Страницаличные

Документы личного происхождения. Брянск.

О некоторых документах фондов личного происхождения Государственного архива Брянской области
Государственный архив Брянской области (ГАБО) комплектуется не
только фондами организаций, учреждений, предприятий области, но также
и документами личного происхождения, в этом случае фондообразователями
выступают известные ученые, художники, писатели, журналисты, краеведы.
В принципе, документы в архив может сдать любой человек, если эти
документы представляют историко-культурную или научную ценность для
нашего края.
Всего в ГАБО уже более 50-ти фондов личного происхождения
известных ученых, политических деятелей, писателей, краеведов,
преподавателей, художников.
В составе этих фондов находятся не только творческие материалы
самих фондообразователей, ради которых, собственно, и берутся такие
фонды на хранение, но и письма в их адрес, документы, связанные с их
общественной и профессиональной деятельностью, отложившиеся в фонде
материалы членов семьи, близких и дальних родственников. Это правило
комплектования фондов всегда предусматривалось методическими
рекомендациями по работе с документами личного происхождения, как ныне
действующими, так и всеми предыдущими.
Посмотрим на примере трех фондов личного происхождения, что
такие документы (автором которых сам фондообразователь не является)
действительно могут заинтересовать исследователей.
В начале 1980-х годов на хранение в ГАБО поступил личный фонд
Разумова Владимира Петровича – кандидата сельскохозяйственных наук,
профессора Брянского технологического института. В составе фонда
оказались письма Александра и Николая Боголюбских – братьев жены
ученого – из Маньчжурии, где Брянский полк принимал участие в боях
против японских войск в 1905 году. Их историческая ценность несомненна.
На рубеже ХХ и XXI веков письмами заинтересовался брянский
краевед Юрий Иванович Слюнченко, выдержки из них опубликовал в своей
книге «Брянский полк. 200 лет на страже Отечества».1
Письма заметно «оживляют» сухие цифры официальных
документов, дают почувствовать настроение и особенности быта
участников исторических событий.
Вот, например, выдержка из письма Николая Боголюбского от 30
января 1905 г. по дороге в Маньчжурию:
«…Уже пролетела половина Сибири… полчаса назад проехали
г.Красноярск. Холодно, но не голодно, с каждым днем обеды все дешевле.
Ехать весело…».2
Из его же письма от 17 февраля 1905 г., где отчетливо видна зависть
необстрелянного новобранца к офицерам, уже побывавшим в боях:
«…Хотя я здесь живу только два дня, но с удовольствием бы сейчас
уехал на позицию. Встретил товарищей-героев, один из них имеет четыре
награды и ни разу не ранен, все это очень заманчиво, и потому не хочется
киснуть зря в Харбине. Воейков тоже уже имеет награду, он даже не ранен, а
когда ехал с приказанием, то под ним была убита лошадь; конечно, ему
пришлось грохнуться на землю и выбить руку; теперь же он уже совсем
здоров и на днях опять с удовольствием уезжает на позицию».3
Мечта братьев побывать в серьезном сражении так и не сбылась в
ту войну, но, может, для них это было и не плохо, учитывая громадные
потери нашей стороны. Причины поражения понимали все, это видно даже
из письма Александра Боголюбского от 27 марта 1905 г.:
«Солдаты хороши, даже отличные, с такими молодцами можно бы
полсвета взять. Офицеров тоже нельзя ругать, потому что свято
исполняют свой долг, а вот генералы наши никуда не годны».4
Любопытно, что в армии было неплохое отношение к отстраненному
от командования генералу А.Н.Куропаткину. Об этом А.Боголюбский
пишет в том же письме: «…о Куропаткине жалеют. Да и как не жалеть?
Солдаты говорят, что он нас выводил из боев и мы не все гибли, а Линевич –
не знаем, как будет воевать»5 (генерал Н.П.Линевич сменил
А.Н.Куропаткина на посту командующего русской армией после того, как
последний проиграл несколько крупных сражений – под Ляояном, Мукденом
и др.).
За все время войны Брянский полк потерял убитыми 14 офицеров и
228 нижних чинов, ранено было 39 офицеров и 1584 нижних чина, в плен
попало 4 офицера и 223 солдата.6
Как архивист надеюсь, что интерес краеведов к письмам братьев
Боголюбских из Маньчжурии сохранится и в дальнейшем.
Известный русский советский писатель Владимир Чивилихин
(кстати, короткое время работавший в газете «Брянский рабочий») в своем
романе-эссе «Память» упоминает о найденных Константином-Кириллом
Философом корсунских книгах, написанных «русьскими письмены». Вот как
