СтраницаКОНТУРЫ

КОНТУРЫ БУДУЩЕГО БРЯНЩИНА

Итак, побывав в прошлом и настоящем Ляличского ансамбля, нам осталось сделать попытку заглянуть в его будущее. Контуры буду­щего намечены в генеральном плане развития села Ляличи. Такой план разработан в 1963 году Московским проектным институтом «Сельхоз-стройпроект» и является обязательным документом для застройки села.

Территория бывшей усадьбы, по этому плану, включается в систему за­стройки и связывается улицей с проектируемым новым общественным цен­тром села.

Эта улица уже застраивается капитальными двухквартирными жилыми домами совхоза «Мичуринский». Она проложена по бывшей короткой ал­лее, следовавшей от ворот парадного двора по направлению поперечной оси дворца. Широкая и ровная, с восстановлением аллейных посадок дере­вьев, она безусловно будет одной из лучших улиц села.

Генеральный план предполагает сохранение и восстановление памятни­ка архитектуры — дворца и парка. Дворцу отведена важная градостроитель­ная роль в застройке центра села — архитектурно замкнуть восточную пер­спективу улицы и «возглавить» парковую зону.

На противоположном конце этой недлинной парковой (назовем ее пока так) улицы запроектирована центральная площадь села. Она должна быть застроена современными общественными зданиями.

Таким образом, объединяется новое со старым, используется архитек­турное значение памятника, устанавливается «связь времен». Дворец, а вме­сте с ним и парк органично вливаются в новое село.

Генеральным планом предусмотрен вывод мастерской и скотного двора из курдонера и дворца в места, специально отведенные для производствен­ной зоны совхоза.

Санитарно-гигиенические нормы застройки населенных мест не допус­кают размещения скотного двора и мастерской на школьном участке. По­скольку в левом крыле дворца действует школа, дирекции совхоза надо поспешить с выводом названных объектов со школьного участка, очисткой его и элементарным благоустройством.

В связи с включением дворца в застройку центра села естественно встает вопрос о восстановлении памятника архитектуры. И не только боковых корпусов, но и центрального трехэтажного, а также корпуса южной сторо­ны курдонера и, возможно, постройки аналогичного корпуса по северной стороне, на месте бывшей оранжереи.

Необходимо подумать о новом назначении, которое следует определить восстанавливаемому памятнику.

Вряд ли есть целесообразность полного восстановления его внутренней и дорогостоящей отделки интерьеров. Они утрачены полностью и воссозда­вать их вновь нет смысла.

Но восстановить внешний архитектурный облик надо обязательно. Он накрепко связан со всем ансамблем и парком. Сделать это надо при новом содержании его использования.

Объемы восстанавливаемых зданий позволяют разместить здесь, напри­мер, учебное заведение на 400 учащихся. Садоводческий техникум или школу младших мастеров-садоводов. Восстановленный ансамбль памят­ников будет представлять учебный городок, расположенный в окружении парка. Он будет состоять из двух корпусов общежитий, расположенных по боковым сторонам парадного двора за восстановленной оградой с ворота­ми. Их объемы должны быть одинаковые, а внешняя архитектура соответ­ствовать архитектуре друг друга и дворца. Архитектурная соподчиненность этих зданий должна сохраняться в интересах ансамбля.

Перед главным входом в здание уместно установить памятный знак с мемориальной надписью в честь архитектора Кваренги и датами постройки и восстановления ансамбля.

В первом этаже центральной части здания могут расположиться вести­бюль, гардероб и проход к буфету, имеющему самостоятельный служеб­ных вход с парковой стороны. Слева — главная лестница и проход в коридор левого крыла здания. От лестницы вход в библиотеку с двумя читальными залами. Справа от вестибюля можно разместить вторую лестницу, санузлы, комнаты администрации, коридор с входом в правое крыло здания. В пер­вом же этаже центральной части разместятся два учебных кабинета и лабо­ратория. В левом крыле — три учебных кабинета, санузел, зал механиза­ции, препараторская и кабинет. В подвале — котельная и мастерские. В пра­вом крыле — три учебных кабинета, препараторская, санузел и кинозал. В подвале служебно-хозяйственные помещения.

