СтраницаЛопатни

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОР­ЦА Клинцовский район Брянской области

Село Смотрова Буда Клинцовского района Церковь Никольская

Село расположено на юго-восток от города Клинцы в десяти кило­метрах. Оно существует с начала XVI I века. Петром I было отдано Савве Рагузи некому в 1710 году.

Никольская церковь построена в центре села на пригорке края оврага. Строитель ее неизвестен, а время постройки - 1889-1892 годы.

Церковь деревянная, рубленная из бревен «в лапу», установлена на кирпичном цоколе. Снаружи обшита тесом: до перемычек окон гори­зонтально, затем вертикально, по фронтонам «в елку».Тройная система обшивки повторена на восьмерике церкви и четверике третьего яруса колокольни. Крыши железные.

Планировочное решение традиционное - план крещатый. Объёмное Построение также традиционно. Однако, как всюду, композиция имеет своё индивидуальное лицо, здесь оно выражается в применении двух значительных в общем строе композиции шатров: восьмигранного над восьмериком собственно церкви и четырёхгранного над четвериком третьего яруса колокольни. Шатры по массе и по высоте близки друг другу. Однако главенство принадлежит всё-таки восьмигранному, как более богатой форме.

Преобладающей темой объемно-пространственной композиции и её декора является игра наклонных линий и плоскостей. Шатры, двух­скатные крыши, крупные щипцы торцов приделов и алтаря, меньшие по нижнему ярусу колокольни, «стрелы», прерывающие венчающие карнизы восьмерика церкви и четверика звона колокольни, стрельча­тые «бровки» наличников окон - это всё придаёт монолитное единство композиции. Образ памятника четок и ясен, геометрия форм, может быть, несколько суховатая и излишне строгая, тем не менее выглядит весьма слаженной, соразмерной и логически простой.

Характерные для дерева треугольные формы, преобладающие в облике памятника, находят родственные связи с окружающей сельской застройкой - он закономерно и естественно возникает из неё господ­ствующим компонентом.

Внутреннее, крестовидное в плане, пространство соединено посред­ством широких проёмов, и его центр - под вспарушенным потолком восьмерика - свободно и непринуждённо взмывается вверх навстречу свету, падающему из окон.

В интерьере декоративного убранства нет. На алтарной преграде имеются несколько рядов икон письма конца XIX - начала XX века.

Памятник представляет собой интересный пример шатрового храма конца XIX века.

Расположена на окраине древнего села Лопатни на высоком берегу р. Унеча. Построена в 1861 г.

Церковь Николая Чудотворца расположена на окраине древнего села на высоком берегу р. Унеча. Построена в 1861 г. вместо прежнего деревянного храма; к настоящему времени утрачены завершение с главами, колокольня и изменена внутренняя планировка здания. Стены, поставленные на кирпичное основание, рублены из бревен без остатка и обшиты тесом. Характерный для деревянной архитектуры Брянщины периода эклектики сельский храм.

Храм во имя Святителя Николая Чудотворца (г. Клинцы)

Храм во имя Святителя Николая Чудотворца расположен на территории древнего посада, на высокой точке берегового склона р. Московка, на углу с Краснознаменной ул., в ограде. Первоначально здесь стояла деревянная Большая Вознесенская часовня, сооруженная старообрядцами - выходцами из слободы Ветка. В 1760 г. она была превращена в церковь Сергия Радонежского, которая сгорела в 1776 г. В 1778-80 гг. на ее месте клинчанами был построен новый деревянный храм Вознесения, отличавшийся оригинальной архитектурой, высотой и стройнотью. В 1801-04 гг. вблизи него церковным старостой И.К. Карташевым, выступившим в роли зодчего, возведена деревянная многоярусная колокольня. В 1812 г. в храме устроен придел Воскресения. Несколько ранее рядом была поставлена теплая деревянная церковь Чуда Архангела Михаила, сооруженная заново в 1819-21 гг. с приделами Сергия Радонежского и Георгия Победоносца. В 1846 г. все церкви стали единоверческими.

