Страницалитература

Брянский край и литература первой половины XIX века

Не остался Брянский край в стороне от развития отечественной науки и литературы первой половины XIX века.

Семен Егорович Раич (Амфитеатров) (1792-1855 гг.) в семь лет остал­ся сиротой. В 1802 году был отдан в Севскую духовную семинарию, где в то время преподавал его старший брат Фёдор Амфитеатров (будущий Филарет, митрополит Киевский и Галицкии). После семинарии занялся педагогической, общественной и литературной деятельностью. Он был учителем и воспитате­лем молодого Фёдора Тютчева - будущего великого русского поэта, препода­вал словесность в ряде учебных заведений.

В начале 1820-х годов СЕ. Раич возглавлял литературное «Общество дру­зей» («Кружок Раича»), в котором состояли многие будущие известные деяте­ли русской культуры и декабристы. В 1826 году это стало причиной привлечения его к следствию по делу декабри­стов. Однако ввиду явной его непричастности к заговору, Николаем I было разрешено эту информацию «оставить без внимания».

Довольно известным для своего времени поэтом и переводчиком был Иван Петрович Бороздна (1804-1858 гг.). Детство провёл в имении отца в старинном селе
Медвёдове Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне Клинцовский район Брянской области). Образо­вание получил в Благородном пансионе при Московском университете в 1819-1823 годах.

Уже в это время он занимался написанием стихов, которые были напечатаны в популярном тогда журнале «Вестник Европы». Свою переводческую деятельность И.П. Бороздна начал в последние годы учёбы в пансионе и продолжал в Медвёдове, где поселился после женитьбы в 1823 году. Новые публикации стихов осуществлялись бук­вально во всех популярных журналах того времени, он из­дал 4 поэтических книги, были востребованы и переводы И.П. Бороздны. Некоторые из них по сей день признаны лучшими или оказались вообще единственными.

Одним из немногих поэтов, вышедших из числа кре­постных, был Егор Ипатьевич Алипанов (1801 - после 1856 г.). Сын крепостного мастерового Людиновского за­вода, он работал на чугунолитейном заводе И.А. Мальцова, а затем - приказчи­ком на Дятьковском хрустальном заводе.

В 1830 году вышла из печати его первая книга «Стихотворения», а год спустя - «Басни». Российская академия отметила серебряной медалью это из­дание, и Е.И. Алипанов получил вольную.

В оценке его творчества критики разошлись во мнениях. В произведени­ях автора было много подражательного известным литературным образцам, но знание народного быта и живость языка вызывали симпатии большинства читателей.

Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836 гг.) был более известен по литературному псевдониму Антоний Погорельский. Он был внебрачным сыном графа А.К. Разумовского и Марии Михайловны Соболевской, которая ранее входила в число прислуги в одном из его имений. Свою фамилию получил по названию подмосковного местечка Перово.

Детство будущего писателя проходило в имении отца в Почепе. Он получил домашнее об­разование, в 1805 году поступил в Московский университет и уже в 1807 году получил учёную степень доктора философии и словесных наук.

В 1817 году у сестры Алексея Перовского -Анны Алексеевны Разумовской родился сын, на­званный Алексеем (будущий писатель Алексей Константинович Толстой). Появление ребёнка не способствовало укреплению брака Анны с её му­жем графом К.П. Толстым. Натянутые отношения переросли в полный их разрыв. Алексей Алексе­евич увёз сестру с племянником в черниговское имение Погорельцы (отсюда псевдоним писате­ля). С этого момента его жизнь была посвящена ли­тературному творчеству и воспитанию мальчика.

Наибольшую известность автору принесли его прозаические произведения: «Двойник, или Мои ве­чера в Малороссии», роман «Монастыри», а также сказка «Черная курица, или Подземные жители». Та­лант замечательного рассказчика ценили А.С. Пуш­кин, В.А. Жуковский, П.И. Вяземский. Признанием литературных заслуг А.А. Перовского стало его из­брание членом Российской Академии.

Летом 1836 года Алексей Алексеевич с сестрой и племян­ником отправился для лечения в Ниццу. Дело в том, что у него в тридцатилетнем возрасте был обнаружен туберкулёз лёгких. По дороге на лечение, в Варшаве, Перовский скончался, оставив всё своё состояние Анне Алексе­евне и Алексею Константинови­чу Толстому.

Творчество Алексея Константиновича Толстого (1817-1875 гг.) в большей степени пришлось на вторую половину XIX века, но первая его по­весть вышла в 1841 году. Вместе со своими двоюродными братьями Алексан­дром и Владимиром Жемчужниковыми в начале 1850-х годов Алексей Кон­стантинович Толстой создал вымышленный образ Козьмы Пруткова, первое сочинение которого появилось в 1854 году в журнале «Современник».

В результате вымышленный персонаж, которого его создатели надели­ли биографией, родословной и живописным портретом, стал в один ряд с ре­альными писателями. Особенной популярностью пользовались и продолжают пользоваться мысли и афоризмы Пруткова.

Совместно с Алексеем Константиновичем Тол­стым и братом Владимиром над вымышленным обра­зом Козьмы Пруткова трудился Алексей Михайлович Жемчужников (1821-1908 гг.). Он родился в дворян­ской семье в Почепе Мглинского уезда Черниговской гу­бернии. Правда, в дальнейшем родители перевезли его в родовое имение под Ельцом, затем он учился в Пер­вой Санкт-Петербургской гимназии и в Училище пра­воведения. На момент создания образа Козьмы Прут­кова успешно развивалась карьера государственного служащего A.M. Жемчужникова. Он служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях, позже был помощни­ком статс-секретаря Государственного совета. Однако в 1858 году он по собственной воле вышел в отставку.

Творчество под коллективным псевдонимом -лишь часть литературного пути A.M. Жемчужникова. Его лирические стихотворения так же оригинальны, как и его сатира, занимая своё почётное место в рус­ской поэзии. Одной из вершинных достижений русской поэзии XIX века являются стихи Фёдора Ивановича Тютчева (1803-1873 гг.). Он родился в 1803 году в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.