Во втором этаже можно разместить двухсветный актовый зал на 240 мест со сценой, круглый парадный зал, фойе с выходом на балкон портика глав­ного фасада, музыкальную и радио- комнаты, кулуары-выставки, четыре учеб­ных кабинета, класс, санузлы.

В третьем этаже шесть учебных кабинетов-классов, помещения обще­ственных организаций, заведующего учебной частью, заочного отделения, кинопроекционный комплекс, балкон актового зала на 60 мест, комната учеб­ных пособий, кулуар и санузлы.

Конечно, необходимость «вписываться» с планировкой современного учебного здания в коробку с определенными проемами дворца создает некоторые натяжки и небольшие отклонения от норм проектирования. Но ничего не поделаешь. При назначении нового функционального использо­вания для памятника архитектуры это неизбежно.

В целом можно получить хорошие результаты размещения техникума или школы садоводов.

При наличии такого хозяина, как садоводческое учебное заведение, мож­но будет рассчитывать и на восстановление на новой основе исторического парка в Ляличах. На его богатом зеленом наследии может быть создан об­разцовый опытно-показательный парк, пропагандирующий современные методы паркостроения и исторические достижения местных садоводов и озеленителей.

Осматривая парк, невольно проникаешься уважением к удивительному мастерству садоводов и паркостроителей — отдаленных крепостных предков современных ляличских садоводов. Не оживут ли здесь корни традиции?

Современный рост наших городов и поселков, необыкновенно широкий размах переустройства сельских населенных мест с высоким уровнем бла­гоустройства требуют многочисленных кадров специалистов-озеленителей для нашей области и не только для нее. Необходимы питомники декоратив­но-посадочного материала и места, где можно увидеть полезные примеры исторического паркостроения.

Центром по подготовке таких специалистов, местом практики на прекрас­ной парковой территории мог бы служить восстановленный ляличский парк. Он может быть расширен почти до первоначальных размеров за счет восточ­ного, не используемого в настоящее время склона, за счет реконструкции старого фруктового сада, ныне изреженного и требующего пополнения. При парке могут быть созданы соответствующие питомники, «зеленые классы» и экспозиционные «зеленые залы».

Из обширной территории парка следует выделить часть для организации культурно-массовой и спортивной зоны парка культуры и отдыха села. По-видимому, это удобнее всего сделать на части старого фруктового сада, расположенной ближе к застройке села и к его общественному центру. Здесь можно разместить на ровном месте спортивные площадки, зрелищные ус­тройства, аттракционы и все необходимое для современного отдыха насе­ления, культурно-массовой работы и занятий спортом.

Такое расположение — не в историческом парке, а рядом с ним — по­зволит сохранить музеефицированный садово-парковый комплекс в луч­шем виде.

Не исключена возможность устройства базы отдыха на территории парка (например, на месте бывшего летнего дворца) или за пределами парка, ближе к Ипути. Такая база привлечет туристов, рыбаков, экскурсантов, про­сто желающих отдохнуть вблизи прекрасных памятников, в окружении кра­сивой природы.

И еще одно. Чудесный памятник архитектуры — бывшая церковь Екате­рины — тоже не должен сгинуть. Попутно с восстановлением первой очере­ди дворца по церкви необходимо произвести консервационные работы — заделать проемы, починить крышу и предохранить от дальнейших разгро­мов и разрушений. Думается, что и этому памятнику можно будет найти современное использование — хотя бы в качестве выставочного зала пе­редовых методов садоводства и озеленения при предлагаемом техникуме или школе садоводов.

Хочется верить, что Ляличский ансамбль возродится скоро в новом ве­личии, в неувядаемой красоте и художественной силе своего искусства.

Его действительно «золотой век» впереди!