Страницалетопись

1699 год. Брянская летопись из камня

«Архитектура — тоже летопись мира. Она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания», — отмечал писатель Н.В. Гоголь. «Архитектура — это застывшая музыка», — утверждал немецкий философ Ф. Шеллинг. Вид города зависит от местности, расположения улиц, площадей, скверов, парков, внешне­го вида зданий, их архитектуры... Облик Брянска. Его своеобразие — это кол­лективный портрет, над которым трудятся многие, многие творцы различных эпох, стилей. Постройки старинной архитектуры сохранились главным образом в центре города — Советском районе.

Один из первых планов-чертежей Брянска был составлен в 1699 году. Его автор воевода Иван Пыжов, чтобы найти новые подходящие места для новых житниц под стрелецкий хлеб, и занялся его разработкой. Он определил и опи­сал их. Бумаги были отосланы в Разрядный приказ. К «отписке» воевода при­ложил чертеж центральной и прибрежной частей города. План-чертеж состоит из шести листов. На нем обозначены крепость и слободы, церкви Николая Чу­дотворца, Рождества Христова. Знакомясь с этим картографическим источни­ком, можно в какой-то мере представить характерные черты архитектурного облика города того времени. Существующие ныне церкви — Покровская, Гор­не-Никольская, Спасо-Гробовская и Введенская Петро-Павловского монастыря закрепляют места древних архитектурных доминант, определявших вместе с крепостью объемно-пространственную композицию города и формировавших его силуэт в начальный период развития.

Церковь Покрова построена как соборный храм в 1626 году на средства брянс­кого помещика Е.Т. Алымова вместо старой деревянной церкви. Прежняя упоми­налась в документах 1603 и 1613 годов. В начале XVIII века полностью сооружена заново. В 1798 году храм стал приходским. В конце XVIII века перестраивался. В тридцатые годы двадцатого столетия были утрачены колокольня и централь­ная глава. В 1970-х годах произведена реставрация здания. Архитекторы проекта Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева. Собору возвращен первоначальный вид. При общей традиционной схеме объемного построения архитектура памятника об­ладает рядом интересных особенностей. Четыре главы его расположены не по углам, как это обычно делалось в русских церквах, а ориентированы по сторонам света. Здесь своеобразно переплетены традиции XVIII века с новыми «нарышкин­скими» приемами рубежа семнадцатого-восемнадцатого столетий. Бестолпный пятиглавый храм имеет два этажа. Внизу теплая церковь митрополита Алексея, вверху — холодная Покрова. Здание кирпичное, покрытое обмазкой. Убранство фасадов живописно. В интерьере основные помещения в обоих этажах связаны с трапезной и алтарем одним или тремя проемами. Трапезные нижняя и верхняя, нижняя церковь, а также алтари перекрыты коробковыми сводами, верхняя цер­ковь — сомкнутым сводом со световым барабаном в центре.

Церковь Введения, или, как еще именуют ее, Введенская, построена в 1702 году местными помещиками Фотием и Петром Саловыми на месте древней деревянной церкви. Это единственный сохранившийся памятник древнего Пет-ро-Павловского (Петровского монастыря), основанного еще во второй половине тринадцатого столетия. В XIX веке неоднократно перестраивалась. В 1930 году разобраны главы храма и колокольня, позднее с запада сделана пристройка. Сте­ны и своды здания из болынемерного кирпича, снаружи с обмазкой, внутри ош­тукатуренные, пристройка деревянная. По проекту В.Н. Городкова памятник рес­таврирован в 1987-1988 годах. При исследовании были обнаружены скрытые под позднейшей кровлей остатки очень эффектного древнего завершения церкви, со­стоявшего из трех родов кокошников, о которых упоминалось в документах. «Та­кое завершение вместе с другими архитектурными деталями, — отмечал Василий Николаевич, — позволяет отнести к разряду памятников архитектуры Москвы последней четверти XVII века, которые и повлияли на создание архитектурного образа Брянской Введенской (ныне Петро-Павловской) церкви».