ЧАСОВНЯ ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ (ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОР­ЦА)
Расположена на территории древнего посада, на высокой точке берегового склона р. Московка, на углу с Краснознаменной ул., в ограде. Первоначально здесь стояла деревянная Большая Вознесенская часовня, сооруженная старообрядцами - выходцами из слободы Ветка. В 1760 г. она была превращена в церковь Сергия Радонежского, которая сгорела в 1776 г. В 1778-80 гг. на ее месте клинчанами был построен новый деревянный храм Вознесения, отличавшийся оригинальной архитектурой, высотой и стройностью. В 1801—04 гг. вблизи него церковным старостой И.К. Карташевым, выступившим в роли зодчего, возведена деревянная многоярусная колокольня. В 1812 г. в храме устроен придел Воскресения. Несколько ранее рядом была поставлена теплая деревянная церковь Чуда Архангела Михаила, сооруженная заново в 1819-21 гг. с приделами Сергия Радонежского и Георгия Победоносца. В 1846 г. все церкви стали единоверческими. В 1850-х гг. для местночтимого чудотворного образа Николы, написанного тем же И.К. Карташевым еще до постройки Вознесенского храма и поставленного сначала над воротами ограды погоста, была сооружена деревянная часовня. В нач. 20 в. она заменена нынешней, которая в настоящее время является единственным сохранившимся храмом из упомянутых. Остальные сгорели во время Великой Отечественной войны. Небольшое двухэтажное здание с воротами внизу и одноглавым храмом вверху сооружено из кирпича и оштукатурено. В настоящее время ворота заложены, на месте проезда устроен Никольский храм с деревянным входным тамбуром. Оригинальная постройка неорусского стиля выдержана в формах новгородско-псковской архитектуры 14-15 вв. Стены центрального кубического объема с широкими лопатками на углах завершены трехлопастными арками, увенчанными щипцами; над восьмискатным покрытием возвышается цилиндрический световой барабан с луковичной главкой. С севера и юга к кубу примыкают низкие прямоугольные пристройки, напоминающие приделы. Асимметрию в композицию вносит крытая лестница с крыльцом, выступающая с западной стороны и размещенная в основном над южной пристройкой. В лаконичном убранстве фасадов использованы элементы декора, присущие зодчеству Новгорода и Пскова: киот с металлическим подковообразным козырьком над аркой проезда, "бровки" с зубчиками над узкими арочными- окнами в верхней части стен куба, орнаментальные пояски из нишек и бегунца. Интересны низкий цилиндрический столб на углу крыльца, который явно напоминает детали псковских построек, и плоские арочные ниши с расположенными в них узкими, также арочными окнами. Интерьер Никольского храма разделен поперечной аркой на две части с пологими коробовыми сводами; такие же своды перекрывают и боковые пристройки. Квадратное бесстолпное помещение часовни имеет сомкнутый свод с распалубками над окнами и световым кольцом барабана в центре, а также узкую деревянную галерею хор у западной стены. Иконостас часовни собран из разновременных частей в сер. 20 в., тогда же написаны иконы. Представляет собой небольшое трехъярусное сооружение с более высоким местным чином. Пышные резные царские врата и обрамления икон праздничного чина со сложным переплетающимся узором замысловатого рисунка выполнены в 1-й пол. 18 в. в стиле барокко. Интерьер церкви расписан масляными красками в сер. 20 в. К этому же времени относится ее сборный трехъярусный иконостас, на плоской поверхности которого слабо выступают разделяющие иконы колонки.

Никольская церковь. На первый взгляд может показаться, что храм - современной постройки. А на самом деле ему уже больше 100 лет.

