СтраницаКрепостной

Крепостной театр. Брянщина.

Уникальным явлением в русской культуре были крепостные театры. Они получили широкое распространение в России во второй половине XVIII-начале XIX вв., только в Москве их было 15, а в Петербурге более 25. Во многих богатых помещичьих усадьбах были собственные театры, устраива­лись оперные, балетные, драматиче­ские спектакли, в которых участвовали крепостные актёры. Наибольшей из­вестностью пользовались крепостные театры графа Н.П. Шереметева в Ку­сково и Останкино.

В провинции старались не отставать от столиц. На Брянщине, в нынешнем Злынковском районе есть село Спи­ридонова Буда (по имени его первого владельца Спиридона Ширая). В конце XVIII в. это село принадлежало адъю­танту генерал-фельдмаршала A.M. Голи­цына полковнику Дмитрию Ивановичу Шираю.

Выйдя в отставку, он покинул Петер­бург, но в Спиридоновой Буде старался устроить всё как в столице. Тем более что средств для этого было достаточно: только в этом селе владел он 600 кре­постными душами и лесопильным за­водом, оценённым в 30 000 рублей.

Село было богатым: добротные дома украшены деревянной резьбой, камен­ная церковь, в которой пел великолеп­ный хор. Один из столичных гостей опи­сывал так свои впечатления в письме: «Мы были в сельской церкви у обедни, загремел хор певчих, и я думал, что очу­тился у Никиты-Мученика в Москве. Сладкое очарование!..»

Д.И. Ширай создал театр, который насчитывал 200 крепостных актёров и размещался в большой, освещенной множеством люстр галерее. Спектакли обставлялись пышно и богато. Стави­лись в основном итальянские и фран­цузские комические оперы и одноактные балеты. Слава об этом театре распро­странилась быстро, имена крепостных примадонн приобрели известность: Ма-ренкова, Дроздова, Касаковская, Полян­ская, Кодинцов могли быть украшением столичной сцены.

В Спиридонову Буду стали приез­жать важные персоны, пожаловал сам генерал-губернатор Малороссии князь А.Б. Куракин. Спектакли и балы шли почти ежедневно и собирали многочис­ленное общество дворян и помещиков, которые неделями жили в доме Ширая.

В 1803 году приехал популярный в то время писатель П.И. Шаликов, он оста­вил воспоминания о том памятном со­бытии. Ему довелось увидеть постанов­ки оперы «Школа ревнивых» и балета «Венера и Адонис»: «По приезде нашем ввечеру тотчас повели нас в театр. За­гремела музыка, явились актёры. Была опера. Главная певица восхитила сердца наши сладким, приятным и душевным голосом. Буффо истинно комическим талантом пленил нас. Опера кончилась. Снова поднялся занавес, и блестящий балет поразил взоры наши... Древняя наша столица — одна из богатейших в свете — никогда не имела такого бале­та». Балет закончился полным триум­фом. Всех зрителей потрясли декора­ции. В последней сцене Купидон своей волшебной стрелой превратил дикий лес в великолепный храм с огненной надписью на фронтоне: «Добродетели чести».

Все эти театральные успехи достига­лись муштрой, постоянными репетици­ями под страхом телесных наказаний. Артистов учили не только пению и тан­цам, но и иностранным языкам, манерам и этикету.

В 1809 году владелец Спиридоновой Буды умер. Перед смертью он отпустил на волю всех своих артистов, подарив им обстановку своего дома, оценённую в 20 000 рублей.

Артисты разбрелись кто куда... Часть из них впоследствии можно было встре­тить в различных киевских труппах.