СтраницаЛЕГЕНДЫ

ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ БРЯНЩИНА

Свенский монастырь основан в 1288 году Черниговским князем Романом Михайло­вичем, проживавшим в то время в Брянске. Первые сведения о возникновении монастыря связаны, как обычно, с церковной легендой.

Будучи в своей «отчине» в граде Брянске, «в лето 6796» (1288) князь Роман ослеп. Про­слышав о чудесах исцеления, творимых образом Богородицы и Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, князь послал гонца сво­его, священников и архимандрита Брянско­го Петропавловского монастыря в Киевский Печерский монастырь за чудотворной иконой. Икона из Киева была отправлена на ладье по Десне.

«Сим образом пловущим им ста (остано­вилась) ладия на едином месте среди реки Десны; и егда посланим рекоша: обляжем нощь сию в Свине реце (Свени реке), лодка пойде и приставше к берегу одесную страну (к правой стороне) - пребыша нощь ту. Егда же наутрие восставше пойдоша на ладию помо-литися Пресвятой Богородице - оная не обре-тоша (не найдена в ладье). Того ради, приехав-ше за Десну реку, против реки Свини, пойдоша по горам и обретше Пресвятые Богородицы образ стоящ на дубе велицем, между ветвя­ми послаша вестника к великому князю Рома­ну Михайловичу исповедати чудо, бывшее от иконы Пресвятые Богородицы, и тако великий князь, услышав о сем от вестника, собрав весь священический лик (всех священников) и пой­доша пеши, идеже стояще Пресвятых Богоро­дицы образ».

Слепой князь, помолившись, прозрел. Про­зревши, повелел поставить на месте у дуба крест, а позже «совершили храм во имя Пре­святой Богородицы честного и славного Ея Успения».

Такое начало монастырю дает легенда.

В действительности, мотивы его возникно­вения были более глубокими и важными.

Выбор места для монастыря - на возвышен­ном берегу при слиянии двух важных дорог -Десны и Свини (так раньше называлась Свень) - на подступах с юга к городу Брянску сделан из стратегических (оборонительных) сообра­жений. Незадолго до этого севернее Брянска был основан Петропавловский монастырь. Основанием Свенского монастыря город укре­плялся с юга.

Кроме того, придавая значение своему «отчему» городу, князь Роман хотел укрепить его и идеологически, создавая духовный центр молодого Брянского княжества.

Легенда о явлении иконы на дубе была необходима для создания ореола святости и чудотворности монастырю, привлечения к нему прихожан, жаждущих исцеления от неду­гов, привлечение пожертвований, укрепление его экономики для дальнейшего развития.

Первоначально Свенский монастырь, как и большинство его «собратьев», представлял собой земляную крепость, обнесенную валом и частоколом из заостренных в верхних концах бревен. Этот частокол заключал небольшую территорию с первой деревянной Успенской церковью в центре. Вокруг нее располагались другие, также деревянные постройки обители-крепости. С такими постройками монастырь просуществовал до середины XV столетия.

Находясь на «горячем месте» пригранич­ной земли Московского государства, монастырь делил участь укрепленных городов его рубежей. Волны вражеских нашествий не раз поглощали монастырь.

В 1582 году отряды литовцев под началь­ством Яна Оршевского и витебского воево­ды Паца напали на Брянск и сожгли его. Во время этого набега сильно пострадал и Свен­ский монастырь. Его историк и архимандрит Иерофей говорит, что «монастырское строе­ние, образа и книги, и ризы, и сосуды, и всякую казну и жалованные грамоты, и всякие кре­пости монастырские - то все люди литовские сожгли, а игумен с братией из монастыря утек­ли на лес душею и телом, (т.е. без всего) только унося с собою чудотворный образ».

В 1607 году монастырь разорен Лжедмитри-ем II. В 1664 году, 9 января, крымские татары, как говорится в монастырской записи, в конец разорили обитель.

Панорама Свенского монастыря. Вид со стороны главного входа

Неизвестно, долго-ли существовал в таких условиях первый деревянный храм Успения Богоматери,  построенный  князем  Романом, он возобновлялся, но только Иваном IV Грозным было повелено построить новую соборную каменную церковь и другую - во имя Антония и Феодосия Печерских.

Придавая Брянску, как одному из фор­постов Московского государства, важное значение, Иван IV сочувственно отнесся к пострадавшему монастырю. Во исполне­ние обета, данного по случаю окончания Ливонской войны, в 1583 году царь затре­бовал в Москву икону Свенской Богоматери. В Москве на нее был сделан золотой венец, украшенный драгоценными камнями и жем­чугом. Монастырю же перепали и другие царские милости  -  пожертвовано множество сел и деревень. Эти дары открыли мона­стырю путь к процветанию.

Панорама Свенского монастыря. Вид со стороны Десны

Начало строительства каменной соборной Успенской церкви документально не установ­лено. Но, видимо, это было ранее 1565 года. Такой датой отмечен дар князя Ивана Федо­ровича Мстиславского трех железных дверей строящейся каменной церкви, которые были в ней установлены. Успенская церковь была закончена строительством в 1578 году. Строил ее «Тверитин Гавриил Дмитриев Маков».

Но этому каменному первенцу явно не повезло. То ли по причине конструктивных просчетов, то ли от неудачно выбранного места близко к краю горы, но «как создали церковь, в то время каменные своды упали. Игу­мен же Мартиниан с братиею и со всеми людь­ми ... невредим из оной изыде». Так и остался собор стоять с провалившимся сводом.

