СтраницаЛОЗОПЛЕТЕНИЕ

ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ НА БРЯНЩИНЕ

Весьма характерным для населения нашего края и своеобразным разделом

народного творчества является плетение из ивовой лозы. Брянское лозоплетение

представляет своеобразное явление в народном искусстве края.

Истоки плетения бытовых изделий из лозы в крае уходят в глубокую древность.

На протяжении многих веков от поколения к поколению передавалось и разви-

валось искусство плетения. На территории нынешней Брянской области промыслы

по изготовлению изделий из лозы были распространена когда-то повсеместно.

Легкость исполнения, добротность, утилитарность изделий из лозы обусловили

широкое распространение этого промысла. Население изготовляло удобные корзины

для быта, чемоданы, сундуки, коробы, детские коляски, мебель...

Находки инструментов (кочедыков), изготовленных и»ребер животных, костей

и металла, свидетельствуют о существовании плетения « глубокой древности.

Известны в прошлом различные типы лаптей, выполненных техникой прямого

и косого плетения. Именовали их в зависимости от используемого материа-

ла: вязовики, берестянки, бредовики, ивняки, ракитники, желюжники, дубовики,

дубачи (из драни молодого дуба). Липовое и лозовое лыко было самым прочным

и удобным материалом для плетения старинной обуви. Различали лапти зимние

н летние, взрослые и детские.

ВконцеХ1Х — начале XX веков были распространены следующие основные виды

плетения нз лозы: послойное, простое, плетение рядами, квадратное плетение, вере-

вочкой, ажурное (простое и сложное), спиральное, крестовое, реберно-крестовое.

Прутья, как правило, заготавливали в конце весны — начале лета или в осенне-

зимний период, ноябрь—март. Кору с лозы снимали сразу после срезания или

обваривания ее кипятком в домашних условиях. Очищенные от коры н обваренные

прутья светло-красной ивы приобретали темно-красный оттенок — необходимый

цветовой элемент в декоре.

На Брянщине известно и распространено около двух десятков разновидностей

ивовой лозы. Для плетения же применяли лучший материал — длинные однолетние

побеги, которые не имеют ответвлений, обладают хорошей эластичностью

и упругостью. Среди ив наибольшей популярностью у плетельщиков пользова-

лись конопляная, шерстистопобеговая, лавролистная, трех тычинковая, пурпурная,

козья, остролистная (шелюга красная), русская, прутовидная, белая, каспий-

ская, американская и другие.

Для плетения выбирались прутья длиной 40- 200сантиметров. Употребляли еще

прутья черемухи, а для изготовления ручек, каркаса изделий использовали

прутья ореха (лешины), корни сосны и ели. Инструментом служил обыкновенный

нож. Перед плетением прутья замачивали в воде в свернутом виде (в виде

снопа). Обычно изделия начинали плести с основания.

Плетеным изделиям придавали округлую, овальную форму с крышками или без

крышек. Неокоренные лозовые прутья, из которых изготавливали изделия,

после длительного употребления в быту приобретали бронзовый цвет.

В нашем крае плели разнообразные изделия: из черемухового прута — выездные

сани, легкие тарантасы, чемоданы, дорожные сумки и сундуки; из ивовой

лозы — корзины и различные предметы для обеденного стола, корзиночки

и ларчики, детские игрушки и погремушки. Плетеные изделия всегда отличались

красотой и изяществом. Особенно добротными и искусными изделиями славились

мастера Брянска, Клинцов, Унечи, Стародуба и их пригородов. Кустари-корзинщи-

ки работали повсеместно. Кто для себя плел, кто на продажу. Промыслом были

заняты тысячи людей, причем для многих из них он был подсобным, главным

же занятием являлось земледелие.

Кроме традиционного ивового прута (очищенного, колотого или шмыгованного),

бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогозы мастера использова-

ли много импортных материалов — таких, как педдиг (обработанная сердцевина

камыша), лнстья кокосовой и мавританской пальм, рафию (листья игольчатой

пальмы), луфу (растительную губку). Все сырье мастера специально обрабатыва-

ли, красили в различные цвета. В изделиях они сочетали окрашенные и неокра-

шенные материалы, часто употребляли для отделки цветной целлулоид, шелковые

и хлопчатобумажные ленты с рисунком, набивные многоцветные ткани для

подкладки, точеные деревянные изделия, металл.

Плетеные изделия применялись в домашних условиях (в быту) почти до середины

XX века, пока их не заменили металлические, стеклянные, пластмассовые.

Ряд наиболее утилитарных изделий (корзины, подставки, кошелки, вазы) широко

применяются и до наших дней. В сравнительно недалеком прошлом плетеные

изделия являлись предметами первой необходимости. Их широко применяют не

только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности,

торговле и в других областях человеческой деятельности.

По технике плетения изделия из лозы можно подразделить на три основные

группы: изделия из неоюренного прута (хозяйственные корзины, сплетенные

бутыли и т. д.); изделия из окоренного прута (хлебницы, конфетницы, фруктовницы

и т.д.); изделия из высокосортных окоренных прутьев (художественные декора-

тивные изделия и сувениры). За длительный период развития плетеные изделия

изменились, стали более изящными и в то же время более прочными и надежными.

В наше время промысел лозоплетения оказался основательно забытым.

В абсолютном большинстве любители-плетельщики — это люди преклонного возра-

ста. В нашей области известны такие мастера лозоплетения, как Н. М. Колесников,

В. Я. Прозоров, А. П. Толкачева, И. Я. Швец, П. А. Грибанов, И. Я. Сысоев,

И. Г. Шагов, А. Ф. Грибанов и другие. Отличные лапти плетет А. П. Коновалова из

деревни Пигарево Комаричского района. И охотники на ее изделия всегда

находятся. Недавно мастерица получила заказ на изготовление 15 пар лаптей для

детского танцевального ансамбля из Брянска. Анна Петровна активно участвует

в разных выставках народного творчества, а ее лапти на торговых ярмарках

пользуются неизменным спросом.

Есть еще на земле брянской мастера-плетельщики из ивовой лозы! Как сохранить

эту красоту, поставить ее на службу людям? Этому будет способствовать

создающийся в Брянске музей народного творчества, который разместится

в Покровском соборе, украшающем исторический центр областного города.

В будущем ему предстоит стать региональным научно-методическим центром по

изучению и пропаганде народного творчества края, его этнографии во всей полноте

и многообразии. Уверен, здесь найдут достойное место и высококачественные

изделия брянских мастеров из обыкновенной ивовой лозы.

Е. ЛЕБЕДЬКО, прикладник-любитель.__