Страницакостюм

Старинный женский народный костюм. Карачевский район Брянской области.

В современном 21 веке стало очевидно, что безвозвратно ушло одно из интереснейших явлений русской национальной художественной культуры, каким является народный национальный костюм.
Народный костюм – это важный исторический источник, который несёт в себе обширную информацию об эпохе, тради-циях, обычаях и нравах. Традиционный крестьянский костюм тесно связан с экономическими и социальными явлениями жиз-ни народа, отражает эстетический идеал определённого време-ни, является символом этнической принадлежности.
Актуальность исследования обусловлена повышением наблюдаемого в последнее время интереса к традиционной культуре русского народа. Я считаю, что женский крестьянский костюм села Ружное Карачевского уезда Орловской губернии – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории не только своего народа, но и своего рода.

Женский костюм села Ружное всегда считался самым яр-ким и нарядным в Карачевском уезде. Его доминирующие цвета – это красный и желтый.

Головные уборы изготовлялись из бархата, позумента, яркой ткани, были богато вышиты золотыми и серебряными нитями, украшены блёстками, пером. Стоили эти украшения баснословно дорого, собирались поколениями и передавались по наследству.
Было принято, чтобы каждая последующая невеста при-шивала к головному по 1 нитке вязок (ленту бахромы из сереб-ряных нитей)* (со слов Мажукиной М.К., урожд. Макаренковой, 1930 г.р.). Таким образом, можно было определить, сколько женщин этого рода выходило замуж в данном головном уборе

Рубаха.
Женщины села Ружное носили рубаху в комплексе с дру-гими элементами костюма, прикрывая её сверху. Незамужние поверх рубахи одевали завеску, подвязывались подпояской, по праздникам украшали нагрудными и спинными украшениями. Замужние женщины надевали ещё и понёву, при этом наружу выставлялись рукава и подол.
Рубашки, которые носили женщины села Ружное, отно-сились к типу рубах с прямыми поликами. [7,8]. Стан шился из четырёх полотнищ и сшивался по бокам и посередине спере-ди и сзади, причём посередине груди и до горловины не сши-вался, а оставался разрез до 25 см., называвшийся пазухой. Сборки вокруг горловины присоединялись к небольшой стоечке примерно в 1 см, на концах которой находилась пуговица или тесёмки. Такая стоечка называлась передня. На плечах по утку пришивали прямоугольные лоскуты холста – полики.
В селе Ружное мастерицами полики не вышивались, а вот ташки вышивались обильно. При этом полик у горловины был плотно присборен. Такой пошив давал возможность основное полотнище рубахи делать более коротким. Рубаха с ташками является одной из наиболее старинных разновидностей [8,15].
Рукава.
К поликам и верхней части стана пришивали рукава ши-риной в 1 полотно с ластовицей – вставкой под мышкой в виде квадрата или ромба из домотканого холста, или с клином – вставкой от подмышки до запястья в виде остроугольного тре-угольника, чаще красного цвета. В нижней части рукава на уровне запястья делалась плотная сборка.

Наиболее интересными являются рукава-«кумачи». Их носили девушки и молодые замужние женщины в праздники и на свадьбе. В качестве материи для рукавов рубахи использова-ли кумач – покупной ситец красного цвета. В верхней части ру-кава расположены по три ряда меандров, вышитых жёлтой ни-тью. Меандр – один из древнейших линейных или геометриче-ских орнаментов, явившийся впервые в ткацком искусстве. Он состоит из разнообразных изломов прямой линии под прямыми углами и из сочетаний таких же изломов. Меа́ндр. На рукавах-кумачах ниже меандров – вышивка стилизованных изображений птиц: жёлто-сине-зелёного цвета. Птица символизировала тепло, свет, сулила урожай, богатство. Птица – яркий образ народной любовной и свадебной лирики.

