Крепостной театр. Брянщина.
Уникальным явлением в русской культуре были крепостные театры. Они получили широкое распространение в России во второй половине XVIII-начале XIX вв., только в Москве их было 15, а в Петербурге более 25. Во многих богатых помещичьих усадьбах были собственные театры, устраивались оперные, балетные, драматические спектакли, в которых участвовали крепостные актёры. Наибольшей известностью пользовались крепостные театры графа Н.П. Шереметева в Кусково и Останкино.
В провинции старались не отставать от столиц. На Брянщине, в нынешнем Злынковском районе есть село Спиридонова Буда (по имени его первого владельца Спиридона Ширая). В конце XVIII в. это село принадлежало адъютанту генерал-фельдмаршала A.M. Голицына полковнику Дмитрию Ивановичу Шираю.
Выйдя в отставку, он покинул Петербург, но в Спиридоновой Буде старался устроить всё как в столице. Тем более что средств для этого было достаточно: только в этом селе владел он 600 крепостными душами и лесопильным заводом, оценённым в 30 000 рублей.
Село было богатым: добротные дома украшены деревянной резьбой, каменная церковь, в которой пел великолепный хор. Один из столичных гостей описывал так свои впечатления в письме: «Мы были в сельской церкви у обедни, загремел хор певчих, и я думал, что очутился у Никиты-Мученика в Москве. Сладкое очарование!..»
Д.И. Ширай создал театр, который насчитывал 200 крепостных актёров и размещался в большой, освещенной множеством люстр галерее. Спектакли обставлялись пышно и богато. Ставились в основном итальянские и французские комические оперы и одноактные балеты. Слава об этом театре распространилась быстро, имена крепостных примадонн приобрели известность: Ма-ренкова, Дроздова, Касаковская, Полянская, Кодинцов могли быть украшением столичной сцены.
В Спиридонову Буду стали приезжать важные персоны, пожаловал сам генерал-губернатор Малороссии князь А.Б. Куракин. Спектакли и балы шли почти ежедневно и собирали многочисленное общество дворян и помещиков, которые неделями жили в доме Ширая.
В 1803 году приехал популярный в то время писатель П.И. Шаликов, он оставил воспоминания о том памятном событии. Ему довелось увидеть постановки оперы «Школа ревнивых» и балета «Венера и Адонис»: «По приезде нашем ввечеру тотчас повели нас в театр. Загремела музыка, явились актёры. Была опера. Главная певица восхитила сердца наши сладким, приятным и душевным голосом. Буффо истинно комическим талантом пленил нас. Опера кончилась. Снова поднялся занавес, и блестящий балет поразил взоры наши... Древняя наша столица — одна из богатейших в свете — никогда не имела такого балета». Балет закончился полным триумфом. Всех зрителей потрясли декорации. В последней сцене Купидон своей волшебной стрелой превратил дикий лес в великолепный храм с огненной надписью на фронтоне: «Добродетели чести».
Все эти театральные успехи достигались муштрой, постоянными репетициями под страхом телесных наказаний. Артистов учили не только пению и танцам, но и иностранным языкам, манерам и этикету.
В 1809 году владелец Спиридоновой Буды умер. Перед смертью он отпустил на волю всех своих артистов, подарив им обстановку своего дома, оценённую в 20 000 рублей.
Артисты разбрелись кто куда... Часть из них впоследствии можно было встретить в различных киевских труппах.