Страницакооперация

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В БРЯНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В статье на основании архивных источников и материалов периодической печати рассматривается процесс раз-вития потребительской кооперации в Брянской губернии в первые годы новой экономической политики. Ана-лизируется роль потребительской кооперации как одного из структурных компонентов политики Советской власти в восстановлении брянской деревни.

В первой половине 20 х гг. XX века кооперативное движение являлось одним из важных структурных компонентов новой экономической политики.

Для Брянской губернии 1921 г. стал началом перестройки всего кооперативного аппарата и адаптации к новым условиям. Согласно принятым декретам в апреле 1921 г. был ликвидирован Рай-союз, насчитывавший более 800 потребительских кооперативов. На II губернском собрании уполно-моченных кооперативов было изучено каждое потребительское общество с учѐтом его географиче-ского положения, удобства путей сообщения, экономического значения каждого пункта, наличия за-интересованности работников, собственные капиталы. Из таблицы видно, что новая сеть потреби-тельских кооперативов в губернии сократилась в четыре раза и составила всего лишь 246 обществ, из них преобладающее количество сельские.

Губсоюз стремился вовлечь в работу широкую массу населения. В мае 1922 г. были открыты библиотеки, читальный зал, позже организована типография, которая выпустила первую агитацион-ную листовку «Перевыборы

7 июля 1923 г. потребительская кооперация отпраздновала международный день кооперации. Тезисы, помещенные в губернском журнале «Кооперативная жизнь» заявляли о том, что произошло «общее улучшение хозяйственного положения в стране… и для кооперации вытекает задача стать посредником между рабочими и крестьянами» [16, с. 9]. Тем не менее, 1923 г. стал самым сложным для потребительской кооперации, как для всей страны, так и для Брянской губернии в частности. Расхождение цен на продукты сельского хозяйства и изделия промышленности поставило под угрозу всю работу кооперации. Достаточно привести два примера: если в 1914 г. 1 пуд. хлеба равнялся 1,5-2 пуд. соли, то в 1923 г. крестьянин мог купить соль только за 4 пуда хлеба; пуд гвоздей в довоенное время равнялся 2-3 пуд. ржи, а в 1923 г. - 20-25 пуд. хлеба. «Ножницы цен» привели к застою хлебо-заготовительной кампании и кризису сбыта в брянской деревне. Работник Сосновского кооператива Бежицкого уезда А. Селенский в своем отчете местной власти отмечал: «…Начали 1 апреля 1923 г. с воодушевлением. Нам обещали помочь как кредитом, так и безбюрократным содействием. Начали торговать, но сразу же споткнулись на ценах, цена на мануфактуру очень сомнительная…» [17, с. 8]. В сложившейся ситуации крестьянин стремился найти других контрагентов: частника, кустаря, одно-сельчанина, горожанина, либо начинал замыкаться в рамках собственного натурального производ-ства: делать хлеб средством накопления, развивать промыслы, заниматься самогоноварением. По-пытки потребительской кооперации губернии противостоять высоким ценам за счет сокращения штата и задержки заработной платы работникам потерпели неудачу. В целом, осенняя депрессия 1923 г. принесла потребительской кооперации губернии свыше 100 тыс. руб. убытков

В Брянской губернии переход на добровольное членство, установление твердой валюты и снижение цен на промышленные товары положительно сказались на работе потребкооперации. В 1924 г. на первое место среди запланированных мероприятий выступила торговая деятельность. Если в 1923 г. общий торговый оборот сети составлял 600 тыс. руб., то в 1924 г. всего за девять месяцев работы-1 млн. 600 тыс. руб.

В Брянской губернии на 1 октября 1925 г. общее количество потребитель-ских обществ в губернии составило 127, а количество лавок 273, что давало увеличение по сравнению с 1921 г. на 41% [25, с. 2]. Возросло и количество крестьянских хозяйств, охваченных потреби-тельской кооперацией: если в 1924/25 г. на одно потребительское общество в деревне приходилось-1374 крестьянских хозяйства, то в 1925/26 г.-1967. Следует заметить, что рост потребительских об-ществ наблюдался как в сельской местности, так и в городской сети: если общее количество пайщи-ков сельских потребительских обществ в 1925 г. равнялось 48816 человек (100%), то в 1926 г.-67679 (138%), а количество пайщиков городских соответственно составляло 6542 (100%) и 9149 (141%) [26, с. 8]. А по сравнению с 1923 г. в котором число сельских пайщиков равнялось 4188 человек, рост сети в 1925 г. составил 120%. Однако в целом, процент крестьянских хозяйств в потребительской коопе-рации Брянской губернии отставал к концу 1925г. от общероссийского на 15% и составлял всего 22,3%.

Опыт потребительской кооперации в первые годы новой экономической политики, воспринятый критически и с поправкой на изменившиеся условия жизни страны, может и должен быть востребован Россией современной, если она стремится к эффективной модернизации своей экономики. Кооперация Ŕ это третий путь развития известной дихотомии фермерского и общинного типов аграрной организации, позволяющий мелкотоварному хозяйству противостоять давлению частного капитала

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В БРЯНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА БОЛЬШЕВИЗМА.
И.В. Малашенко