Несколько позже Успенской церкви, но тоже во времена Ивана Грозного, был постро­ен второй каменный храм в монастыре - цер­ковь Антония и Феодосия, Печерских чудот­ворцев. Этот храм простоял около сотни лет и в 1677 году «по ветхости» обрушился. Размер разрушения не известен, но видимо не очень велик, так как вскоре церковь была восстанов­лена.

Предположительно, в конце XVI века, вме­сте с названными церквами была построе­на каменная отдельно стоящая колокольня. В 1681 году монастырь был передан Киево-Печерской Лавре. Из описи строений, состав­ленной казначеем Лавры, Иоанном Макси­мовичем видно, что в монастыре в то время находились все три эти каменные строения. Успенская соборная церковь была в полураз­рушенном состоянии (свод не был восстанов­лен) и имела «действующий» придел Иоанна Предтечи с резным иконостасом редкой рабо­ты. Церковь была крыта тесом, имела пятиглавое завершение с покрытыми белым железом главами. В таком виде церковь просущество­вала до 1744 года.

Храм Антония и Феодосия был «теплый», то есть отапливаемым. Он стоял «на погребах» -на высоком подклете и состоял из собственно церкви и трапезной.

К церкви была пристроена «подкеларская», а в погребах размещались кладовые и хлеб-ня. Церковь и трапезная были покрыты тесом. Единственная глава церкви крыта белым желе­зом. Колокольня была каменная, «на которой глава и кровля огорелые».

Из той же описи 1681 года видно, что в монастыре были 29 келий, больница, службы, «ограда деревянная; половина ея крыта тесом, а другая половина забрана забором со столба­ми».

В 1670-х годах выстроена новая каменная церковь Сретения Господня над северными «святыми» воротами, на том месте где «про­зрел» князь Роман.

По монастырской летописи в Свенском монастыре неоднократно останавливался Петр I, когда он приезжал в Брянск с целью инспектирования оборонительных сооруже­ний и наблюдения отсюда за движением войск шведского короля Карла. Находясь в мона­стыре, Петр узнал об измене гетмана Мазепы. После Полтавской битвы он снова заезжал в монастырь.

В 1742 году построена четвертая камен­ная церковь - Преображения Господня - над западными, ярмарочными воротами.

Главный вход

Обветшалая Успенская церковь в 1749-1758 годах заменена новой каменной соборной церковью Успения Богоматери.

Деревянная ограда в 1735 году начала заме­няться каменной, которая закончена стро­ительством в 1764 году. Одновременно со строительством ограды и Преображенской церкви, в 1749-1759 годах, построены одно­этажный каменный корпус келий с погребом и две каменные кельи по обеим сторонам Пре­ображенской церкви.

В 1791 году древняя келья, в которой оста­навливался Петр I, была окружена новыми каменными стенами с отступом на 1,68 м от ее стен и над ней возведены деревянные игумен­ские покои.

К концу XIX века к этим сооружениям монастыря прибавились другие служебные постройки: приемный дом каменно-деревян-ный, училище, скотный двор.

В 1924 году комиссия Главнауки под пред­седательством известного искусствоведа и художника академика ИЗ. Грабаря обследо­вала Свенский монастырь и вынесла твердое решение - рекомендацию о необходимости его сохранения, как ценного памятника исто­рии и архитектуры. Однако в 1928 году Успен­ский собор, церковь Антония и Феодосия, колокольня и мемориальная келья Петра I были разрушены.

Рисунок-реконструкция В.Н. Городкова на начало XX века (1974): 1 — Успенский собор (не сохр.); 2 — Церковь Антония и Феодосия (руины); 3 — Церковь Сретения; 4 — Церковь Преображения; 5 — Колокольня (не сохр.); 6 — домик Петра I (не сохр.); 7 — жилые и хозяйственные постройки; 8 — предвратные башни; 9 — водовзводная башня

Основой экономического благосостояния монастыря были его обширные землевладе­ния. В разных местах территории теперешней Брянской области и вне ее монастырь владел пахотными землями, лугами и лесными угодья­ми. В XVIII веке к монастырю было «приписа­но» 45 деревень, в которых 9108 человек-муж­чин работали «на обитель».

Другой не маловажной статьей дохода монастыря являлась исторически знаменитая Свенская ярмарка. Эта ярмарка, начиная с XVI столетия до 1864 года, ежегодно проводилась у стен монастыря, который был ее организато­ром и участником.

Ярмарка имела большое значение для тор­говли всей Руси. В жалованной царской гра­моте 1682 года говорится: «при семь же и то сохранять, чтобъ между многими месты слав-ныя Свенская ярмарка имела повинность по прежнему без умоления...чтобъ впредь тот торговый славный съезд прибавлялся, а не умолялся».

На ярмарку съезжалось много купцов, не только русских, но и иностранных, особен­но греков. Число ярмарочных лавок и торго­вых мест доходило до 700. Здесь были целые торговые ряды: кружевные, холщовые, кра­шенинные, москательные, серебряные и дру­гие. В книжном ряду торговали книгами, напе­чатанными в типографии Киево-Печерского монастыря. Находились трактиры, кабаки, хар­чевни, скотопригонный и конный дворы, бани, весы и оптовые склады виноградных вин. Для этих складов были построены громадные кир­пичные погреба, где хранились не только вина привозные, но и «горячее вино» производства монастырских заводов.

Ярмарка располагалась у самой западной монастырской стены и соединялась с мона­стырем посредством «ярмарочных» ворот.

Монастырь являлся крупным крепостниче­ским хозяйством - производителем различ­ной сельскохозяйственной продукции, пред­метов «монастырского дела» и промыслов - рыбной ловли, «бобрового гона» и других. Кроме того, имел доходы от прихожан-бого­мольцев и богатых вкладчиков-бояр и поме­щиков, а порою и от «царственных особ».