ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО Володарский район города Брянска
Рядом с железнодорожным вокзалом расположено локомотивное депо Брянск-I. Когда заходишь на его территорию, в первую очередь бросается в глаза чистота и порядок. Стальные нити, извиваясь, ведут из депо к пассажирским платформам. А отсюда, блестя в лучах солнца как паутинки, они разбегаются по многим направлениям.
Труд путейцев, движенцев, связистов на транспорте — очень сложный и весьма ответственный. Особенно зто касается работы машинистов локомотивов.
Когда-то пассажирские паровозы с составом в восемнадцать вагонов двигались со скоростью в тридцать пять-сорок верст в час. Товарные, тянувшие около сорока груженых двухосных вагонов, развивали скорость в шестнадцать-восемнадцать верст в час.
С вводом Риго-Орловской железной дороги на ней эксплуатировались паровозы, изготовленные в Германии. Пассажирский паровоз Ар, например, весит тридцать две тонны.
Старинные документы Орловско-Витебской железной дороги свидетельствуют, что оборотное депо в Брянске "служит для постановки паровозов, пришедших с поездами и ожидающих оборот ного отправления. Кроме того, в депо находятся паровозы, назначенные для маневров на станции... Паровозы, взявшие поезда в Орле, идут до Брянска, где их сменяют паровозы пятого участка..."
При депо были оборудованы мастерские. При них находился вспомогательный вагон: в случае аварии он выезжал на место и оказывал необходимую помощь. В нем были предусмотрены пять домкратов, канаты, кувалды, молотки, кузнечные зубила.
Вскоре иностранные локомотивы стали заменяться отечественными. Машинистам депо пришлось водить составы разными типами паровозов — "ОВ", "Щ"...
Сегодня по стальным магистралям мчатся тепловозы и электровозы. На административном здании депо прикреплена мемориальная доска. Она гласит: "16 октября 1973 года в локомотивном депо Брлнск-I поставлен в запас последний паровоз ЭР 787-70. Слава ветеранам стальных магистралей".
Бывший начальник депо Брянек-I Н. М. Абрамов вспоминает, что прежде чем перейти на электровозы и тепловозы, коллективом была проведена большая работа. Предстояло технически переоснастить депо, а главное — подготовить кадры, освоить новую технику. Все машинисты и их помощники прошли учебу.
В начале семидесятых годов на смену паровозам "ИС" и "СУ" пришли тепловозы ТЭ7, а чуть позже — ТЭМ, ТЭП10Л.
81 октября 1967 года машинист Л. Каблуков и его помощник В. Горбачев провели первый электропоезд на участке Брянск— Хутор-Михайловский. В этом же году электровозы, пригородные электрички пошли и по другим направлениям.
"Введение в эксплуатацию электрифицированных участков Брянск—Жуковка, Брянск—Хутор-Михайловский и Брянск—Су-хинич'и позволило значительно улучшить культуру обслуживания пассажиров, резко сократить время, затрачиваемое трудящимися на проезд к месту работы и обратно, увеличить количество пригородных поездов", — отмечал секретарь Брянского горкома партии Б. И. Шульженко на пленуме обкома в декабре 1969 года, где обсуждался вопрос об улучшении бытового обслуживания населения.
Вести на Орёл первую авто мотриссу чехословацкого производства доверили 12 мая 1989 года одному из старейших машинистов A. Кадуну и помощнику машиниста В. Шашкину.
Для вождения автомотрисе к тому времени было подготовлено двадцать семь машинистов. Их обучение и обкатку мотрисс вели машинисты-инструкторы В. А. Маслюк, Н. А. Нехаев, мастера B. Н. Гирко, В. А. Шведов, Н. П. Лошаков, технолог А. Г. Осипов.
Ощутимой была помощь чехословацкой сервисной группы "Вагонка Студенка" во главе с Гельмутом Привицером.
Следует отметить, что большую работу по освоению Новых видов ремонта. провели коллективы ремонтных цехов: ведь чтобы мотриссы исправно действовали, необходимо не только их освоить, но и иметь хорошую техническую базу для ремонта. Брянские локомотивщики успешно справляются и с тем, и с другим.
Сейчас в России эксплуатируется более ста тридцати автомотрисе такого типа. Однако ни в одном локомотивном депо, кроме брянского, не смогли осилить их~ ремонт.
"Сегодня наше депо,— рассказывает начальник локомотивного депо Брянск-I Н, Г. Снитко, — может перебрать всю мотриссу, включая дизель, практически до винтика. Мало того: нашим специалистам удалось усовершенствовать многие агрегаты и узлы
машин, увеличив их ресурс. Практически отказались от закупки в Чехии дорогостоящих деталей, снизив затраты по некоторым из них в десять раз."
Посмотреть, как брянским умельцам удалось наладить полный ремонт автомотрисе, в локомотивное депо Брянск-I съехались представители со всей России. Они проявили к опыту брянцев немалый интерес, почерпнули много поучительного.
Богаты традиции депо. Слаженно трудится коллектив. В нем немало людей, у которых профессия железнодорожника передается из поколения в поколение. Заслуженным авторитетом пользуются династии Митченко, Матюхиных, Носовых, Тамулевич, Га-пеевых... Помнят в депо Логутовых, Попондопуполо, Романова, Скибо, Шушпанова, Кулакова, Новакупова, Жигунова, Заморского, Перететчикова, Ганьшина, Серебренникова, Гавшина и многих других, отдавших свои знания и опыт любимому делу.
Передо мной старая-пресТарая коллективная фотография — возможно, конца XIX столетия. На ней — люди в железнодорожной форме: кто с бородой, кто с усами. Взгляд их устремлен как бы вдаль. В центре снимка фотография лысоватого человека, в черном кителе со стоячим воротником, с двумя рядами блестящих пуговиц. Кто он? Можно лишь догадываться, что этот человек — один из первых руководителей депо. Надпись на снимке гласит: "Доброму и любимому начальнику на память от благодарных служащих депо Риго-Орловской казенной железной дороги".
Трудом многих поколений крепло, мужало и становилось все более технически оснащенным депо. На смену пришла мощная техника, появились компьютеры, видеотехника. Сегодня в депо действует лечебно-оздоровительный комплекс, комнаты психологической разгрузки.