Путешествие жиздринского купца в Палестину и Египет. Брянская земля.
Хожения были одним из самых популярных жанров рус-
ской средневековой литературы. В XIX в. количество путешест-
венников, благодаря техническим усовершенствованиям – изо-
бретению паровоза и парохода, а также политическим измене-
ниям значительно увеличивается. Некоторые из них оставили
после себя описания путешествий, которые представляют как
исторический, так и литературный интерес.
Одним из таких поздних путешественников был жизд-
ринский мещанин Онисим Симоченков. Рукопись с описанием
его путешествия сохранилась в собрании Павла Никитича Ти-
ханова, хранящемся в рукописном отделе Российской нацио-
нальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Общий объем рукопи-
си, вместе с подшитыми с ней паспортом и письмами, составля-
ет 247 листов. Онисим Симоченков был благочестивым чело-
веком и давно хотел посетить святые места и особенно покло-
ниться Живоносному Гробу. Этому препятствовали его торго-
вые занятия и общественные обязанности. Наконец, в возрасте
34 лет, он нашел свободное время и получил у калужского гу-
бернатора разрешение на получение заграничого паспорта. Со-
провождать его в дальнем путешествии вызвались жиздринские
купеческие дети Федор Смирнов и Василий Маркасов.
«Имели предметом заехать в Белобережскую пустынь. Ибо к этой пустыни еще
с детства привлекалось мое сердце. И поныне нравится своим
строгим уставом и чиноположением, как в церкви, трапезе и на
послушаниях монастырских. В России во многих монастырях я
бывал, но равного с ней чиноположения редко, где мог видеть. В
этой обители братии до 150 человек и внешностно во всем при-
личествуют монашеской жизни».
26 августа прибыли в Одессу, которая встретила их ил-
люминацией в честь коронования Александра II. 2 сентября в
губернаторской канцелярии они получили заграничные паспор-
та, за что было уплачено по рублю серебром. Однако билет на
пароход им удалось приобрести только на 10 сентября. Билеты
были куплены самые дешевые - на палубу по 5 рублей. Билет в
каюту 3-го класса стоил 7 руб., 2-го -18 руб., а первого - 28 руб.
серебром. С собой разрешалось взять три пуда клади. Наконец
пароход ««Церера» вынул якорь, Одесса убегала от нас.
Путь до Константинополя занял
42 часа. В 9 часов утра 12 сентября судно вступило в Босфор,
При первом же посещении греческой Николаевской
церкви путешественники «были удивлены тем, чего в нашей
благословенной России никогда не увидишь. Греки православ-
ного вероисповедания стояли в храме в красных шапках, напо-
добие колпаков, и к каждой пришита черная кисточка. Они на-
зывают их фесками. Странно тогда было видеть, как простой
народ ходил около царских дверей».
20 сентября были приобретены билеты на французский
пароход до Яффы. Билет стоил 14 руб.
В Иерусалим отправились на огромных страшных
верблюдах.
От Яффы до Иерусалима 60 верст. Такое расстояние
можно было бы преодолеть и пешком, но из-за частых грабежей
арабов это запрещено. Местность по которой ехали была весе-
лой. Кругом сады с лимонами,
9 октября 1857 года в 2 часа дня въехали в Яффские во-
рота. В патриаршем монастыре их встретили греческие монахи,
которые отвели в залу без мебели, но с циновками и ситцевыми
подушками. Русским людям было непривычно сидеть, поджав
ноги. Их угостили виноградным вином, чашкой кофе, горсткой
изюма. Греческий архимандрит по-русски поздравил с прибы-
тием. Вечерняя трапеза состояла из маслин, похлебки из сара-
чинского пшена, пшеничного хлеба и виноградного вина. На
следующее утро они проснулись с ударами колокола. Их отвели
в особую комнату, где два инока, один с большим медным та-
зом, а другой с умывальником теплой воды подходили к каждо-
му и мылом и водой умывали ноги.
В 2 часа дня отправились в главную святыню христиан-
ства - храм Воскресения Господня. Величественные железные
врата уже были отперты. Православные люди были огорчены,
увидев слева от входа сидевших на коврах турок, хранителей
ключей. Они были в чалмах, с трубками в руках. Перед ними
стояли чашки с кофе. Паломники благоговейно обошли храм,
через небольшую низкую дверь вошли в погребальную пещеру,
где несколько раз приложились к святыне. Монах, находивший-
ся у гроба, лил из сосуда на руки паломникам благоуханную во-
ду. «…Часовня гроба господня находится в западной части хра-
ма, на обширной площадке из дикой скалы, обложенной мрамо-
ром, три стороны гроба не отделяются от скалы, сверху он за-
крыт мраморной доской ...перед гробом 36 лампад, 13 -
греческих, остальные - прочих вероисповеданий. В великую
субботу все они погашаются до получения новоблагодатного
огня. В 6 часов вечера турки заперли паломников в храме. На
ужин им дали сыр, селедку, кашицу из риса и по чашке вина.
После трапезы отправились в ризницу, где записали себя и
жертвовали, кто сколько мог. После этого каждый выбрал себе
место, где читали молитвы. Симоченков уединился на Голгофе,
где прочитал канон и акафист страстям Христовым, потом у
гроба прочитал из Евангелия от Иоанна.
Путники поднялись на гору Синай, где Симоченков ис-
пытал страх, после посетили Вифлеем, монастырь Саввы Освя-
щенного. Страстную неделю они провели в Иерусалиме, где 23
марта 1858 г. встретили пасху. 3 апреля 1858 г. паломники вы-
ехали из Иерусалима. Путешествие по Святым местам привело к
изменению жизненного пути Онисима Симоченкова. Он пишет
письмо к иеромонаху Израилю настоятелю Карачевского Одри-
на монастыря с просьбой оказать помощь в выборе старца ду-
ховника и принимает монашество с именем Авраамия в Мцен-
ском монастыре. Его мирские занятия торговлей, финансовый
опыт пригодились и в монастыре, где его назначили казначеем.
Святые места описывались многими русскими путеше-
ственниками, но рукопись Симоченкова интересна не только
теми конкретными сведениями, которые в ней содержатся, но и
ярко выраженным в ней мироощущением простого русского че-
ловека.
В.П. Алексеев,
директор Брянского государственного объединенного краеведческого музея
Путешествие жиздринского купца в Палестину и Египет