Литературное краеведение на Брянщине
Развитие литературного краеведения как науки на Брянщине является серьёзной проблемой. Ещё в середине 80-х годов Н.А. Милонов, автор учебного пособия для студентов педагогических вузов "Литературное краеведение", писал: "Назрела необходимость большого, принципиального разговора по проблемам литературного краеведения. Он мог бы содействовать развитию этой отрасли литературоведения, преодолению имеющихся в ней недостатков, главным из которых является, на наш взгляд, заниженность научного уровня многих литературно-краеведческих работ, приводящих их к провинциализму, к тому, что они остаются подчас лишь местным явлением... Литературный краевед должен осознать себя не только популяризатором известного, но и исследователем, осмысляющим добытые им факты на уровне последних достижений науки".
Учителя Брянщины знают авторов серьёзных работ по литературному краеведению: Г.И. Стафеева, Н.А. Соболева, В.П. Парыгина, В.Г. Деханова и других. Григорий Исаевич Стафеев - автор глубоких научных исследований жизни и творчества А.К. Толстого. Его книги "Сердце полно вдохновенья" (Тула, 1973), "А.К. Толстой в Красном Роге" (Тула, 1977), "В Отчизне пламени и слова" (Об А.А. Перовском) (Тула, 1983) и другие - результат многолетнего изучения биографии и литературного наследия нашего писателя-земляка. Николай Антонович Соболев как преподаватель Брянского педагогического университета много внимания уделял работе по литературному краеведению, написал учебно-методические пособия для учителей-словесников: "Земля Брянская в русской литературе" (Тула, 1987), "...Душа собою вечно недовольна" (Тула, 1991) и др. Владимир Григорьевич Деханов в 1984 году выпустил книгу "Современники о Ф.И. Тютчеве" (Тула, 1984), ставшую для изучающих жизнь и творчество Ф.И. Тютчева в этот период необходимым литературным источником. Он же автор книги "Современники об А.К. Толстом" (Брянск, 2002), а также многочисленных статей о писателях-земляках, опубликованных в периодической печати.
Из литературоведческих работ последнего десятилетия нужно назвать книгу Игоря Борисовича Непомнящего "О, нашей мысли оболыценье..." (Брянск, 2002) о лирике Ф.И. Тютчева - как один из лучших примеров современного литературоведения.
К сожалению, за пределами внимания литературоведов и критиков остаются многие произведения современных писателей. В то же время именно сегодня выходит огромное количество литературы за счёт средств самих авторов. Издательская ситуация благоприятствует тем, кто имеет средства на публикацию своих сочинений. Не удивительно, что многие из них не выдерживают критики. Читателю предлагается то, что сделано наспех, безответственно, безграмотно. (Автор этого пособия насчитал на десяти страницах одной такой книги сто грамматических ошибок!) Потребность в серьезной, профессиональной литературной критике очевидна.
Много лет посвятил собиранию материалов о творчестве брянских писателей Владимир Петрович Парыгин (1926-1998). Его статьи печатались и в местной, и в центральной печати. Более сорока лет занимался он поиском забытых писателей, связанных творчеством с Брянщиной. За свой счёт ездил по библиотекам, вступал в переписку с организациями и родственниками писателей. Был неутомимым пропагандистом творчества писателей-земляков, руководил советом по пропаганде художественной культуры областного общества "Знание". В начале 70-х годов он стал председателем Брянского литобъединения, работал с начинающими авторами более десяти лет, многим из них дал "путёвку" в большую литературу. В 1985 году вышла в свет его книжка о брянских писателях "Брянщина литературная". На протяжении многих лет она оставалась ценным источником сведений о жизни и творчестве современных писателей-земляков для учителей и преподавателей вузов. Она и сегодня не потеряла своей актуальности, хотя жизнь внесла существенные коррективы в авторские характеристики. Воистину грандиозен труд В.П. Парыгина, воплощённый в его итоговых книгах серии "Брянщина литературная": "Из глубины веков", "Из противоречий сотканный талант", "На ощупь мир правдивей..." Жизнь В.П. Парыгина - это пример подвижничества в служении литературе родного края. Член Союза журналистов и Союза писателей России, В.П. Парыгин оправдал высокое звание литератора. В 1998 году ему была присуждена посмертно премия имени А.К. Толстого "Серебряная лира". "Пары-гинские чтения", проводимые раз в два года в брянском Литературном музее, посвящены памяти В.П. Парыгина. Это и продолжение его дела. В литературно-краеведческой конференции принимают участие сотрудники музеев, госархива и областной научной библиотеки, преподаватели вузов, учителя-литераторы, писатели, ученики В.П. Парыгина. Впервые Чтения состоялись в 2001 году. Материалы конференций отражены в сборниках "Парыгинские чтения", изданных в 2001 и 2004 годах.