эмоционально он говорит об этом:
«Этот факт будоражит воображение, заставляет ученых разных
стран и любителей истории вновь и вновь обращаться к нему, задаваться
вопросом, который может показаться неожиданным: действительно ли с о з
д а л [разрядка автора. – А.Р.] Константин (Кирилл) старославянскую
письменность? Подумаем, дорогой читатель, вместе: в 860 или 861 году, то
есть еще до призвания в Новгород Рюрика и почти за сто тридцать лет до
киевского крещения Руси, на южных ее рубежах, и не в княжеском дворце, а в
обиходе какого-то, быть может, купца-русича, обыденно существуют две
книги – Евангелие и Псалтырь, канонические христианские тексты коих,
столь сложные по богословскому своему содержанию и архаичному стилю,
написаны некими русскими письменами! Более того – Константин «и
чловека обрет», говорившего «тою беседою», то есть русским языком, а
«въскоре» он сам «начят чисти» (читать) и «съказати» (говорить) на этом
языке, «мънози ся ему дивлеаху, Бога хваляще»!»7
Вывод из всего сказанного В.Чивилихин берет из работы «К истории
создания нашей азбуки (кириллицы)» (Сумы, 1979 год) доктора
филологических наук профессора Павла Павловича Охрименко: «Корсунские
книги, восточнославянская форма греко-славянского письма явились основой
классической, удобной и простой кириллицы, «устроенной» Константином-
философом».8
Данную работу П.П.Охрименко, работая над книгой «Русин из
Корсуни», я пытался найти в библиотеках страны, поиски не дали
результатов. Однако другая работа этого автора по тому же вопросу –
вопросу возникновения кириллицы - оказалась в личном фонде Григория
Исаевича Стафеева, кандидата филологических наук, доцента Брянского
технологического института, исследователя творчества А.К.Толстого.
Григорий Исаевич дружил с украинским ученым, состоял с ним в переписке.
В фонде отложилось дело за номером 34, которое носит длинное
название, но, в интересах брянских краеведов, приведу его заголовок
полностью:
«Статьи доктора филологических наук, профессора П.П.Охрименко
«А.К.Толстой и Украина», «Проблемы хронологии, авторства и
реставрации текста «Слова о полку Игореве», «Про похождения нашей
азбуки», «Кто автор «Слова о полку Игореве», «Когда написано «Слово о
полку Игореве», «Сведения про оригинал «Слова о полку Игореве», «Еще раз
про автора «Слова».
По желанию сдатчика документов – вдовы ученого Антонины
Никандровны Стафеевой, фонд Г.И.Стафеева открыт для исследователей.
В ГАБО хранится личный фонд Ефима Яковлевича Белодубровского,
заслуженного учителя РСФСР. Фонд поступил в конце прошлого века от
сына Ефима Яковлевича – Марка Ефимовича Белодубровского, известного на
Брянщине артиста и композитора.
В фонде имеются четыре каталога областных выставок
самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного искусства за
1976, 1977, 1978 и 1985-й годы. Ефим Яковлевич – участник всех четырех
выставок, представлял на них свои графические работы (в основном
натюрморты). Каталоги иллюстрированы черно-белыми
фоторепродукциями, есть статьи искусствоведов с краткими
характеристиками наиболее интересных картин, скульптур, изделий
декоративно-прикладного искусства.
Отмечу, что в Брянской областной научной универсальной
библиотеке имени Ф.И.Тютчева их нет (в библиотеке такие каталоги
присутствуют лишь за 1988-й и 1989-й годы).
На мой взгляд, для исследователей развития народного творчества
на Брянщине ценность этих каталогов бесспорна. Ведь любой профессионал-
художник всегда проходит через такой этап в своей жизни, когда он еще
неизвестен широкой публике, не получил всеобщего признания. Бывает и так:
любитель не стремится стать профессионалом, творит, так сказать, для
души. И когда хорошие работы таких мастеров появляются на наших
местных выставках, да еще остаются их следы в истории (хотя бы в виде
таких каталогов) – это своего рода чудо.
…Разве неинтересно, что среди участников областных выставок
самодеятельного изобразительного искусства 1970-х – 1980-х годов были
брянские писатели Леонид Мирошин, Владимир Пипченко? А вот другая
фамилия – Халютин Станислав Григорьевич, преподаватель из г.Сельцо.
Один из искусствоведов писал про его картины в 1985 году: «Их отличает
сочная живописность, удачная компоновка деталей. Думается, они могли бы
занять не последнее место и на выставке профессиональных художников»9.
Пройдет лишь несколько лет, и эти пророческие слова сбудутся:
С.Г.Халютин станет членом Союза художников России.

А.В. Ронжин