Женщины пожилого возраста и старухи носили рука-ва из белого холста, зауженные к запястью и с ромбовидной ластовицей под мышкой. Такие рукава не имели вышивок, брыжей, бахромы и вообще каких-либо украшений.
Нижняя часть стана заканчивалась подолом. Подол ру-женских рубах ткался отдельно в 2 нита из шлёнки красного цвета с добавлением белой, зелёной и жёлтой для отделки. Ор-намент оберега не всегда был одинаков. Он зависел от фантазии и умений мастерицы, но всегда был выдержан в ткацких тради-циях села.
Для праздничного костюма пришивали подол до 13 см. шириной. В центре подола по горизонтали шёл орнамент, назы-ваемый бранками орловского списа. Он был характерен для Орловской губернии. А также его ткали мастерицы и в Карачев-ском уезде. Для повседневного костюма пришивали подол более – узкий до 9 см. шириной. Соответственно, и горизонтальные бранки были тоже более узки
У рубах для женщин пожилого возраста яркого подола уже не было
Материалом для рубах служил льняной холст. Для празд-ничных употреблялся более тонкий, для будничных – более тол-стый.

Понёва.
В селе Ружное впервые понёва одевалась на молодую женщину после венчания и затем носилась постоянно.
Руженская понёва относилась к типу распашных. Это наиболее древний и распространенный тип понёв, длиной до щиколоток.
Полотно для понёв ткалось в 2 нита из тонкой овечьей шерстяной нити домашнего прядения. Рисунок полотна у всех был одинаков – клетчатый. Прямоугольная клетка 3,5х7 см. об-разовывалась благодаря сочетанию продольных и поперечных нитей белого, красного и жёлтого цветов шириной до 1см., называемых «дорогами». Окрас понёв был черного цвета. По-нёва состоит из трех полотнищ, называемых «полки», одно из которых приходится сзади, а два других, пришитых к нему, по бокам [12,11]. Спереди полотнища не сшивали. Места соедине-ния полотнищ украшались. На них нашивали ленточную шелко-вую тесьму. У пояса на боках в местах соединения полотнищ были пришиты парчовые жёлтого цвета прямоугольники 5x16 см и назывались «лягушки». Концы «лягушек» украшались пучками шлёнских шерстяных

Головной убор неразрывно связан с прической. Головные уборы девушки и замужней женщины сильно отличались друг от друга.
Девушки ходили с непокрытой головой и с заплетёнными в одну косу волосами в 3 или в 6 прядей с пробором впереди. Украшение, специально связанное с этой причёской, называлось косник – кисть, длиной до 10 см, сделанная из бисера с завязка-ми. Косник вплетался в косу по праздникам. В будни вплеталась цветная ленточка.
Женские головные уборы в отличие от девичьих должны были обязательно закрывать волосы... В исследованиях Н.И. Ле-бедевой женский головной убор села Ружное относился к типу полотенцевых. Этот тип головных уборов известен в 2-х видах: головное – обычный головной убор замужней женщины и увяз-ки – головной убор, надеваемый после венчания на молодуху и носимый в течение года по самым большим праздникам. Наде-вался он всего 2 или 3 раза за всю жизнь. Общей чертой того и другого головного убора является его нижняя часть, называемая кичка. Рожки – обязательный элемент кички села Ружное.
Руженский головной убор замужней женщины состоял из обыкновенного холщового полотенца длиной 150 см., вытканно-го в 11-13 пасм (т.е. около 40 см. шириной)*. По всей длине по-лотна с одной стороны пришивался берег. С обеих сторон поло-тенца пришивались концы. Концы – это дополнительная деталь к праздничному полотенечному головному убору в виде полотна красного цвета до 45 см. длиной и 40 см. шириной с ярко выра-женной вышивкой. Названия концов определялись по вышивке, и, соответственно, концы делились на несколько видов: орлы, шлёнские, цветы, комаринские, хитреники, рагули.

 

Локальные особенности женского народного костюма села Ружное Карачевского района Брянской области
(Историко-этнографическое исследование).

А.А. Мажукина, Брянский городской лицей №1 им. А.С. Пушкина, 7 класс
Е.В. Гродненская, учитель истории Брянского городского лицея №1 им. А.С. Пушкина