Реставрация храма Воскресения также выполнена по проекту В.Н. Городкова и историка-искусствоведа Е.И. Островой в середине 1980-х годов. И архитек­турный памятник обрел тот вид, который сложился в течение 1741-1840 годов. Построена церковь Воскресения в 1739-1741 годах на средства жителей Брян­ска как собор Воскресенского монастыря вместо прежней каменной церкви 1701-1703 годов, разобранной в 1706 году в связи с созданием новых укрепле­ний города из-за начала Северной войны. Ныне это один из интересных храмов в формах раннего барокко. В традиционной трехчастной композиции выделяется высокий основной объем — два поставленных друг на друга четверика со зна­чительно меньшим верхним, увенчанным главой. Убранство фасадов: крупные пилястры, арки, профилированный карниз, ниши киотов, окна, разделенные ло­паткой, придают зданию красочность.

Каменная Горне-Никольская церковь построена на возвышении напротив Покровской горы. Сооружена она в 1751 году брянскими купцами Кольцовы­ми вместо прежнего деревянного храма, который существовал здесь с 1310 года. Специалисты считают, что это один из лучших памятников Брянска, выполнен в стиле барокко, с более поздней классической колокольней. Церковь, которую мы видим сегодня, сохранилась почти без изменений своего внешнего вида. В композиции кирпичного оштукатуренного здания типа восьмерик на четверике, вытянутого по продольной оси, выделяется вертикализмом основной объем. Его двусветный четверик несет крупный восьмерик, купол которого увенчан строй­ным световым восьмериком с маленькой главкой. Декор фасадов храма тяготеет к формам «нарышкинского» барокко, правда, в упрощенном и плоскостном вари­анте, свойственном уже первой половине XVIII века. Церковь перестраивалась. В первой половине девятнадцатого столетия возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную. Были разобраны завершения здания, сделан ряд пристроек и заложены проемы колокольни в 1964 году. По проекту архитекторов Э.М. Кодисовой и Л.П. Бестужевой церковь реставрирована в 1971-1982 годах.

Спасо-Гробовская церковь расположена на возвышении Петровской горы. Де­ревянный храм, как предполагают, существовал здесь уже в XIV веке. Упомина­ется он в писцовых книгах 1626-1629 годов. В 1770-х годах храм сгорел. Спустя восемь лет был построен каменный. Сооружение существующей кирпичной цер­кви закончено в 1904 году. В тридцатые разобрано ее завершение. По проекту ар­хитектора В.Н. Городкова в 1980-х годах памятник реставрирован. Своеобразен по композиции шатровый храм без трапезной, выполненный в русском стиле. Объ­емно-планировочное решение этого памятника состоит из двух возвышающихся объемов: звонницы с западной стороны и главного нефа в восточной части, свя­занных одноэтажным коротким приделом. Церковь ярусного типа как в главной части, так и в колокольне. Венчание храма пятиглавое: четыре небольших луко­вичных главки на высоких глухих барабанчиках окружают центральный свето­вой барабан, завершенный граненым шатром с щипцами у основания и главкой. Постамент центрального барабана окружен двумя рядами кокошников вперебеж­ку. Красивы пропорциональные соотношения объемов и членений церкви.

В 1755-1765 годах на средства прихожан, в основном купцов Бухтеевых, на месте прежнего деревянного храма Афанасия и Кирилла Александрийских пос­троена Тихвинская церковь. Первоначально она была двухпрестольной. В 1863 году теплая церковь расширена. Сделаны два придела. Левый во имя святителя Тихона. По размерам церковь невелика. По архитектурной композиции пред­ставляет собой традиционное для XVIII века решение: два возвышающихся объ­ема, соединенных одноэтажным корпусом.

Здание бывшей церкви Рождества Богородицы находится ныне на террито­рии стадиона «Динамо». Храм построен в 1827-1831 годах по заказу местного купца А.А. Бабаева в память пребывания в Брянске императоров Петра I (1709 г.) и Александра I (1823 г.). Затем по проекту архитектора Богданова в 1840 была произведена перестройка, а в середине двадцатого столетия ряд проемов зало­жен, частично фасады приобрели новый декор. На куполе по проекту архитек­тора А.Е. Певцова вместо главы поставлен бельведер. В ближайшее время здесь должны начаться реставрационные работы.

