Страница Косич

Мария Николаевна Косич, Унечский район, Брянская область

На территории Унечского района располагаются сёла, ис-
торическое прошлое которых связано с людьми, прославившими
Россию. Когда начинаешь перечислять их, невольно берёт гор-
дость за свой край, свою малую родину. Среди них – Мария
Николаевна Косич
, рассухская помещица, собирательница и ис-
следовательница этнографических и фольклорных материалов,
просветительница XIX – начала XX вв., которая своей подвиж-
нической деятельностью внесла значительный вклад в изучение
и описание быта, традиций крестьян Черниговской губернии,
особенно их языка. Её имя, открытое не так давно (10 лет назад),
к сожалению, наименее изучено. По причине отсутствия офици-
альных источников мы не располагаем абсолютно достоверны-
ми сведениями о судьбе Марии Николаевны, не знаем даже, как
она выглядела, так как ни фотографии её, ни портрета не сохра-
нилось. О Марии Николаевне мы узнали благодаря заведующей
Рассухской сельской библиотекой В.В. Варочка, которая, зани-
маясь историей села, ведёт краеведческую деятельность.
Родилась Мария Николаевна в с. Рассуха Мглинского
уезда Черниговской губернии в 1850 г. Детство её прошло на
хуторе деда Герасима Матвеевича Силевича. Училась она в Пат-
риотическом институте в Санкт-Петербурге. В 17 лет вышла за-
муж за ветврача, рассухского помещика Николая Николаевича
Косича.

Этнографическое бюро

В конце XIX в. князем В.Н. Тенишевым было организо-
вано Этнографическое бюро, основной задачей которого являлся
сбор этнографических сведений о крестьянстве и городских жи-
телях. Была разработана «Программа этнографических сведе-
ний о крестьянах Центральной России» и разослана в различные
регионы страны, которая охватывала все стороны жизни кресть-
янства.

Описания составлялись, в основном, местными собирате-
лями, проживающими в исследуемых поселениях. Причём, ма-
териалы собирались представителями разных сословий. По-
видимому, Мария Николаевна была одним из таких собирате-
лей. Программа требовала дифференцированного подхода для
изучения жилья. «Для изучения построек, – говорилось в про-
грамме, – необходимы наблюдения над всеми разновидностями:
богатыми и бедными, старыми и молодыми…».
Ответом Марии Николаевны на эту программу явился
этнографический труд описательного характера – «О построй-
ках белорусского крестьянина Черниговской губернии Мглин-
ского уезда села Рассуха, деревни Бородинки и Амелькина ху-
тора». С учётом требований Программы Мария Косич сделала
описание построек трёх населённых пунктов белорусов Черни-
говщины. Она описывает жильё зажиточных, средних и бедных
крестьян. Жильё зажиточного крестьянина складывается из
двух домов, связанных между собой коридором, клетьми и мно-
гими хозяйскими постройками. Жильё среднего крестьянина -
меньше размерами и количеством строений. У бедных же селян
жильё было совсем неприглядное.

Многое из описанного Марией Николаевной, сохраняет
практическое значение и в наши дни.
Изучая жизнь народа, Мария Николаевна видела, на-
сколько богат его духовный мир. Результатом её стараний стал
труд «Литвины – белорусы Черниговской губернии, их быт и
песни», который содержит уникальный по своей научности ма-
териал. Он даёт достоверное представление о крестьянской жиз-
ни на рубеже 19-20 веков в разных аспектах: историческом, гео-
графическом, бытовом; описываются также крестьянские посе-
ления и постройки. Своеобразно Мария Николаевна описывала
Полесье.
«…Так называемое Полесье начинается от границы
Стародубского уезда ко Мглину и идёт к западу по речке Унече,
где станция Полесской железной дороги того же названия.
Здесь нет шири и глади степной, негде разгуляться взору, но
зато на каждом шагу разнообразие леса, горки, лужки, неожи-
данные обрывы – всё это чередуется между собой, каждое
местечко манит к себе на отдых… » [3]. «Горы высокие, ляды
широкие, летом – всё есть там: гриб, орех, жёлудь, всякая яго-
да. А весной, как начнут распускаться деревья, черёмуха по ов-
рагам расцветает. Такой диковинки не найдёшь нигде в целой
округе»

Вторая и третья части книги посвящены обрядам, языку.
Изучая народные традиции, обряды, она обошла немало дере-
вень, собирая богатый языковой материал. Интересуясь живым
народным словом, Мария Косич каждое лето (на протяжении
полувека) проводила в Рассухе, чтобы побродить по местным
деревушкам, сёлам, и, как пишет Григорий Метельский, «где
уговорами, где подарками заставляла петь баб и мужиков» [5].
Ведь жизнь крестьян была неразрывно связана с песней: с ка-
лендарными праздниками, полевыми работами, набором на во-
енную службу, свадьбой, похоронами. Стремясь сохранить это
духовное богатство, Мария Николаевна записывала слова песен,
а затем публиковала их в своих трудах. Она записывала песни,
которые передаваясь из поколения в поколение, раскрывали
сущность народа, трогали до глубины души. У самой же Марии
Николаевны, по воспоминаниям старожилов, любимой песней
была «То не ветер ветку клонит…».

