СтраницаЛокоть

Парк в поселке Локоть Брянщина

Парки, как и люди, имеют свою судьбу. Одни из них, прожив свой век, исчезают бесследно. Другие оставляют о себе память в делах и судь­бах людей. Третьи обретают вторую жизнь — служат новым поколе­ниям людей, как бы приспосабливаясь к их изменившимся потребностям. Такая судьба у старого парка в поселке Локоть. Прямые длинные аллеи его стали улицами, а поляны среди рощ заполнились зданиями. Возникжи-вописный и зеленый поселок, пожалуй, самый зеленый в Брянском крае. Ныне это административный центр Брасовского района. А от старого гро­мадного парка остались могучие деревья аллей, небольшой уголок, став­ший современным парком культуры и отдыха, да воспоминания немногих живых очевидцев его прошлой жизни. И еще несколько картин замечатель­ного художника. О картинах речь пойдет ниже. Сначала о парке.

Парк в Локте был составной частью громадной усадьбы. Ее история ухо­дит в далекий XVII век. Петром I брасовские земли, и в их числе Локоть, были подарены А.И. Ушакову, от которого это огромное комарицкое поместье пе­решло к П.Г. Чернышеву, а от последнего — к В.Б. Голицыну. С приданым дочери Екатерины Голицыной поместье получил сын генерал фельдмарша­ла С.Ф.Апраксина смоленский генерал-губернатор С.С.Апраксин. С тех пор брасовское поместье стало родовой вотчиной Апраксиных и носило назва­ние «Апраксине».

После крестьянского восстания Емельяна Чернодырова в 1797 году село Апраксино, бывшее одним из центров восстания, переименовано в Брасо-во («брошенное»), а усадьба Апраксиных была перенесена на новое краси­вое место по соседству с Брасовом. Чтобы попасть сюда с тракта, нужно было поехать по дороге, крутым поворотом — подобно согнутой руке — отходящей в сторону. Этот «локоть» дороги стал названием поместья.

Локоть, как и Брасово, принадлежал Апраксиным до середины XIX века, когда был приобретен удельным ведомством. Отсюда имение попало в лич­ную собственность семьи «самодержцев российских»: сначала к великому князю Георгию Александровичу, а после его смерти — к его брату Михаилу Александровичу. Нужно признать, эти владельцы по достоинству оценили усадьбу, ее способность приносить доходы и превратили ее в образцовое по хозяйственному благоустройству имение. Здесь были основаны конный завод, маслобойня, льнообрабатывающее предприятие, два винокуренных завода, мельницы и пильни. На этих предприятиях и крупных сельскохозяй­ственных угодьях работали в пользу великокняжеских помещиков многие сотни брасовских крестьян.

В числе прочих ценностей трудами последних был создан великолеп­ный парк. Он имел геометрическую схему планировки. Главная аллея со­единяла дом усадьбы — «дворец», как его часто именовали, — с железно­дорожной станцией Брасово. Она являлась самой длинной аллеей парково­го ансамбля. Ее пересекает перпендикулярная аллея, ведущая к конному заводу. Это две оси, которые определяют всю планировку парка.

На самом видном месте усадьбы располагался дворец — двухэтажное деревянное здание, архитектура которого была вдохновлена красотой рус­ского деревянного зодчества. Его облик хорошо гармонировал с зеленью парка. (Дворец сгорел во время Великой Отечественной войны. Исчезли также и многие другие здания усадебного комплекса). От дворца ступенями террас местность опускается через средний парк к системе прудов нижнего парка. Два полукруглых в плане схода-пандуса охватывают площадку перед домом. В центре площадки сохранились остатки большого круглого фонта­на. Отсюда в обе стороны расходятся два прямых пандуса, спускающиеся на третью террасу. Ниже следы парковых устройств теперь утрачены.

Одним из значительнейших украшений огромного парка была система прудов. К сожалению, ныне они сильно запущены, а некоторые из них и вовсе утрачены.

Озеленение парка разнообразно и состоит, главным образом, из мест­ных пород деревьев и кустарников. Небольшое количество экзотов — ви­дов растений, несвойственных местной флоре, было применено для укра­шения опушек рощ и приметных групп деревьев. Своеобразная пластика листвы и специальная посадка на хорошо освещенных местах делали такие одиночные деревья эффектными акцентами паркового ландшафта.

Характерной особенностью Локотского парка является включение мас­сивов естественного леса в композицию зелени парка. Природный пейзаж был взят в четкие контуры прямолинейных аллей. Главная аллея — березо­вая. Есть липовые, еловые, лиственничные и дубовые. Пространство между аллеями занимают естественные и искусно сформированные рощи. Зеле­ные массы рощ оживлены вкраплением акации белой и желтой, ивы пур­пурной и других видов: серой ольхи разрезолистной, великолепных экзем­пляров красного дуба, шведской рябины, черемухи и сирени. Еще и теперь стоят гигантские веймутовы сосны. В 1968 году их куртины понесли боль­шой урон от жесточайшего урагана.

