СтраницаКонструктивизм

Конструктивизм. Брянск.

Послереволюционный период развития советской архитектуры 1920-30-х годов оставил в истории ряд имен выдающихся архитекторов, искавших и, в какой-то сте­пени определявших направленность ее становления. Среди них имя архитектора А.З.Гринберга (1881-1938), который своей проектной и строительной деятельностью успешно содейство­вал развитию отечественной архитектуры 1920-30-х годов.

«Брянский период» творчества А. 3. Гринберга свидетель­ствует о становлении его творчества на путь конструктивизма. Если первые его произведения - Дом Советов, поликлиника еще несут некоторые черты неоклассицизма, выраженные в плановых решениях и во внешней архитектуре (четко выделенный цоколь, симметричные осевые членения частей фасадов), то последую­щие постройки - Дом связи, Дом банков и промышленности, жи­лые дома для Брянска и Клинцов, в своих архитектурных реше­ниях выдержаны в русле «устоявшегося» конструктивизма.

В первые годы существования стиля конструктивизм на фа­садных поверхностях участки массивных стен преобладали над площадью остекления. Позже - остекление на фасадах господ­ствует над стеной. Часто оно тянется лентами, опоясывая объ­емы зданий. Оконные переплеты стеклянных лент и больших витражей выдвигаются из глубины проемов, становясь в линию с проемами стен, а иногда и выступая за нее. В крайних решени­ях это привело, как тогда говорили, к «стекломании». Огромные окна вступали в противоречия с климатическими условиями, с экономикой строительства, и особенно с эксплуатацией зданий. Существовавший в то время недостаток в высококачественных строительных материалах и конструктивных средствах, необхо­димой техники для осуществления многих конструктивистских идей, способствовали дискредитации этого стиля, как и иных существовавших тогда направлений и течений в архитектуре (рационализм, неоклассицизм, «формализм» и другие) попав­ших под пресс все более идеологизируемой авторитарной вла­сти и вскоре прекратили свое существование.

Древний уездный город Брянск Орловской губернии в 1920 году получил статус губернского города. Возникла острая необходимость в строительстве общественных и жилых домов. Уже в 1921 г. встал вопрос о строительстве здания для размещения «правительственных учреждений» и даже был составлен форпроект «Дома Советов» архитек­тором Н. А. Лебедевым. Но экономическое состояние вновь рожденной губернии и страны не позволили осуществить этот замысел.

В 1924 году губисполком нашел возможным приступить к подготовке строительства здания. В объявленном Московским Архитектурным Обществом конкурсе на составление эскизного проекта Дома Советов в Брянске первую премию получил про­ект архитектора-художника А. 3. Гринберга, вторую премию - проект академика архитектуры И. А. Фомина. Разработка проек­та, а в дальнейшем и наблюдение над строительством поручена А. 3. Гринбергу.

По тем временам, здание объемом в 60 тыс. м3, предна­значенное для размещения областных организаций, в комплек­се с Залом съездов и конференций на 1200 мест было построе­но в небывало короткие сроки - менее двух лет (за два сезона) и в ноябре 1927 года вступило в эксплуатацию.

Архитектурная критика 1920-х гг. отмечала, что «... это зда­ние - одна из немногих современных построек, удачно проведен­ных в духе современных архитектурных требований. Не отлича­ясь какими либо необычайными архитектурными достижениями и базируясь исключительно на реальных возможностях, здание все же дает образец новой архитектуры, безусловно отличной от построек довоенного времени и являющейся переходом к во­площению новых архитектурных идей, осуществление которых, конечно не может быть проведено без предварительного переходного периода.

Все постройки А. 3. Гринберга в Брянске группируются вокруг его административного центра, к тому времени сменив­шего свое историческое местоположение. Новый планировоч­ный центр города был четко обозначен зданием Дома Советов, здесь же формировалась и главная площадь, а также комплекс административно-общественных зданий.

Следующее крупное здание центра города из построенных в 1920-х годах - это здание поликлиники. Внешняя архитектура здания выдержана в простых формах, выражающих его назначе­ние. Стены из светлого силикатного кирпича с расшивкой швов. Оштукатурены с мраморной крошкой лишь карнизы, междуэ­тажные пояса и портики.

Третье произведение Гринберга в Брянске Дом банков и промышленности (ныне учебный корпус технологической академии) построен для размещения в нем шести губернских учреждений. Здание состоит из двух прямоугольных объемов, расположенных на углу проспекта Ленина и улицы Советской. В угловой части они сочленяются цилиндрической вставкой на высоте трех этажей (четвертый этаж над вставкой надстроен в 1950-х годах), за большими окнами которых расположились вестибюль и два поэтажных холла. Над ними в глубине угла воз­вышается круглая башня главной лестницы. Большие витражи в средней части корпуса выявляют главные операционные залы. Возвышениям главной лестницы залов пластично отвечает вы­ступающая башня второй лестницы на торце корпуса. Внеш­ний декор здания - это мастерское сочетание и игра различных конструкционных и отделочных материалов: облицовки светло серым известняком с грубооколотой поверхностью камней цо­коля, под расшивку облицованных силикатным кирпичом стен, оштукатуренных гладко и «под шубу» отдельных участков стен, лопатками угловой части, большими поверхностями стеклян­ных витражей. Внутри здания очень эффектна круглая главная лестница с консольно заделанными в стену железобетонными ступенями, с простым, но красивым ограждением из латунных трубостоек с дубовым поручнем. Облик здания это хороший пример реалистической архитектуры - художественно вырази­телен и ярко отражает внутреннее содержание здания.

Типичным примером отечественной архитектуры конца 1920-х-начала 1930-х годов является Дом связи, занимающий северо-восточную часть площади К. Маркса. Разнообразие объ­емов и оконных проемов создает интересные контрасты в архи­тектуре фасада, необычность образа технико-административного здания, достигнутого скупыми и простыми средствами.

Знакомясь с творчеством Гринберга необходимо осмотреть нескольких жилых многоквартирных домов по улице Фокина. Комплекс из трех жилых домов является первым крупным ан­самблем многоквартирных домов нового, прогрессивного для 1920-х годов, секционного типа. Лаконичная архитектура фа­садов, лишенная декора и измельченности, придает строгость и монументальность жилым домам, находящимися по сосед­ству с общественными зданиями центра города.

Осмотренные здания, осуществленные по проектам А.З.Гринберга, «вытеснили» из центральной части города малоэтажную застройку, развили намеченную и частично осу­ществленную в XIX веке регулярную систему планировки, зало­жили основу общественного центра в нагорной части правобережья Десны, задали новый более крупномасштабный характер застройки, закрепив основные планировочные узлы, заложили «первые камни» будущего градостроительного развития.

Ансамбль зданий центра Брянска, созданный по проектам архитектора Гринберга завершился в 1929 году планировкой сквера против корпуса съездов и конференций Дома Советов с памятником Ленина (скульптор С. Д. Меркулов и архитектор А. 3. Гринберг). Общая планировка площади и сквера была со­хранена. Сейчас здесь расположен памятник Ф.И. Тютчеву, от­крытый к 200-летию великого поэта.

Архитектор А.З. Гринберг. Здание городской поликлиники. 1927 г.

Архитектор А.З. Гринберг. Жилой дом по ул. Фокина. 1928-29 гг.

Архитектор А.З. Гринберг. Дом Банков и промышленности. 1929 г.