Красный Рог, любимая усадьба Алексея Константиновича Толстого Брянщина
Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Кто хочет понять поэта, должен отправиться на его родину». Так внемлем же этому совету и отправимся в путь.
Рейсовый автобус за полтора часа доставит нас из Брянска в Красный Рог, в бывшую любимую усадьбу Алексея Константиновича Толстого. Покинем машину, не доезжая до усадьбы, чтобы взглянуть на нее со стороны поймы Рожка, оттуда, «где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, весенний ведут хоровод».
Голубая сверкающая лента то возникает, то исчезает среди цветистого ковра долины. Поросшие аиром и тростником омутки выглядят драгоценными самоцветами на этой ленте. Путь речки отмечают купы ив и кущи чернотала. И кажется, что сине-серебристая лента опоясывает основание гигантского зеленого букета, возвышающегося над пестрой скатертью луга.
Это парк Краснорогской усадьбы, царствующий над поймой и округой. Он всегда красив. В летний солнечный день парк наряден и ярок, в сумерки загадочен и чуточку угрюм. Осенью его багряный узор блистает золотом и бронзой. И даже в серые зимние дни, когда в серебристую мглу безлистных ветвей вплавлены изумруды хвойных деревьев, парк торжествен и элегичен. Весной это богатая, словно бы мозаичная картина, набранная всеми оттенками зелени.
Раньше, при А. К. Толстом, дорога к усадьбе проходила через пойму по гребле, преграждавшей Рожок.
С исчезновением гребли эта дорога перестала существовать. В настоящее время, полюбовавшись парком издали — с шоссе Брянск — Гомель, к усадьбе нужно подъехать через часть села Красный Рог. В 1970 году здесь сделана хорошая асфальтовая дорога. Но не торопитесь пробежать по ней побыстрее. В начале этого пути следует задержаться у старинной Успенской церкви и осмотреть ее, хотя бы снаружи. Это та же церквушка, звон колоколов которой, по словам А. К. Толстого, «сливался с пением соловьев и иволги». Она построена в 1777 году. В ее архитектуре мирно уживаются элементы древнего деревянного зодчества с попыткой подражания в дереве каменным формам распространявшегося тогда по России стиля классицизма. В результате получился самобытный архитектурный сплав, который придает теплоту и своеобразие этому сельскому храму. Во второй половине XIX века при участии А. К. Толстого к церкви пристроены боковые приделы, еще более увеличившие живописность памятника архитектуры.
Отдав дань памяти поэту, можно продолжить путь. Сельская улица кончается, и перед взором совсем близко возникает парк. Но, прежде чем войти под его сень, вспомним историю усадьбы.
Красный Рог в первой половине XVII века назывался Вышним Рогом. Красивые хвойные леса и дубравы, сохранившиеся до нашего времени по соседству с селом, — это остатки великого Брянского леса, в который вдавался восточной частью Почеп-ский край с Красным Рогом. Эти места служили укромной дорогой для «бегавших» в Малороссию брянских крестьян, спасавшихся от помещичьего гнета. Природа края была в союзе с крестьянской вольницей.
Кирилл Разумовский — последний гетман Украины — построил здесь «охотничий замок» и разбил парк. «Замок» был невелик, но любопытен по своей архитектуре. Это одноэтажное несимметричное здание, над которым возвышался бельведер. Основанием ему служил восьмигранный зал столовой. Видовая площадка бельведера размещалась вокруг светового фонарика, покрытого двухъярусным вогнутым шатриком. С площадки бельведера открывался необъятный вид любимого Толстым края. К сожалению, «замок» не сохранился*. Он стал одной из многочисленных жертв оголтелого фашизма, во время войны запустившего и сюда свою коричневую лапу.
Охотничий замок воссоздан по проекту В.Н. Городкова в 1990—93 гг. Сейчас в нем размещена экспозиция мемориального музея, посвященная жизни и творчеству А.К. Толстого {прим. составителя).
Разумовские мало жили в Красном Роге, и первым владельцем, сравнительно долго обитавшим в усадьбе, был А.А. Перовский, внебрачный сын наследника гетмана Алексея Разумовского. Алексей Перовский был известным в начале прошлого века писателем и образованным человеком. Им написан и издан под псевдонимом Антоний Погорельский ряд книг. Некоторые из его произведений созданы в Красном Роге.
