СтраницаКорачев

Корачев. Брянщина.

Город Карачев является одним из древнейших русских городов. Он впервые упо­мянут в Ипатьевской летописи в конце 1146 года.

Относительно происхождения названия Корачева древнерусских летописей существует не­сколько версий. Первая связывает происхождение названия города с тюркизмами, означающий в переводе «черный лес» или. «приближенный, поверенный хана»; вторая - с одним из вятич-ских князьков по имени Корач, который основал здесь феодальную усадьбу, третья производит это название от древнерусского «кръчий», т.е. «кузнец». Эти версии не соответствуют истине. В домонгольский период обычно употреблялась форма правописания «Корачевъ» («Кърачев»). Основой данного названия являлось древнерусское слово «корч» («кърч», а не «кръчий»), и тем более не иноязычное (тюркское) «кара». Интерпретация названия населенного пункта от лич­ного имени «вятичского князька» была бы возможна, но ни одно лицо с таким именем в источ­никах не упоминается. Что же обозначало слово «корч» («кърч») в Древней Руси? Оказывается - «выкорчеванный пень, раскорчеванное место». Близко к нему и украинское «корчЬ - гора, на которой полосами чередуются пастбища и лес. Такие топографические названия, отражающие ситуацию на местности, широко распространены среди названий древнерусских городов.

Расчистка участка кирпичной стены домонгольского храма в Карачеве          

Появление Корачева на страницах лето­писи связано с событиями феодальной войны в Чернигово-Северской земле в середине XII в. 

Амулет-змеевик из летописного Корачева - лицевая и оборотная стороны. (Брянский краеведческий музей)

зю Юрию Долгорукому) и тако побеже Святос­лав из Новгорода Корачевоу и дроужина же по нем идоша...», т.е. князь с дружиной отправил­ся в центр «Лесной земли» Корачевъ, откуда было близко до владений Юрия Долгорукого, от которого Святослав Ольгович надеялся по­лучить помощь. Он предпринял зимний во­енный поход по следующему маршруту: «Иде из Поутивля на Севско и на Болдыж просте бо бе ему поуть Корачевоу...». 16 января 1147 г. в битве под Корачевым Святослав Ольгович разгромил 3-тысячный авангард черниговцев во главе с Изяславом Давыдовичем

После этого в Корачев вступил племянник Святослава Ольговича Святослав Всеволодич, который с этого времени стал его держателем, а позднее, вероятно, и владельцем с небольшим перерывом в 50-е годы. Вплоть до самой смерти.

В домонгольский период Корачев еще четырежды упоминается в летописи. В 1155 г. по ре­шению княжеского съезда в Радоще (ныне п. Погар) Святослав Ольгович отнял у своего «сынов-ца» Святослава Всеволодича «... Сновеск ...и Корачевъ и Воротинескъ занеже бе его отступил...». Под 1185 г. Ипатьевская летопись сообщает о том, что ставший к тому времени великим киев­ским князем Святослав Всеволодич «... шел бяшеть в Корачев и сбирашеть от верхних земель вой хотя ити на Половци к Донови на все лето», а также «... иде ...Корачеву орудеи деля своих» [по своим делам ). В 1194 г. Святослав Всеволодич «много стояша оу Василева стерегша земле своея и еха за Днепр в Корачев», после чего отправился на съезд князей в Рогов (ныне село в По-чепском районе), посвященный возможному походу на Рязань. После съезда великий князь сно­ва вернулся в Корачев, где и заболел. Вскоре он «... возвратился из Корачева (в Киев) с Юрьева дня и ехаша лето на санехь бе бо нечто изверглося емо у на нозе и поиде в насадех по Десне». По приезде в Киев князь Святослав 27 июля 1194 г. умирает. Таким образом, последнее упоминание Корачева в домонгольский период датируется 1194 г.