Включение леса сделало паркбезграничным, слившимся с окружающим пей­зажем, ставшим лучшей, более богатой и содержательной его частью. Внешние виды — виды из парка, из его аллей, с берегов прудов, от границ парка полны широких и глубоких разнообразных и интересных перспектив, порой уводящих взор до далекой полоски синего леса на горизонте, порой замыкающихся ближ­ней рощей или лентой маленькой речки, сверкающей среди камыша.

Устроители парка — зодчие и садоводы, творившие его ландшафт, забо­тились также и о внутренних видах. При движении по аллеям парка смена видовых картин обеспечивалась свободными посадками деревьев и кустар­ников на пересеченной местности, изменением позиций осмотра парковых сооружений и их отдельных архитектурных элементов. Паркостроители забо­тились и о том, чтобы из комнат зданий видимые части парка были не менее, а пожалуй, и более разнообразны и эффектны. Чтобы они картинно входили в интерьер, связывали его с природой.

И действительно, из комнат дворца и других зданий усадьбы открыва­лись великолепные виды на парк, на пруды, на окружающие леса и поля, на заречные дали.

И красота Локотского парка нашла своего живописца. Лучшие годы твор­чества художника-пейзажиста, академика живописи Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944) связаны с Локтем и его окрестностям и. В 1908-1912 годах художник неоднократно посещал Локоть, подолгу жил в нем в разные времена года. Им написан ряд картин, вошедших в золотой фонд русской пейзажной живописи начала XX века. Среди них картины, навеянные красо­той парка и окружающей брасовской природой. Некоторые картины написаны непосредственно в Локте, иные на этюдном материале, собранном здесь, и по впечатлениям, оставшимся от общения с природой этих мест.

Воспитанный на реалистических традициях русской пейзажной живописи, ученик И. И. Левитана, С. Ю. Жуковский в своих произведениях раскрывает

красоту природы средней полосы России. Он изображает ее в связи с жизнью человека, с крестьянскими постройками, с архитектурными памятниками.

Его изображения интерьеров дополняются пейзажем, видным за окном, поэтически соединяют человека с природой, одухотворяют пейзаж. Таков ряд его «интерьеров» Локотского дворца. В них можно увидеть уголки парка в разные времена года.

«Интерьер», приводимый в данной книге, изображает уголок гостиной с цветами на раскрытом рояле, с креслом и занимающим добрую половину картины окном.

В обрамлении окна заснеженный парк: ветви деревьев гнутся под тяже­стью снега, снег на поляне, на скамьях и садовом столе; свежо и морозно, настоящая брянская зима... «Радостный май» — еще один интерьер Локот-ского дворца: его приемная. Деревянная бревенчатая стена со старинными портретами, три такихже старых кресла и дваокнав парк. Одно распахнуто, и подснежники на подоконнике, кажется, колышет майский ветерок. За ок­нами парк, залитый весенним солнцем. На деревьях нежная дымка зелени. По-весеннему ясное небо с несколькими облачками. Очень тонко переда­но состояние природы в парке. Оно входит в дом и волнует зрителя первой свежестью и дуновением весны.

Еще один пейзаж: «На веранде. Осень». Это веранда «гостиного доми­ка», располагавшегося по соседству с дворцом (не сохранился). За усыпан­ной листьями верандой видна часть парка. На ближнем плане золото берез, оттененных темной зеленью елей и по-осеннему синим небом. Меж их вет­вей проглядывают озеро, заозерные дали. Радостная и одновременно не­множко грустная картина нашей золотой осени.

Шедевр художника — «Плотина». Старожилы без труда узнают на картине изображение мельницы «на прудках» в Локте. На переднем плане — гребля (плотина) и плес воды. У плотины — мельница, та самая, которая исчезла во время войны. Точно такие бесхитростные деревянные водяные мельницы еще стоят на берегу Площанского озера и на хуторе Холмецком Брасовского района. Поэтичная, задушевная картина. В природе ранняя весна. На пологом склоне — лес, среди глубокого снега видны проталины. На дороге и гребле снег уже растаял. Поверх льда вода синим зеркалом отражает мельницу, до­мик, деревья. Воздух чист и прозрачен. Типичная в своем сдержанном богат­стве весенняя картина нашего края. Серые, серебристые, переходящие от холодных к теплым, несколько приглушенные тона точно передают весеннее состояние природы — неяркой, любимой и родной.

Я упомянул далеко не все картины, навеянные живописцу Жуковскому брасовской природой, парком, архитектурой. Сейчас эти картины можно встре­тить во многих музеях нашей страны и за рубежом. Пусть без указания конк­ретного места, на них изображенного, лирические полотна С. Ю. Жуковского помогают людям лучше понять красоту среднерусской природы, полюбить ее, как полюбил сам художник. А через нее полюбить еще глубже Родину.