Перовский приходился дядей по материнской линии Алексею Константиновичу Толстому, которому и завещал усадьбу. Почти вся жизнь Толстого, начиная с детства, связана с Красным Рогом. ЗдесьуАлексея Константиновича гостили братья Жемчужниковы, Я. Полонский, А. Фет и другие замечательные писатели и поэты...
Ну, а теперь посмотрим старинный парк. Он не поражает размерами. Его площадь всего около девяти гектаров. Парк представляет собой улучшенный искусными посадками деревьев и кустарников участок красивого природного Краснорогского леса. Регулярная часть парка — с геометрически правильными аллеями и разбивкой на правильные фигуры площади цветника — занимала сравнительно небольшие участки. Один прилегал к веранде паркового южного фасада «замка», второй был заключен внутри круглой площадки перед главным северным фасадом. Остальную территорию парка Афанасий Фет назвал «прекрасно содержимым английским садом».
Вся территория парка прорезается с севера на юг прямой аллеей, ведущей к пойме Рожка. По обеим сторонам этой главной аллеи живописными группами размещены деревья и кустарники с тонко продуманным подбором пород.
Не шелестя над головой моей,
В прозрачный мрак деревья улетали;
Сквозной узор их молодых ветвей,
Как легкий дым, терялся в горней дали;
Лесной чебер и полевой шалфей,
Блестя росой, в траве благоухали...
(А. Толстой. Земля цвела...)
Полные благоухания солнечные поляны, покрытые разнообразными травами и полевыми цветами, чередуются с тенистыми рощами. На их опушках отдельные деревья — так называемые солитеры — картинно и впечатляюще выделяются ярко освещенными пятнами. Над травами подымаются сирень, черемуха, лесной орешник. Они заполняют своей листвой пространство между стволами высоких деревьев и разделяют парк на отдельные «зеленые залы», помогают зрителю воспринимать сложную композицию парка последовательно, по частям.
Древесные насаждения парка довольно разнообразны. В нем произрастает свыше тридцати видов деревьев и кустарников. Много лип, кленов, тем-нолистного ясеня. Встречаются лиственница, ильм, сосна, ель, явор, бело-листный тополь, черная ольха, трепетный осокорь, каштан конский и даже туя. Можно увидеть мощные дубы, березу повислую, осину, ивы — козью,
ломкую и пятитычинковую, акации белую и желтую, яблони, груши, вишни, жимолость обыкновенную, бузину красную, пузыреплодник калинолистный и другие. Их комбинации создают красивые пейзажные группы. Живописные и разнообразные во все времена года, они придают парку нарядность, неповторимость его панорамам и отдельным уголкам, обеспечивают непрерывную смену видов и настроений. Поэтому при небольшой территории парк производит впечатление значительно большего и богатого по растительности, чем он есть в действительности.
Толстой любил этот парк и окрестный пейзаж. В письме к поэту Якову Полонскому он писал: «Если бы вы знали, какое это великолепие летом и осенью! Леса кругом на 50 верст и более, лога и лощины такие красивые, каких я нигде не видел, а осенью, особенно эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура».
Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечной перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний;
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Еще вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
Опутывает сеть дрожащей паутины;
Кружася медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом...
(А.Толстой. Прозрачных облаков...) Великолепный лирический пейзаж, навеянный, несомненно, природой Краснорогского края!
В одном из писем к Б. Маркевичу в 1869 году А. К. Толстой сообщает: «Сейчас, когда я Вам пишу (без четверти четыре утра), в саду полно соловьев, кукушек, лягушек, которых я очень люблю...» И в другом письме: «...В Красном Роге... в моем родном краю, который, хоть я этого и не показываю, я люблю больше, чем заграницу...» «Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов, как бы их ни пронумеровали». Краснорогский парк сохранился довольно хорошо. Сейчас здесь расположен дом отдыха. Работники дома отдыха внесли много изменений в общий облик и в планировку (особенно северной части) усадьбы. Появились новые постройки, новые дороги и аллеи, утратились старые, толстовские. В южной части парка печальная судьба постигла некоторые очень важные единичные деревья-ветераны. Они украшали опушки полян и выделялись, точно маяки в
зеленом море. Это — большая лиственница справа от продольной аллеи, старый крупный каштан и две его соседки по поляне — туи. Исчез мемориальный гигант-тополь, тот самый, расщеп которого от молнии собственноручно скрепил стальным обручем Алексей Константинович. Превратился в заросшее деревьями болотце поэтический прудик с беседкой на холмике берега.