Городище, расположенное в центре города на мысу правобережной террасы р. Снежеть, имеет народное название Татарский вал. Оно неправильной формы (280 х2 10 м) с закруглен­ными краями площадью 4,6 га возвышается над уровнем реки на 10 м. С севера подступы к го­родищу преграждает ров шириной в 18 м и глубиной 1,5 м и вал шириной 30 м, сохранившийся на высоту 2,5 метра. Следы распаханного вала высотой до метра сохранились у восточного края площадки городища. В настоящее время городище практически полностью занято усадьбами горожан, огороды которых распахиваются. В северо-западной части расположен собор Михаила Архангела (XVIII в.). Городище обследовалось С.С. Ширинским (1976), А.С. Смирновым (1974) и Г.П. Поляковым (1988). При обследовании городища и зачистке культурного слоя в 60-70-е най­дены фрагменты гончарных сосудов ХИ-ХШвв. и XIV-XV вв., обломки стеклянных браслетов, а также фрагмент сирийского прозрачного стеклянного бесцветного сосуда с голубым эмалевым узором (XII в.). В 1988 г. при обследовании городища были обнаружены фрагменты керамики и железный нож XII - первой половины XIII вв. В этом же году в Брянский краеведческий му­зей поступил уникальный шейный медальон, амулет-«змеевик», найденный, по-видимому, во время рытья траншеи для прокладки водопровода неподалеку от собора. Змеевик круглый (5,4 см в диаметре), отлит из светлой бронзы. На аверсе изображение Архангела Михаила, а на обо­ротной стороне - голова Медузы Горгоны с отходящими от нее семью змеиными туловищами. На обеих сторонах змеевика помещены надписи - заклинания против злых сил и болезней. Слу­чайно обнаружены в городе два предмета вооружения, датируемых ХП-ХШ вв.: в 1887 г. в Им­ператорскую археологическую комиссию в Санкт-Петербурге В.Любомирским был доставленнаконечник боевого кавалерийского копья, а в начале 90-х гг. XX в. в археологический музей БГУ поступил наконечник рогатины - тяжелого копья, бывшего на вооружении пехотинца и используемого как охотничье оружие.

Археологической сенсацией 2012 г. стала находка у собора Михаила Архангела остатков храма вчетверо больше Вщижского, сложенного из домонгольского кирпича-плинфы. Неболь­шие охранно-спасательные исследования остатков этого древнерусского храма, проведенные сотрудниками Института археологии РАН, позволили датировать его XII веком. Кроме того, в четырех шурфах было найдено множество фрагментов керамической посуды, изготовленной на гончарном круге. В результате проведенного анализа керамический материал был разделен на три хронологические группы: 1) XII—XIII вв.(838 экземпляров); 2) XIV-XVI вв. (236 экз.); 3) XVII-XIX вв. (92 экз.).

Вероятно, Корачев возник гораздо ранее своего первого упоминания в летописи. Корачев мог быть основан и в X веке как одна из крепостей русов, и в XI веке как укрепленный пункт на стратегической сухопутной дороге, связывавшей Чернигов и Суздаль. В этом случае он мог являться одним из опорных пунктов в ходе государственного освоения «Земли Вятичей». По-видимому, Владимиром Мономахом и была создана территориальная податная единица - чер­ниговская волость «Лесная земля» с центром в Корачеве. В XII в. Корачев и «Лесная земля» стали, вероятнее всего, уже не государственным, а личным владением потомков Олега - «Ольговичей», сначала его сына Святослава Ольговича, а затем и внука - Святослава Всеволодича. С 1147 г. почти половину столетия им владел князь Святослав Всеволодович, занимая великокняжеский стол в Киеве и располагая большими материальными ресурсами, он и построил здесь кирпич­ный храм Михаила Архангела (имя Михаил было вторым - христианским именем князя), нали­чие которого, как и значительная укрепленная площадь (свыше 5,6 га), однозначно указывает на городской статус Корачева в домонгольский период.