Страницаконтора

Климовская волостная контора. 1741 год. Брянская земля.

Климовская волостная контора
В первой половине ХVШ века начал практиковаться
еще и такой способ поселения, выходящие из Великороссии
или Польши раскольники только приписывались к той или
иной раскольничьей слободе, платили в ней оклад, а жили в
других местах, иногда даже в Петербурге или Москве по пас-
портам волостной раскольничьей конторы. «Таких «неосед-
лых» (по данным 1741 года) в Климовой слободе было: куп-
цов 4, посадских 36, лиц духовного звания 5, 1 уроженец
тульской оружейной слободки, 1 уроженец Хотинской крепо-
сти, 3 казака, 1 ямщик Рогожской слободы, 78 местных уро-
женцев, 56 выходцев из Польши, 13 неизвестного происхож-
дения, крестьян дворцовых и государевых 24, монастырских
и архиерейских 43, помещиков 40; всего неоседлых 310 муж-
чин и 172 женщины»23.
Еще при Петре I была учреждена Волостная Контора,
которая называлась Волостной описных раскольничьих сло-
бод Конторою. При ней был слободской уполномоченный
Бурмистр Алексей Васильевич Хрущов. И находилась эта
Контора в Климовой слободе.
Бурмистр Алексей Васильевич Хрущов был урожен-
цем Климовой слободы. В 1765 году ему был 51 год. Отец его
пришел в Климову слободу в 1709 году из Польши.
Почему же контора была учреждена в Климовой
слободе? Да потому, что именно сюда люди стекались
из всех слобод по делам, а «Климова слобода отличала
себя от всех прочих слобожан просвещением, которое
вошло к ним через письмоводство при конторе. Климов-
цы хотя и горды, но всех других слобожан обходитель-
нее, в числе которых есть благоразумные и просвещен-
ные люди»24. Это положение посада возвысило жителей
так, что они одними из первых стали искать соединения
с православной церковью на правилах единоверия.
Климовская волостная контора была главным инициа-
тором создания на землях Климовой слободы старообрядче-
ских монастырей. Еще в 1764 году волостная контора во гла-
ве с А.Хрущовым выходила в Киевскую губернскую канце-
лярию с представлением, где писала о том, что в описных
слободах за неимением монастырей и скитов чернецы и чер-
ницы, вышедшие из-за рубежа, живут между мирскими
людьми. Волостной конторе очень хотелось поставить мона-
стыри в Стародубье, чтобы эти чернецы и черницы жили в
монастырях, подчиняясь одному начальству, а не скитались
из слободы в слободу. Однако, далеко не все раскольнические
монахи хотели жить вместе. Но, все-таки это было сделано.
Как говорилось ранее, была перевезена Покровская церковь
из Ветки и освещена в 1765 году. Это торжество стало собы-
тием для всего Стародубья. Оно сопровождалось слухами о
том, что единственная старообрядческая святыня, существо-
вавшая ранее за границей, теперь находится на русской земле
близ Климовой слободы, там, где жили русские староверы. В
Климову слободу потекли не только богомольцы, но и их
вклады. После устройства монастыря в слободе Климовой, в
Стародубье постепенно возникло до 20 церквей,16 часовен.
Но особое значение оставалось за Климовским Покровским
монастырем.