Из промышленной архитектуры до наших дней дошли некоторые здания ОАО «БМЗ», железнодорожных узлов Брянск-Орловский, Брянск-Льговский, пивзавода, спиртзавода, отдельные здания канатных фабрик.... В Екатеринин­скую эпоху возводился «Брянский Арсенал». При его сооружении появился ряд интересных решений. Опыт, наследие старых мастеров стремился сохранить, обновить и осовременить Николай Андреевич Лебедев. Он родом из Сарато­ва. После окончания архитектурных классов Академии художеств в Петербурге в 1891 году был направлен на должность архитектора в «Брянский Арсенал». Проектируемые им здания он стремился вписать в ансамбль «Арсенала», созда­вавшийся многие годы. Хорошим образцом промышленной архитектуры слу­жит цех сборочно-артиллерийский, построенный в 1900-е годы по его проекту. К небольшому ранее построенному зданию столярного цеха Н.А. Лебедев удач­но пристроил орудийный цех, состоявший из двух корпусов: продольного, по­ставленного вдоль двора, перпендикулярно нынешней улице Калинина, и по­перечного, вытянутого вдоль нее. Таким образом все постройки были связаны в единую объемную композицию... Выразительна композиция водонапорной башни. Декоративный прием, взятый из древнерусского зодчества, применен при сооружении небольшого здания лесопилки... До сих пор украшают исто­рический облик Брянска яркие по своей архитектуре сооружения по проектам Н.А. Лебедева — бывшие здания женской гимназии на площади К. Маркса, ре­месленного училища по улице Калинина, 111...

Памятников гражданской архитектуры XVII века в городе не сохранилось. Это объясняется тем, что застройка города, за исключением некоторых куль­товых зданий, была деревянной. Брянск не раз был в центре военных событий, подвергался разорению, пожарам.

Интерес в архитектурном отношении представляют здания более позднего периода: бывшая мужская гимназия по ул. Институтской, 16; военный госпи­таль по ул. Красноармейской, 1; казармы Дорогобужского полка; дом генерал-директора «Арсенала» по ул. Покровская гора, 3 и 5, а также ряд жилых домов, например, бульвар Гагарина, 26; ул. Калинина, 219; ул. Красноармейская, 29; ул. Урицкого, 35 и 55; ул. Фокина, 73 и т.д.

Безусловно, привлекателен вид бывшего жилого дома, расположенного на крутом спуске с Покровской горы по ул. Февральской, 6. Сооружен он во второй половине XIX века для местного богатого владельца Авраамова. В годы войны частично разрушен. В 1948 году восстановлен. Затем позднее внесены некото­рые изменения в кровле, убрана ограда, произведена внутренняя перестройка.

Основным градостроительным мероприятием тридцатых-сороковых годов двадцатого столетия явилась реконструкция центра. К этому были привлече­ны выдающиеся московские зодчие А.З. Гринберг, И.А. Фомин, С.Д. Меркулов, В.Ф. Кринский, В.А. Пашков, В.Н. Семенов...

Так, в 1924 году архитектор А.З. Гринберг участвует в конкурсе, а затем по­лучает право на строительство ряда зданий. Одним из значимых был Дом Сове­тов с залом на две тысячи мест. Объемная композиция четырехэтажного с вы­соким цокольным этажом здания соединялась аркой с обособленным большим залом съездов и конференций. Простор и свет — главные достоинства простых по отделке интерьеров. Взаимно перпендикулярное расположение корпусов и зала заседаний позволяло образовать перед Домом Советов городскую площадь, которую они охватывали с двух сторон.

«Приносим свои искренние поздравления ко дню открытия первого в Союзе Дома Советов... и почти единственного примера высокого архитектурно-худо­жественного оформления...» — гласила поздравительная телеграмма от 5 нояб­ря 1926 года архитектурной секции Всерабис Брянскому губисполкому в честь завершения строительства в городе Дома Советов.