Таким образом, некоторые живописные акценты, сообщавшие парку художественную прелесть, исчезли совсем или закрылись от зрителя непродуманными малоценными посадками последних лет, как это произошло с достоверно толстовской трехствольной туей, заглушённой тополями и ныне находящейся на грани гибели.
Парк связан не только с именем Алексея Константиновича Толстого, но и со всем его творчеством. В Красном Роге им написано много произведений, в которых так или иначе сказывалось влияние окружавшей его здесь красоты. Совершенно необходимо вернуть парку именно тот первоначальный вид, какой он имел при жизни поэта.
В настоящее время приняты важные решения о воссоздании мемориальной усадьбы А. К. Толстого. Здесь прошли многие годы его насыщенной творчеством жизни. И если где создавать музей поэта, то именно здесь, в Красном Роге! Теперь ведутся проектные работы реставрации парка, Охотничьего замка, флигеля и других частей усадьбы*.
Одновременно возникает вопрос о целесообразности дальнейшего нахождения на территории усадьбы и парка зданий и сооружений дома отдыха. В принципе перспективное развитие дома отдыха должно производиться вне границ парка и усадьбы, по соседству с ними насвободной территории. Существующие постройки, поспешно восстановленные и возведенные в первые послевоенные годы, с низким уровнем благоустройства и примитивной архитектурой уже давно не соответствуют современным требованиям полноценного культурного отдыха трудящихся и должны быть планомерно заменены более подходящими зданиями. Постепенный вывод их на новую соседнюю территорию даст возможность завершить полностью восстановление парка.
Начать работы по восстановлению парка следует безотлагательно и под руководством сведущих в паркостроительстве людей. А прежде всего произвести санитарные рубки и осветление рощ, заросших самосевом ясеня, который мешает развитию основных насаждений. Должны быть удалены безнадежно больные деревья. На их место следует посадить деревья тех же пород, чтобы качественный пейзажный состав не изменился и жизнь парка продолжалась бы в первоначальном виде.
На освободившихся от расчистки местах по хорошо продуманному плану следует произвести новые посадки. Это лучше сделать местными породами деревьев и кустарников, особенно тех, которые имеют яркую окраску в осеннее время или обильные плоды. Помните, у А. К. Толстого:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.
В парке не хватает вьющихся растений (хмеля, каприфоли), красной и черной рябины, можжевельника, жасмина. Отсутствуют бересклет, шиповник. («Если бы я был Вы, я бы навестил нас весной, когда алый шиповник цветет, и не считал бы время потерянным, так как увидел бы, готов душу прозакладывать, край, какого не увидишь в Петербурге», — писал А.К. Толстой Б.М. Маркевичу). Посадка цветущих кустарников среди групп деревьев на хорошо выбранных для обозрения местах украсит зеленый убор парка, поможет воссоздать виды парка, близкие поэтическим образам Толстого. Необходимо увеличить количество вечнозеленых сосны и ели, высаживая их группами, имея в виду их главенствующее значение в полном возрасте.
Нужно не только сохранить, но и несколько увеличить расчисткой площадь полян и лужаек, соблюдая принцип ландшафтного их озеленения. Дорожная сеть, запутанная современными тропами, должна быть исправлена. Надо найти следы тех «безмолвных аллей», которые существовали при Толстом, которые он любил, и восстановить их в прежнем виде.
Вообще-то парк мыслится не только мемориальным, хотя в этом его основная идейная роль, которая в будущем значительно возрастет. Парк по-прежнему будет использоваться для круглогодичного отдыха жителей села и приезжих гостей дома отдыха. Количество последних будет возрастать, поэтому вместимость парка должна быть увеличена при сохранении существующей площади для тихого отдыха. Все объекты развлечений, «шумного» отдыха и спорта следует выводить уже теперь на специальную территорию новой части парка при доме отдыха. Некоторые здания по мере освобождения их домом отдыха могут быть оставлены для использования их туристами, иные нужно снести.
Насущна также реставрация прудика и его окружения. Восстановление гребли и подъем уровня воды в Рожке увеличат очарование этого романтического места.
Часы, проведенные в Красном Роге, наполненные восприятием красоты парка, очарованием русской природы и мест, которыми восхищался А.К. Толстой, помогают глубже проникнуться национальным патриотическим чувством. Ради этого стоит пойти на материальные затраты по его восстановлению и развитию.