Церковь Николая Чудотворца это небольшое двухэтажное здание с воротами внизу и одноглавым храмом вверху сооружено из кирпича и оштукатурено. В настоящее время ворота заложены, на месте проезда устроен Никольский храм с деревянным входным тамбуром. Оригинальная постройка неорусского стиля выдержана в формах новгородско-псковской архитектуры 14-15 веков. Стены центрального кубического объема с широкими лопатками на углах завершены трехлопастными арками, увенчанными щипцами; над восьмискатным покрытием возвышается цилиндрический световой барабан с луковичной главкой. С севера и юга к кубу примыкают низкие прямоугольные пристройки, напоминающие приделы. Асимметрию в композицию вносит крытая лестница с крыльцом, выступающая с западной стороны и размещенная в основном над южной пристройкой. В лаконичном убранстве фасадов использованы элементы декора, присущие зодчеству Новгорода и Пскова: киот с металлическим подковообразным козырьком над аркой проезда, "бровки" с зубчиками над узкими арочными окнами в верхней части стен куба, орнаментальные пояски из нишек и бегунца. Интересны низкий цилиндрический столб на углу крыльца, который явно напоминает детали псковских построек, и плоские арочные ниши с расположенными в них узкими, также арочными окнами. Интерьер Никольского храма разделен поперечной аркой на две части с пологими коробовыми сводами; такие же своды перекрывают и боковые пристройки. Квадратное бесстолпное помещение часовни имеет сомкнутый свод с распалубками над окнами и световым кольцом барабана в центре, а также узкую деревянную галерею хор у западной стены. Иконостас часовни собран из разновременных частей в середине 20 века, тогда же написаны иконы. Представляет собой небольшое трехъярусное сооружение с более высоким местным чином. Пышные резные царские врата и обрамления икон праздничного чина со сложным переплетающимся узором замысловатого рисунка выполнены в первойй половины 18 века в стиле барокко. Интерьер церкви расписан масляными красками в середине 20 века. К этому же времени относится ее сборный трехъярусный иконостас, на плоской поверхности которого слабо выступают разделяющие иконы колонки.

Церковь Николая Чудотворца (с. Смолевичи)

Церковь Николая Чудотворца расположена в центре села на возвышении. Построена в 1858 г. на месте прежней, деревянной, на средства помещиков И.П. и Н.П. Бороздна. К настояему времени утратила завершение и кровли. Стены кирпичные, оштукатуренные. Характерный для начального периода эклектики храм в духе романтического подражания средневековому зодчеству.

Церковь Николая Чудотворца - Ардонь - г. Клинцы - Брянская область

Храм во имя Святителя Николая в селе Ардонь был построен в начале XX века (заложен в 1901 году). В 1938 году он был закрыт, а настоятель храма иерей Алексий Северинов был репрессирован по обвинению в троцкизме. Судьба его неизвестна. В здании храма была организована кузнечная мастерская. Храм был открыт в 1942 году во время немецко-фашистской оккупации. Действует до настоящего времени.

Церковь была построена в 1861 г. вместо старого деревянного храма; в настоящее время утрачены завершения с главами, колокольня, изменена внутренняя планировка здания. Стены, поставленные на кирпичное основание, рублены из бревен без остатка, обшиты тесом. Характерный для деревянной архитектуры Брянщины периода эклектики сельский храм. Единый вытянутый по продольной оси прямоугольный объем имеет выступающий притвор на западном фасаде (первый ярус колокольни). Алтарная часть акцентирована небольшим скосом углов восточного фасада, слабым ризалитом в его центре и полуфронтоном с круглым чердачным окном над вальмой с восточной стороны. Двускатные кровли основного объема и притвора завершены фронтонами, причем в тимпане первого из них помещено крупное окно. В композиции боковых фасадов условно сохранено членение на центральную часть, алтарь и трапезную. Перед тремя проемами центральной части (дверь и окна по сторонам) устроены широкие крыльца с навесами на резных четырехгранных столбах.

Построена в 1858 году на средства помещиков И.И. и Н.П. Бороздна. Стены кирпичные, оштукатуренные. Характерный для начального периода эклектики храм в духе романтического подражания средневековому зодчеству. Прямоугольный в плане, вытянутый по продольной оси объем с широкими и короткими боковыми рукавами-ризалитами прежде венчала в центре купольная кровля с главой. Торцы основного объема и рукавов завершены необычными крутыми щипцами. Обработка основных фасадных плоскостей с карнизом небольшого выноса выполнена в виде слегка западающих филенок с закругленными верхними углами. В центре каждой филенки расположено небольшое арочное окно с архивольтом на кронштейнах. Острый силуэт щипцов подчеркнут вторящей ему ступенчатой линией в завершении плоскости стены с контррельефными крестами в тимпанах. Западный и боковые порталы расположены в глубоких нишах выступов, завершенных килевидными архивольтами. Над проемами порталов круглые киоты. В интерьере перекрытая сомкнутым сводом центральная часть объединена с остальными, имеющими коробовые своды с распалубками. Особенно интересен алтарь с тремя крупными ланцетовидными распалубками над окнами. Сохранились фрагменты масляной живописи 2-й половины в.

Смотрова Буда. Церковь Николая Чудотворца.