Литературным краеведением активно занимается Владислав Сергеевич Пасин, известный на Брянщине как неутомимый исследователь истории и культуры нашего древнего края, нередко - как первооткрыватель фактов и ныне забытых имен. В разные годы он издал книги "Воспитание поэзией", "Декабристы Брянщины", "Подвига тяжкая власть", "Бездомная чайка", "Владимир Соловьёв в Красном Роге", "Овстугская затворница" и многие другие. B.C. Пасин - лауреат премии имени А.К. Толстого "Серебряная лира", награжден юбилейным Пушкинским знаком в честь 200-летия со дня рождения поэта. О писателях-современниках - его книга "Автографы ушедших друзей" (Брянск, 2002). Это книга очерков-воспоминаний о собратьях по перу. Читатель найдёт здесь отдельные главы о Владимире Парыгине, Анатолии Дрожжине, Олеге Ващенко, Николае Иванине, Григории Ме-тельском, Александре Малахове, Викторе Козыреве. Одна из его книг последних лет - "Мелодии Красного Рога" (Брянск, 2007), в которой собраны новеллы, очерки, эссе, стихи, посвященные жизни и творчеству А.К. Толстого.
Статьи, характеризующие творчество писателей, связанных с Брянщиной, периодически публикуются в "Брянской Учительской Газете". Е.В. Потупов, главный редактор газеты, постоянно следит за литературной жизнью нашего края, сам является активным участником и одним из организаторов "Андреевских чтений", знакомит читателей с их материалами. На страницах газеты публиковались репортажи о проведении литературного праздника "Липовый цвет" в Рёвнах, о жизни и творчестве российских писателей, связанных с Брянщиной. "Брянская Учительская Газета" периодически предоставляет учителям материалы к работе по литературному краеведению.
К сожалению, работы критиков, содержащие серьёзный литературоведческий анализ творчества писателей-современников, появляются в печати редко. Их можно найти в коллективных сборниках, содержащих материалы научных конференций. Из периодических изданий следует назвать "Вестник БГУ" (Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского), имеющий раздел "Литературное краеведение". Есть раздел литературной критики в альманахе "Литературный Брянск". Планируется периодичность издания "Парыгинских чтений".
С анализом литературных явлений на Брянщине последовательно выступает Юрий Петрович Иванов. Доктор филологических наук, член Союза Российских писателей, преподаватель литературы, в разные годы он написал статьи о творчестве В.Д. Динабургского, М.С. Юницкой, Ю.И. Кравцова, М.В. Денисовой, В.Е. Сорочкина и др. Он дал оценку литературным журналам, пьесам брянских драматургов. В 2002 году он выпустил книгу "Под сенью Тютчева и Толстого" (Современная литература и театр на Брянщине). В книгу вошли статьи разных лет. Адресован сборник студентам-гуманитариям, учителям-словесникам как пособие по курсу литературное краеведение в вузе и средней школе. В аннотации к сборнику написано: "Цель книги - дать панораму, пусть неполную, литературной и театральной жизни края в 1990-е годы, осмыслить направленность идейно-творческих поисков брянских прозаиков и поэтов, ввести читателя в атмосферу критических споров об их произведениях". Есть в статьях Ю.П. Иванова очень точные замечания, убедительный анализ текстов, свидетельствующий о профессиональном мастерстве и научном потенциале критика. Однако, действительно, многие оценки автора спорны, не все суждения мотивированы, некоторые откровенно недоброжелательны. Эта книга подводит к мысли о необходимости серьёзного, открытого разговора о роли критики в литературном процессе, о дискуссии, в которой смогли бы поучаствовать все, кто неравнодушен к литературе родного края. Учитель должен иметь возможность сравнивать точки зрения, чтобы вызывать на размышление учеников, помогать им выработать свою позицию. К сожалению, усилия исследователей остаются обособленными, статьи публикуются часто с большим опозданием, научные сборники не всегда доходят до заинтересованных читателей... Хочется надеяться, что такая ситуация не навсегда.
Л.Л. Семенищенкова