В центре города возводятся здания поликлиники на восемьсот посещений, Дом банков и промышленности (ныне учебный корпус № 2 инженерно-техно­логической академии). Типичным примером отечественной архитектуры конца двадцатых — начала тридцатых годов двадцатого века является Дом связи, зани­мающий северо-восточную часть площади К. Маркса. Много новых зданий стро­ится в тридцатых — сороковых годах в Бежице. Это Дворец машиностроителей, кинотеатр «Победа», железнодорожный вокзал, жилые дома. При едином класси­ческом решении каждый из сооружаемых домов имел свою образную характеристику. На выходящем на ул. Куйбышева боковом фасаде одного из них сохранилась надпись: «Дом стахановцев. 1936 г.» Комплекс из жилых домов горисполкома по нынешней ул. Фокина — это первый крупный ансамбль многоквартирных домов нового, прогрессивного для тех времен секционного типа. «Памятник архитек­туры 1-й половины XX века. Дом стахановцев», — сообщает мемориальная доска на доме, выходящем на улицу Фокина и Карла Маркса и построенном по проекту архитектора А.З. Гринберга в стиле конструктивизма. В 1946-1948 годах восста­новлен с использованием декоративных элементов классики.

После Великой Отечественной войны, когда Брянск стал областным цен­тром, был утвержден в 1946 году новый генеральный план. В его разработке принимала участие группа архитекторов во главе с В. Пашковым, участником разработки плана 1929 года. В пятидесятых годах план подвергся корректиров­ке, а в 1958 году в связи с объединением в 1956 году Брянска и Бежицы, а также быстрым ростом промышленности был заново переработан в институте «Гипро-гор» под руководством архитекторов В. Пашкова и Ф. Янсона.

Почти полностью разрушенный Брянск в числе пятнадцати древних русских городов подлежал первоочередному восстановлению. И конечно, велика была в этом роль московских архитекторов. Главная же заслуга, безусловно, прина­длежит брянским архитекторам, сумевшим возродить город и создать немало образцов высокого градостроительного искусства. Руководил этой работой до 1959 года главный архитектор Брянска Б.П. Шавырин при участии М.С. Розов­ского, А.И. Гурова, А.А. Саломахина, Р.В. Рейтера, А.Э. Фридмана, З.И. Озе­ровой, В.Н. Городкова, Н.В. Куспака, Г.А. Гвоздикова, А.Е. Певцова...Под ру­ководством Б.П. Шавырина восстанавливаются многие общественные здания, жилые дома, Борис Петрович и сам проектирует. Его наиболее значимые пос­тройки — здание областного комитета партии, где ныне находится облдума, жилые дома по ул. Фокина, Горького, К. Маркса...

Создание современного центра Брянска во многом связано с именем заслужен­ного архитектора России В.Н. Городкова. По его проектам возведены здания коо­перативного техникума, областной научной библиотеки им. Ф.И. Тютчева, Дома книги, Центрального универмага, ряд жилых домов... С Василием Николаевичем я был знаком многие годы. Он пятнадцать лет был председателем областной ор­ганизации Союза архитекторов, а с 1970 по 1994 год возглавлял областной совет Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Он был ученым, педагогом. Внес большой вклад в увековечение героических подвигов воинов и брянских партизан. Высоко оценена его работа по воссозданию усадеб выдаю­щихся деятелей русской культуры XIX века — Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. По проектам этого зодчего отреставрирован ряд храмов в Брянске.

Украшением города являются здания, воздвигнутые в послевоенный период по проектам Н.В. Куспака, — Дом профсоюзов по ул. Фокина, Дом промыш­ленности и здание облпрокуратуры по бульвару Гагарина. В числе творческих работ архитектора А.А. Саломахина — гостиница «Чернигов», бывшая «Цент­ральная», Дворец пионеров, а ныне театр юного зрителя, ряд жилых домов по ул. Калинина, Горького, Фокина.

Послевоенное десятилетие было коротким периодом расцвета брянского градостроительства, в это время в стиле ретроспективной классики сложились основные ансамбли городского центра. С середины 50-х годов реформы рез­ко оборвали естественный ход развития советской архитектуры. Культурная преемственность в застройке городов была нарушена. Творчество архитекторов было принесено в жертву массовому индустриальному типовому строительс­тву. По проектам архитекторов А.А. Саломахина, Н.М. Бобошко, Ю.И. Тарабри-на в 60-е годы начинается застройка первых жилых микрорайонов. Р.В. Рей­тером разработаны генеральные планы технологического института на новой площадке и больничного комплекса в Бежицком районе, проект застройки сту­денческого городка в Городище разработан К.И. Митиной, проект детальной планировки части Володарского района Д.П. Пятыгиным, микрорайон в центре Фокинского района запроектирован П.М. Угрюмовым. Р.В. Рейшером при учас­тии Ю.И. Тарабрина выполнены проекты здания горисполкома и Дома полит­просвещения на площади Ленина и здания института «Брянскгражданпроект» на площади Октябрьской Революции.

