Страницакупца

Путешествие жиздринского купца в Палестину и Египет. Брянская земля.

Хожения были одним из самых популярных жанров рус-

ской средневековой литературы. В XIX в. количество путешест-

венников, благодаря техническим усовершенствованиям – изо-

бретению паровоза и парохода, а также политическим измене-

ниям значительно увеличивается. Некоторые из них оставили

после себя описания путешествий, которые представляют как

исторический, так и литературный интерес.

Одним из таких поздних путешественников был жизд-

ринский мещанин Онисим Симоченков. Рукопись с описанием

его путешествия сохранилась в собрании Павла Никитича Ти-

ханова, хранящемся в рукописном отделе Российской нацио-

нальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Общий объем рукопи-

си, вместе с подшитыми с ней паспортом и письмами, составля-

ет 247 листов. Онисим Симоченков был благочестивым чело-

веком и давно хотел посетить святые места и особенно покло-

ниться Живоносному Гробу. Этому препятствовали его торго-

вые занятия и общественные обязанности. Наконец, в возрасте

34 лет, он нашел свободное время и получил у калужского гу-

бернатора разрешение на получение заграничого паспорта. Со-

провождать его в дальнем путешествии вызвались жиздринские

купеческие дети Федор Смирнов и Василий Маркасов.

«Имели предметом заехать в Белобережскую пустынь. Ибо к этой пустыни еще

с детства привлекалось мое сердце. И поныне нравится своим

строгим уставом и чиноположением, как в церкви, трапезе и на

послушаниях монастырских. В России во многих монастырях я

бывал, но равного с ней чиноположения редко, где мог видеть. В

этой обители братии до 150 человек и внешностно во всем при-

личествуют монашеской жизни».

26 августа прибыли в Одессу, которая встретила их ил-

люминацией в честь коронования Александра II. 2 сентября в

губернаторской канцелярии они получили заграничные паспор-

та, за что было уплачено по рублю серебром. Однако билет на

пароход им удалось приобрести только на 10 сентября. Билеты

были куплены самые дешевые - на палубу по 5 рублей. Билет в

каюту 3-го класса стоил 7 руб., 2-го -18 руб., а первого - 28 руб.

серебром. С собой разрешалось взять три пуда клади. Наконец

пароход ««Церера» вынул якорь, Одесса убегала от нас.

Путь до Константинополя занял

42 часа. В 9 часов утра 12 сентября судно вступило в Босфор,

При первом же посещении греческой Николаевской

церкви путешественники «были удивлены тем, чего в нашей

благословенной России никогда не увидишь. Греки православ-

ного вероисповедания стояли в храме в красных шапках, напо-

добие колпаков, и к каждой пришита черная кисточка. Они на-

зывают их фесками. Странно тогда было видеть, как простой

народ ходил около царских дверей».

20 сентября были приобретены билеты на французский

пароход до Яффы. Билет стоил 14 руб.

В Иерусалим отправились на огромных страшных

верблюдах.

От Яффы до Иерусалима 60 верст. Такое расстояние

можно было бы преодолеть и пешком, но из-за частых грабежей

арабов это запрещено. Местность по которой ехали была весе-

лой. Кругом сады с лимонами,

9 октября 1857 года в 2 часа дня въехали в Яффские во-

рота. В патриаршем монастыре их встретили греческие монахи,

которые отвели в залу без мебели, но с циновками и ситцевыми

подушками. Русским людям было непривычно сидеть, поджав

ноги. Их угостили виноградным вином, чашкой кофе, горсткой

изюма. Греческий архимандрит по-русски поздравил с прибы-

тием. Вечерняя трапеза состояла из маслин, похлебки из сара-

чинского пшена, пшеничного хлеба и виноградного вина. На

следующее утро они проснулись с ударами колокола. Их отвели

в особую комнату, где два инока, один с большим медным та-

зом, а другой с умывальником теплой воды подходили к каждо-

му и мылом и водой умывали ноги.

В 2 часа дня отправились в главную святыню христиан-

ства - храм Воскресения Господня. Величественные железные

врата уже были отперты. Православные люди были огорчены,

увидев слева от входа сидевших на коврах турок, хранителей

ключей. Они были в чалмах, с трубками в руках. Перед ними

стояли чашки с кофе. Паломники благоговейно обошли храм,

через небольшую низкую дверь вошли в погребальную пещеру,

где несколько раз приложились к святыне. Монах, находивший-

ся у гроба, лил из сосуда на руки паломникам благоуханную во-

ду. «…Часовня гроба господня находится в западной части хра-

ма, на обширной площадке из дикой скалы, обложенной мрамо-

ром, три стороны гроба не отделяются от скалы, сверху он за-

крыт мраморной доской ...перед гробом 36 лампад, 13 -

греческих, остальные - прочих вероисповеданий. В великую

субботу все они погашаются до получения новоблагодатного

огня. В 6 часов вечера турки заперли паломников в храме. На

ужин им дали сыр, селедку, кашицу из риса и по чашке вина.

После трапезы отправились в ризницу, где записали себя и

жертвовали, кто сколько мог. После этого каждый выбрал себе

место, где читали молитвы. Симоченков уединился на Голгофе,

где прочитал канон и акафист страстям Христовым, потом у

гроба прочитал из Евангелия от Иоанна.

Путники поднялись на гору Синай, где Симоченков ис-

пытал страх, после посетили Вифлеем, монастырь Саввы Освя-

щенного. Страстную неделю они провели в Иерусалиме, где 23

марта 1858 г. встретили пасху. 3 апреля 1858 г. паломники вы-

ехали из Иерусалима. Путешествие по Святым местам привело к

изменению жизненного пути Онисима Симоченкова. Он пишет

письмо к иеромонаху Израилю настоятелю Карачевского Одри-

на монастыря с просьбой оказать помощь в выборе старца ду-

ховника и принимает монашество с именем Авраамия в Мцен-

ском монастыре. Его мирские занятия торговлей, финансовый

опыт пригодились и в монастыре, где его назначили казначеем.

Святые места описывались многими русскими путеше-

ственниками, но рукопись Симоченкова интересна не только

теми конкретными сведениями, которые в ней содержатся, но и

ярко выраженным в ней мироощущением простого русского че-

ловека.

 

В.П. Алексеев,

директор Брянского государственного объединенного краеведческого музея

Путешествие жиздринского купца в Палестину и Египет