СтраницаКремнёвые

Кремнёвые и костяные изделия Брянщина

В позднем палеолите технология обработки кремня от­личалась от технологии времён неандертальцев. С кремнёвого ядрища-нуклеуса скалывались длинные, хорошо огранённые пластины, служившие заготовками для орудий. В орудия их пре­вращали с помощью ретуши специальным каменным или костяным инструментом, отжимая с пластины небольшие сколы-чешуйки и придавая ей нужную форму, оформляя рабочий край орудий.

На стоянке Хотылево 2 на таких пластинах изготовлены резцы и долота (ими обрабатыва­ли дерево и кость), скребки и проколки (чаще всего они предназначались для обработки шкур), пластинки-вкладыши с обитым краем, из которых делались составные орудия в костяной или деревянной обойме. Среди тысяч кремнёвых орудий наиболее характерны узкие острия, на­конечники копий и стрел с боковой выемкой, необходимой для крепления к древку, и особые ножи с подтёской. По данным современной археологии, лук и стрелы уже были знакомы людям позднего палеолита.

В отличие от раннего палеолита, кость и бивень мамонта стали не менее важными матери­алами для изготовления вещей, чем кремень. Бивень сначала обычно кололи на пластины-заго­товки подходящего размера. Как показывают эксперименты, делать это можно было только на суровом морозе. Далее мастер превращал осколки бивня и кости в готовые изделия с помощью кремневого инструмента - резал, строгал, сверлил.

Технологии позднего палеолита: 1 - получение ножевидных пластин. 2 - изготовление орудия из пластины (ретушь). 3 - приемы обработки кости резцом.

Вооружение позднего палеолита: 1- кремнёвые острия, наконечники и пластинки с обитым краем со стоянки Хотылево 2 (экспозиция Брянского краеведческого музея). 2- реконструкция составных наконечников копий, дротиков и стрел из этих каменных орудий

Среди изделий из кости в Хотылево 2 известны браслеты из бивня, проколки, фибулы-застежки, наконечники копий, дротиков и стрел, лощила для обработки шкур и даже одна из древнейших флейт, сделанная из кости лебедя.

Каменные орудия стоянки Елисеевичи однообразней, нежели хотылёвские. Это в основном резцы - инструменты для обработки кости. Зато костяные поделки и инструменты в противо­положность каменным многочисленны: это проколки, скребки, бусы, землекопалки из ребер, кости и бивни с нарезками, а также покрытые, словно рыбьей чешуей, орнаментом из шестиу­гольников плоские и широкие ножи из бивня.

Период таяния мерзлоты и начавшегося «Потопа» впервые в истории привел к возникно­вению «единой Европы»: ученые наблюдают огромное сходство типов каменных и костяных орудий повсюду - на Десне, Днепре и на Дону, во Франции, Германии, Польше и Чехии. Набор каменных орудий небогат и одинаков повсюду: резцы, острия, скребки, пластинки-вкладыши, проколки и долотовидные-орудия. Вещей же из обработанной кости, бивня и рога много: копал­ки, наконечники, бусы и бисер, острия, молотки из рога оленя.

Костяные изделия эпохи позднего палеолита с территории Брянской области 1 - костяная лопаточка,  2 - флейта, 3,4, 6 - булавки,  5 - швейная игла (Брянский и Юдиновский краеведческие музеи)

Женские статуэтки со стоянки Хотылево 2 из бивня и мела (Брянский краеведческий музей). Головка птички из бивня (Белорусский исторический музей, Минск)

Палеолитическое искусство и верования.  Древнейшие произведения искусства ставят брянский палеолит в ряд ярчайших памятников мирового культурного наследия.

Самые ценные находки в Хотылево 2 - женские статуэтки из бивня мамонта и мела, изо­бражающие в основном беременных женщин - матерей-родоначальниц или же духов домаш­него очага. Одна находка вовсе уникальна: вырезанные из цельного куска мела две женщины изображены, по-видимому, во время исполнения ритуального танца. Кроме статуэток есть и сильно упрощенные изображения людей - например человеческая фигура лежит в основе фор­мы костяных булавок-фибул (застежек для плаща). На одной из них изображен дух-предок или шаман, одетый в шкуру: несколькими движениями кремневого резца современник мамонтов передал пристальный взгляд, бородку и головной убор с рогами зубра или ушами волка. Чело­векоподобны и «лопаточки» из ребра мамонта, вероятно, служившие снеговыбивалками и ша­манскими колотушками, которыми били в бубен. Снеговыбивалки были очень важной деталью повседневного быта: прежде чем войти с мороза внутрь дома, человек старательно сбивал с обуви и одежды снег и иней, чтобы не нести внутрь сырость, а за ней и простуду. У современных северных народов до сих пор бытует вера, что в снеговыбивалке поселяется добрый дух, а по­тому её часто вырезают с головой зверя или человека.

В Елисеевичах, как мы уже знаем, знаменитых орнаментом, похожим на соты или чешую, найдена не только красивая, хотя и безголовая женская статуэтка из бивня, но и сделанная из куска известняка миниатюрная фигурка мамонта. Эти находки хранятся в Кунсткамере (Санкт-Петербург) и в Государственном историческом музее (Москва).

На стоянках Юдиново и Тимоновка реалистичных изображений человека и животных нет, если не считать единственную в своем роде костяную головку птицы. Зато на очень многих ве­щах нанесен орнамент в виде сетки ромбов.

Интересный факт: Палеонтолог В.И. Бибикова подметила, что на изломе мамонтового бивня проявляется природный узор, состоящий из надвину­тых друг на друга ромбов зубного вещества - дентина. Исследовательница предположила, что ромб, меандр и зигзаг в первобытных орнаментах - это сознательное воспроизведение первобытным художником естественного узора слоновой кости, это выражение представлений о мощи, силе, благо­денствии, связанных с мамонтом - главным источником пищи, топлива и строительного материала.

Среди украшений в Юдиново встречены бусы из морских раковин, попавших на брянскую землю в ре­зультате межплеменного обмена. Возможно, мы имеем дело не с банальными женскими ожерельями, а с древ­нейшим прообразом денег. Подобные «деньги» имеют­ся у некоторых племен Океании, находящихся пример­но на том же уровне развития общественного строя, что и наши деснянские охотники на мамонта.

Стержень с орнаментом из ромбов (Юдиновский музей) и осколок мамонтового бивня с природными