По инициативе Брянского горисполкома Госстрой РСФСР объявил в 1973 году конкурс на эскизный проект планировки и застройки центра Брянска. В конкурсе приняли участие ведущие градостроители Москвы, Ленинграда, Кие­ва, Брянска. Первое место в конкурсе авторитетное жюри присудило проекту ав­торского коллектива института «Брянскгражданпроект» в составе архитекторов Ю.И. Тарабрина, Т.В. Крыловой, В.Т. Теплякова, В.В. Щипанова. По итогам кон­курса Т.В. Крылова разработала проект детальной планировки центра города.

Успех во всесоюзном конкурсе значительно повысил авторитет брянских ар­хитекторов в городе. Увеличивается количество общественных зданий, соору­жаемых по индивидуальным проектам вместо типовых. Архитектор Тепляков тактично встроил Стройбанк между жилым домом и административным здани­ем в самом центре по улице Карла Маркса. По проектам архитектора построено несколько общественных зданий: областной краеведческий музей на площади Партизан, детская областная больница по проспекту Станке Димитрова, боль­ница № 2 на бровке оврага Верхний Судок (ныне кардиологический диспансер). На площади Ленина по проекту Тарабрина сооружена пристройка к зданию об­лисполкома, решившая несколько архитектурных задач: здание развернулось главным фасадом к центральной площади, связалось со зданием горисполкома, облисполком получил представительный вход, просторный вестибюль и допол­нительные рабочие помещения, ныне это здание областной администрации.

Проект концертного зала «Дружба» разрабатывался в два этапа: сначала над ним работали Рейшер и Тепляков. Потом он лежал на полке семь лет. При­шлось его корректировать уже Алиеву и Тарабрину. Зато построили его всего за один год.

Наиболее значительными планировочными работами доперестроечного периода были запроектированные Т.В. Крыловой микрорайон № 5 в Советс­ком районе; микрорайон «Московский» на намывной площадке поймы Десны в Бежицком районе; квартал «Орловский» при въезде в город со стороны Орла в Фокинском районе. Н.М. Петрова выполнила проект детальной планировки жилого района «Аэропорт» в Советском районе.

Любое самое полноценное планировочное решение не гарантирует выра­зительности застройки в условиях типового проектирования, по своей сути не связанного с конкретной окружающей средой и поэтому лишенного какой-либо эмоциональности. Утрата творческого начала отрицательно сказывалась и на ка­честве строительных работ — каменщики не бездушные роботы, выполняющие любую работу с одинаковым усердием. В 1985 году вышло правительственное постановление по возрождению советской архитектуры. Началась перестройка. Постепенно ушло в прошлое типовое строительство. У архитекторов появились условия для творчества. Мотивы русского модерна рубежа XIX и XX веков просле­живаются у архитектора Г.Б. Павленко в двухэтажной пристройке кафе «Медведь» на лестничном спуске по бульвару Гагарина. Пристройка увенчана изящной ба­шенкой с куполом, хорошо просматриваемой снизу с улицы Калинина.

В непривычной для Брянска манере постмодернизма решен В.Д. Ющуком фасад банка в Володарском районе. Им же разработаны фасады молодежно­го досугового центра на месте пришедшего в ветхость кинотеатра «Октябрь». Владимир Дмитриевич более пятнадцати лет успешно трудился в должности главного архитектора Брянска, совмещая эту работу с реальным проектирова­нием и успешным участием в местных конкурсах.. По его проектам сооруже­но оригинальное здание музея «Брянский лес» в парке-музее им. А.К. Толсто­го, здание миграционной службы на улице Пионерской... В сквере напротив драматического театра В.Н. Крымин построил вместо банального стеклянного представительное здание. Право на проектирование автор завоевал самым де­мократическим путем, выиграв конкурс на эскизный проект кафе. Таким же образом он стал автором строящегося в Бежицком районе православного храма. Другой православный храм сооружается по проекту А.А. Зеленова на Москов­ском проспекте в Фокинском районе. В Володарском районе по проекту Э.А. Алиева построено монументальное здание стоматологической поликлиники с женской консультацией. Жилой дом по проекту Ю.В. Романенко по улице Красноармейской перед Центральным рынком имеет хорошо спропорциони-рованные фасады с активным вертикальным ритмом треугольных эркеров. В отделке здания наряду с добротной кладкой из силикатного кирпича удачно включены элементы красного стромовского кирпича. По ее проекту реконстру­ирован стадион «Динамо». На площади Партизан по проекту О.А. Грозевой и А.Р. Ганджаляна воздвигнут высотный дом переменной этажности с часовой башней и круглыми эркерами.

