в Ляличах являлась крупнейшим историко-архитектурным комплексом на территории Черниговской губернии. В настоящее время от некогда богатейшей усадьбы сохранилась только церковь Святой Екатерины. Дом-дворец фактически полностью разрушен, а парк утратил свою планировку.