СтраницаКОЖЕВНИКОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КОЖЕВНИКОВ ЕВГЕНИЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ

Много сил отдан Е. Кожевников, и не без пользы, преподаванию в недавно
открывшемся Брянском художественном училище. В Брянской организации
Союза художников РСФСР, где работает художник с момента окончания
института, успешно трудятся и его ученики из училища. Во многих
графических листах художника, в его пейзажных акварелях чувствуется
легкость, дуновение весеннего ветерка, сияние солнечного зимнего дня.
Ощущение радости исходит от его произведений. Он улавливает дыхание
природы, ее душу, ее живую, бесконечную нить.
Это идет от внимательного наблюдения художника живой природы в
ее вечном смысле. С какой любовью он все это делает! Е. Кожевников
очень тепло повествует о крестьянах российских деревень. Старики в деревнях
доживают свой век там, где родились. С ними уходит исконно русская
деревня со своим вековым традиционным укладом, со своей культурой,
веселыми праздниками, облегчающими каждодневный тяжелый крестьянс
кий труд, со своими чудными игрушками, песнями. С ними уходит душа русского
крестьянства, и там, где подхватывается живой трепещущийся огонек
этой души, там деревня еще живет. Живет в ухоженной земле, в промыслах,
в песнях.

Родился в г. Новозыбков, Брянской области. Заслуженный художник РФ, член Союза художников СССР. График и живописец.

1956 - 1961 гг. обучался в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого.

1963 - 1969 гг. - на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (мастерская А.Ф. Пахомова).

1973 г. - член Союза художников СССР.

В 1981 г. присвоено звание Заслуженного художника РСФСР.

С 1971 г. участник областных, зональных, Республиканских, Всесоюзных, Всероссийских и зарубежных выставок.

Занимается педагогической деятельностью.

1976 - 1980 гг. - преподаватель в Брянском художественном училище.

Работы находятся в Орловской картинной галерее, Брянском, Красноярском, Воронежском художественных музеях и других музеях России, частных коллекциях.

Родился Евгений Александрович в 1939 году в небольшом старинном городе Новозыбков. Самые ранние годы его жизни связаны с тяжелым временем Великой Отечественной войны, оккупацией фашистами Новозыбкова, голодом, тяжелым ранением. Затем освобождение Брянщины советскими войсками, великая Победа, учеба в школе, увлечение рисованием, занятия в новозыбковском Доме пионеров в изостудии, которой руководил местный художник П. Чернышевский. Именно он стал первым наставником будущего графика и живо­писца. Затем была учеба в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого, которое Кожевников закончил в 1961 году. Проработав недолго учителем черчения и рисования в общеобразовательной школе в Гомеле, он в 1963 году становится сту­дентом графического отделения ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Оканчивает институт молодой художник по мас­терской известного иллюстратора и графика А. Пахомова в 1969 году. Искусство этого мастера оказало на Кожевникова огромное влияние, да и его уроки стали для Евгения Александровича той школой, заветы которой он сохраняет в своем творчес­тве всю жизнь. Уже первые самостоятельные графические листы предопределили его пристрастия к сельской тематике и к исполнительской манере. Серии «Вот моя деревня», «Селецкие каникулы», созданные Кожевниковым почти сразу после окон­чания института и приезда в Брянск, обратили на себя внимание культурой владения материалом, уверенностью композиции, выразительностью характеров. Он стано­вится членом Союза художников России.

В 1974 году Кожевников впервые участвует на зональной выставке «Край черно­земный» в Орле графическим циклом «Сельские будни». Листы этой серии, посвящен­ные жизни деревни, проникновенно и поэтически рассказывают о нелегком крестьян­ском труде, о красоте русской природы, среди которой живут и трудятся люди села. Художник работает в различных техниках: акварели, гуаши, зачастую смешивая их в одной композиции. Обращается он к литографии, офорту, имеющим свои выразитель­ные возможности и позволяющим тиражировать листы. Среди них «У деревни Пере­воз» (автолитография, 1969), «Электрик» (офорт, 1971), «Люди луговые» (офорт, 1971), «Вот моя деревня» (офорт, 1971).

С определенной долей повествовательности рассказывает Кожевников о нелегком труде человека на земле, о его натруженных руках, которыми выращивается хлеб, убира­ется сено, ласково прикасаются к ребятишкам и ухаживают за животными. Этому посвя­щены листы серий «Страда селецкая», «Пора сенокосная», «Селецкие каникулы».

Используя крупное пятно, он ищет в нем разнообразные оттенки и добивается соотношения его с формой, насыщает листы силой образного воздействия на зрителя. Герои его произведений органично связаны с окружающей средой, с природой. Они всегда в труде и будничных заботах: косят сено, пасут лошадей, ремонтируют технику, доят коров, ухаживают за телятами и заботятся о собственных детях.

