Краеведение Брянский край
I. Введение
Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.
Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества. Зародившись еще во времена М.В.Ломоносова краеведение доказало свою жизненность и необходимость нашему обществу познания родного края. В советское время М.И.Калинин говорил, что патриотизм начинается с углубленного познания родного края.
Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, М.В.Ломоносова, К.Д.Ушинского, В.П.Вехтерева и др.
Краеведение имеет большое значение в образовательно – воспитательном процессе.
II. Виды краеведения:
1. Научное краеведение. Оно осуществляет поиск и анализ новых сведений о своем крае.
2. Культурно-просветительное краеведение. Этот вид краеведения знакомит население с историей, природой и культурой края через экспозиции краеведческих музеев, публикации в прессе, издание научно – популярной литературы.
3. Прикладное краеведение. Прикладное краеведение решает практические вопросы местного значения: составление карт, разработка туристических маршрутов, выявление природных объектов, подлежащих охране, оценка местных запасов растительного лекарственного сырья, учет и оценка животных и птиц и т. д.
4. Учебно-воспитательное краеведение. Оно является школьным. Изучение родного края с использованием специальных пособий, краеведческих экскурсий, фенологических наблюдений – те вопросы, которые с разным успехом, в зависимости от подготовки и заинтересованности учителей, педагогов, решаются школьным краеведением.
Школьное краеведение – одно из прогрессивных начинаний дореволюционной русской педагогики. Начало ему положено К.Д.Ушинским, который разработал первоосновы краеведения и дал научно – психологическое обоснование целесообразности использования окружающего материала в обучении, начиная с первых классов.
К.Д.Ушинский ввел в педагогику термин «окрестнография», определил его значение в обучении родному языку и нравственном воспитании (идея народности школы), определил педагогическое значение познания местного края (Т.В.Данилова, 2005).
Изучение родного края А.Е.Ставровским (1951) связывается с самой разнообразной общественно – полезной деятельностью. В его работе раскрыта взаимосвязь между учебными предметами и внеклассной работой. Определены основы школьного краеведения, разработаны содержания, принципы школьного краеведения, требования к отбору учебных целей.
Дает определение школьному краеведению: «…это изучение родного края на учебных занятиях по основам наук, углубляющееся к самостоятельной классной работе учащихся под руководством учителей»
В своих работах П.В.Иванов (1990) обосновывает, что школьное краеведение обладает конкретно – познавательной, понятийно – осмыслительной, идейно – воспитательной и практической педагогическими сторонами.
Учеными доказано, что краеведение выступает универсальным педагогическим средством, помогающим учителям формировать и развивать познавательный интерес учащихся, их мотивационную сферу, активизировать их учебную деятельность, воспитывать разносторонне развитого человека, патриота своей родины.
III. Организация эколого-туристско-краеведческой работы в школе
В современных условиях резко повышается социальная ценность выпускника школы, обладающего знаниями, понимающего особенности экономического и социального развития страны, своего региона, умеющего быстро принимать адекватные решения, определять свое место и поведение в сложной системе многообразных социальных отношений, одним из предметов естественнонаучного образования является география.
Национально-региональный компонент преподавания географии дает возможность широко использовать местный краеведческий материал.
Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Краеведение способствует духовному обогащению ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.
В краеведческой работе особое место занимает исследовательская работа учащихся и учителя. Она способствует развитию личности учащегося, формирует современное научно-творческое мышление. Овладеть культурой географического мышления и поведения можно лишь на базе усвоения основ географической науки, излагаемой в логической последовательности и преемственности взглядов, теорий и понятий.
География открывает перед учащимися тесно взаимодействующий мир природы и общества, жизненное пространство с его проблемами, осмысление себя, как неотъемлемой части окружающего мира.
Детское творчество гораздо полнее и ярче проявляется в работе вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может сохранять свободные игровые формы.
Экологическое образование неотделимо от экологического воспитания. Конечная цель экологического образования достигается не только овладеванием совокупности экологических знаний и умений, но и формированием способностей детей к осознанной деятельности.