С 1891-го по 1916-ый год в России Этнографическим от-
делением Императорского русского географического общества в
Санкт-Петербурге под редакцией В.И. Ламанского издавался
журнал «Живая старина», в котором наибольшее внимание уде-
лялось этнографии и фольклору народов, населявших Россий-
скую империю. Вот в этом журнале в начале ХХ века были
опубликованы статьи М.Н. Косич, посвященные быту крестьян
Мглинского уезда Черниговской губернии, в том числе, и «Лит-
вины-белорусы Черниговской губернии, их быт и песни». Позже
отдельные фрагменты статьи были изданы в Санкт-Петербурге в
типографии внука известного историка Николая Карамзина –
князя Владимира Петровича Мещерского (1839-1914), одного из
самых неоднозначных фигур русской литературы второй поло-
вины XIX века, писателя, публициста, редактора-издателя газе-
ты-журнала «Гражданин».
Эту работу Марии Николаевны Русское географическое
общество наградило золотой медалью.
13 июля 1889 г. был принят закон о переселении сельских
обывателей и мещан на казённые земли Иркутской и Енисей-
ской губерний. Многие жители с. Рассуха в поисках лучшей до-
ли были вынуждены покинуть родные места и уехать в далёкие
сибирские края. Вот о таком переселении нескольких семей из
Рассухи и рассказывает поэма Марии Косич: «С ранней весны
сохи покидали, как цыгане – башлыки, добро продавали, что ещё
деды наши наживали…», «Бабы даже гряд не сажали, потому
что была думка – после Вознесенья – не переселенье…» [6].
Само существование этой поэмы очень ценно с несколь-
ких точек зрения. Во-первых, поэма целостно представляет кар-
тину крестьянской жизни на рубеже веков. Во-вторых, написан-
ная не на литературном, а на живом народном языке (т.е., не так,
как учит грамматика, а как произносит народ) она является цен-
ным фольклорным материалом. По всей видимости, постоянно
общаясь с крестьянами, Мария Николаевна очень хорошо вла-
дела живым разговорным языком.

Говоря о работах Марии Николаевны Косич, можно с
уверенностью сказать, что своими работами она открыла факт
существования самобытного языка и самобытной культуры кре-
стьян Мглинского уезда Черниговской губернии. На территории
Мглинского уезда конца 19-начала 20 вв., куда входил и тепе-
решний Унечский район, проживали и русские, и белорусы, и
украинцы, т. е. фактически жители сопредельных областей Рос-
сии, Белоруссии и Украины составляли (да и составляют сейчас)
неразрывный этнос, в котором воедино сплелась специфика
культуры трёх народов – уникальный говор. То есть, на Брян-
щине органически переплелись культурные традиции трех вос-
точнославянских народов.
Каждая работа Марии Николаевны по-своему уникальна,
содержит ценные сведения для исследователей, историков,
фольклористов, краеведов, всех тех, кто занимается изучением
прошлого своей малой родины.
Умерла Мария Николаевна от туберкулёза в 1911 году.
По одной из версий, похоронена на территории монастырского
кладбища села Разрытое нынешнего Мглинского района.
 

Н.Е. Акиншина, директор Унечской межпоселенческой центральной библиотеки
Знаменитые люди Унечского района: Мария Николаевна Косич.

Во второй половине XIX века в Новозыбковском уезде случилось невероятное: сосед отнял у соседа целую деревню». Обиженный добрался до Питера с челобитной. Загорелось дело. Из столицы были посланы на следствие чиновники, но пока они доехали до места, спорная деревня исчезла с лица земли. Обидчик сжег ее, а место распахал и засеял рожью. Следователи постановили, что деревни не оказалось в натуре, а истец затеял тяжбу по причине своего малоумия.

Эту историю описала в своем произведении «Литвины-белорусы Черниговской губернии, их быт и песни» этнограф, исследовательница русско-белорусско-украинского приграничья XIX – начала XX века Мария Косич. Книга – настоящая энциклопедия жизни наших предков.

Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения писательницы, которая родилась и жила в селе Рассуха. Сейчас оно относится к Унечскому району Брянской области

Обидчик сжег ее, а место распахал и засеял рожью. Следователи постановили, что деревни не оказалось в натуре, а истец затеял тяжбу по причине своего малоумия.

Эту историю описала в своем произведении «Литвины-белорусы Черниговской губернии, их быт и песни» этнограф, исследовательница русско-белорусско-украинского приграничья XIX – начала XX века Мария Косич. Книга – настоящая энциклопедия жизни наших предков.

Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения писательницы, которая родилась и жила в селе Рассуха. Сейчас оно относится к Унечскому району Брянской области.