Особое значение в произведениях, исполненных в технике гуаши, и в акварелях играет цвет. Наблюдая в природе богатство красок, разнообразие оттенков, художник передает их в собственных композициях: «Любимец» (1972), «Любимица» (1972), «Майские грозы» (1979), «Лето», «Деревня Перевоз» (1975), «Жарко» (1981) и др.

С годами растет профессиональное мастерство, творчество художника становит­ся более емким, образы глубже, окружающий мир передается разнообразнее и филосо­фичнее, но темы все те же - люди русской деревни и сельская природа.

В 1976 году Евгений Александрович приходит преподавать в только что открыв­шееся в Брянске художественное училище. Вместе с его первым директором, Заслу­женным художником России Л.А. Захаровым, и другими известными художниками Брянска, Кожевников стоял у истоков формирования собственных профессиональных творческих кадров области. Среди его учеников М. Решетнев, Н. Крапивенцева, В. Щелоков, В. Юхман, которые после окончания училища продолжили образование в крупных художественных институтах и стали известными мастерами. Своих учеников Кожевников обучал не только рисунку и живописи. Он прививал им любовь к натуре, интерес к окружающему миру, особую художественную культуру, способствовал раз­витию их индивидуальностей и собственных талантов.

Педагогическая деятельность не мешала Кожевникову продолжать и собственное творчество. Он по-прежнему много работает над любимыми темами, успешно участ­вует в областных, зональных, республиканских и Всесоюзных выставках. Репродук­ции его произведений печатают в художественных журналах. И. Круглый пишет о нем статью «Верность своему краю», которая была опубликована в журнале «Художник» за 1982 год.

В 1981 году Евгению Александровичу Кожевникову присвоено звание Заслужен­ного художника России.

Как и прежде, свои произведения он посвящает жизни простых людей, дорогим сердцу пейзажам. Графика Кожевникова остается мягкой, с переходами от плотных, насыщенных пятен к почти прозрачным, от крупных обобщений к тонкой линии. Кого бы ни изображал художник — будь это старик или подросток, пастух или мать с ре­бенком, лошади или телята — все наполнено большой любовью и душевным теплом. Такое же трепетное отношение сохраняет он и к образам природы. Художник не просто любуется лугами, рощами, бегущими по небу облаками или водной гладью. Гармония, неразрывная связь между человеком и природой царят во всех его произведениях.

В начале 90-х годов прошлого столетия Кожевников переходит к масляной жи­вописи. Продолжая в этой технике писать разнообразие красоты окружающего мира, он и в живописи сохраняет не только мягкую манеру, свойственную его графике, но и глубину чувств, которые характерны для ранних произведений.

В эти годы художника стала привлекать архитектура старых русских городов. Он часто изображает улочки родного Новозыбкова, переулки и старые улицы Брянска с сохранившимися и покосившимися от времени деревянными домишками, с виднею­щимися вдалеке куполами храмов, либо сами храмы, органично сливающиеся с окру­жающим мотивом. Эти пейзажи, исполненные как в смешанной графической техни­ке, так и маслом, несут в себе определенное элегическое настроение, создаваемое не только архитектурными образами, но и колоритом. Некоторые архитектурные пейзажи художник создает, пользуясь старыми фотографиями XIX — начала XX века. Он пи­шет давно исчезнувшие и забытые образы Брянска: деревянные дома, улицы, изгиба­ющиеся по склонам оврагов, каменные церкви, величественно возвышающиеся над одноэтажной застройкой.

Искусство Евгения Александровича Кожевникова, лирическое и камерное по своей форме, объединенное в большие циклы, становится по-своему монументали-зирующим, ибо охватывает широкую панораму жизни, поднимает вопросы о вечных ценностях, о которых забывают в суете повседневности: добре, любви, милосердии, отношении к труду, гармонии человека с природой, памяти пошлого.

Его произведения находятся в коллекциях Брянского областного художественного музейно-выставочного центра, во многих музеях нашей страны, за рубежом, в частных коллекциях, репродукции его работ опубликованы в альбоме «Русское реалистическое искусство» (автор-составитель Р.Н. Иванов, Санкт-Петербург).

Творчество Евгения Александровича Кожевникова, активно ворвавшееся в худо­жественную жизнь Брянска в 70-е годы и развившееся в последующие десятилетия XX века, стало органичным и значимым не только здесь, на Брянщине, но и неразрывно связано со всем русским-советским изобразительным искусством.

Брянск. Тихвинская церковь.

Брянск. Улица Фокина.