Общий планировочный замысел ансамблевой застройки по улице Красно­армейской от площади Партизан до автовокзала принадлежит Т.В. Крыловой. Эту застройку завершает высотная доминанта на пересечении улиц Красно­армейской и Ромашина — 14-этажный дом архитектора П.В. Прохорова. Им же запроектирован 10-этажный дом по улице Ромашина с пластичными де­коративными фасадами. Два интересных дома с традиционно декорирован­ными фасадами построены по проектам Я. С. Михайлова в исторической зоне Брянска — четырехэтажная пристройка с офисом ОАО «Брянскспиртпром» по улице Горького и дом переменной этажности по улице Ямской на бровке надпойменной террасы реки Десны.

Больше всего новых жилых домов сооружается по проектам А.А. Ковалева. Лучшие из них: угловой жилой дом переменной этажности по улице Советской на Чермете, дом по улице 7-я Линия и дом на пересечении улиц Дуки и Краси­на. По его проекту хорошо вписалось в панораму застройки оврага Верхний Су­док общежитие юридического института рядом с 9-этажной жилой пристрой­кой архитектора А.И. Чурбанова по улице Тарджиманова. По проекту Ковалева воздвигнуто здание реабилитационного центра УВД по улице Горького с круг­лой угловой башней, увенчанной зеленым куполом.

По улице Дуки по проекту О.А. Грозевой построено здание Брянского фи­лиала Московского психолого-социального института. Удачно запроектирована группа жилых домов переменной этажности архитектором В.Н. Коршуком на улице Брянского Фронта у въезда в город со стороны Смоленска. По улице Крах-малева на территории бывшего аэропорта предусмотрена ансамблевая застройка нескольких административных зданий. По проекту В.Н. Коршука напротив ком­плекса лицея — монументальное здание Дома правосудия и композиционно увя­занное с ним здание Пенсионного фонда, спроектированное Ю.В. Романенко.

С переходом к рыночной экономике в целях демонополизации и развития конкуренции легализованы мелкие проектные организации, что во многих го­родах привело к развалу крупных проектных организации. В Брянске большин­ство важных объектов проектируется ведущей территориальной организацией «Брянскгражданпроект» со штатом свыше 400 человек. Более восемнадцати лет институт возглавляет заслуженный строитель России А.А. Петроченко. Боль­шой вклад в разработку проектов вносят опытные инженеры Г.А. Плясунов, В.Н. Васина, А.С. Белан, М.В. Бондаренко, старейший работник В.В. Гальцов, В.Н. Дробовиков и заслуженный строитель России Л.Г. Ильичева. В области реализуется ряд социально значимых инвестиционных программ.

Во все времена высоко ценился труд строителей. И мы отдаем им должное. Велик вклад плотников, каменщиков, штукатуров, столяров, монтажников, лю­дей всех профессий. Весом вклад коллективов бывшего строительного треста № 15, управления «Брянскстрой», комбината «Стройдеталь», завода крупных па­нелей, десятков других строительных групп и участков промышленных пред­приятий, применявших хозяйственный способ строительства, особенно жилья. «Ныне в строительном комплексе Брянщины работает более пятисот хозяйст­вующих субъектов и свыше пятидесяти предприятий промышленности строи­тельных материалов, более пятидесяти проектно-изыскательных организаций», — рассказывает президент Брянского союза строителей, заслуженный строи­тель РСФСР, почетный строитель России А.А. Шилин. Строители! Какой бы сферы мы ни коснулись, всюду есть их вклад. Брянск с каждым годом меняет свой облик.

Я. Соколов