Страницаконцерт

Брянск. Концерт смычковых и духовых инструментов. 1895 год.

В воскресенье, 5го февраля, эстрада в большой зале общественного собрания представляла не только необычное, но совершенно невиданное в Брянске зрелище: давали концерт любители, и не один, не двое, о которых принято извещать на афише: «при благосклонном участи»; нет – играл целый большой оркестр в полном составе смычковых вместе с духовыми инструментами (медными и деревянными). Отмечаем этот отрадный факт как нечто действительно выдающееся из ряда вон в нашей серой, гнетуще-монотонной жизни, весь интерес которой почти исключительно сводится на зеленое поле, и проч.

Программа концерта составлена была весьма разнообразно. Приведем ее всю.

Перед началом исполнен был народный гимн (по требованию публики повторенный и в заключение концерта), затем в первом отделении шли следующие пьесы:

1.      H. Roubier: Gavotte «Le cercle de la Rein» - исполнил оркестр.

2.      G. Popp: Serenade de concert – соло на флейте исполнил В. Л. Орановский с аккомпанементом оркестра.

3.      F. Hermann: Reverie russe – соло на скрипке исполнил Г. П. Зискинд с аккомпанементом фортепиано.

4.      J. Haydn: Серенада, квартет для двух скрипок, альта и виолончели – исполнили: А. Н. Полковников, Г. П. Зискинд, В. В. Кравченко и Н. А. Щепетев.

5.      «Loin du bal», вальс – исполнил оркестр.

Во втором отделении исполнено было:

1.      Эйленберга: Песнь кузнеца – оркестр.

2.      Келлера: Эхо, дуэт для флейты и корнета – В. Л. Орановский и П. А. Косов.

3.      E. Tittl: Serenade – оркестр.

4.      J. Raff: Cavantina, соло на скрипке с аккомпанементом фортепиано, исполнил Г. П. Зискинд.

5.      Бабильяра: Solo для флейты – В. Л. Орановский с фортепиано.

Сверх этих номеров М. П. Зискинд исполнил несколько пьес пения-соло с аккомпанементом фортепиано.

Все оркестровые вещи сыграны были более чем удовлетворительно, можно сказать – прекрасно, каждая из них вызвала шумные одобрения, причем эффектный вальс: «Loin de bal» и задорную Песню кузнеца пришлось повторить несколько раз. Менее гладко прошла серенада Титтля, но и то лишь вначале. Что до солистов, то игру их прямо можно назвать артистической: таково наприм. было исполнение г. Орановским Serenade de concert Поппа и другого соло, Бабильяра, во втором отделении. Вся это было передано им замечательно хорошо, с должными оттенками. У г. Орановского отличный амбушюр и владеет он своим инструментом не как дилетант. Громкими аплодисментами покрыт был чудный дуэт Э. Келлера: «Эхо», художественно переданный В. Л. Орановским и П. А. Косовым. По требованию публики, номер этот, произведший наибольшее впечатление, был повторен. Успех сказанных солистов по праву разделял  М. П. Зискинд, певучий и нежный смычок которого доставлял столько удовольствия, особенно понравилась благодарная пьеса Германна: «Reverie russe» и вслед за ней сыгранная Berceuse slave Ф. Неруды. Каватина Раффа также передана была им безукоризненно, а на bis г. Зискинд сыграл Куявяк Лады (Lada). Квартет Гейдна, собственно говоря, соло для первой скрипки, с сопровождением трех пиццикато – прошел очень хорошо. Сверх программы, как уже выше упомянуто, было несколько пьес пения соло в исполнении М. П. Зискинда. Пел он романсы: «Молись» Вилламова (со скрипкой), «Я вас любил» и Элегию Массенэ. Голос певца, баритон,  прекрасно звучит в среднем регистре,  но несколько глух на низких нотах. Избранные пьесы подходили впрочем к его диапазону. Г. Зискинд умело справляется с дыханием, осмысленно фразирует и не злоупотребляет forte, словом, это певец с хорошей школой, и все исполненные им номера публика наградила рукоплесканиями.

За исключением одной пьесы Поппа в первом отделении, все соло шли в сопровождении фортепиано, и надо отдать справедливость – эта трудная задача была выполнена С. М. Сарандиаки превосходно. Аккомпанировать вовсе не так легко как это кажется с первого взгляда: нужно незаурядное понимание музыки, чтобы в состоянии следить за солистом, игра которого всегда носит характер индивидуальный и самая передача мысли композитора иногда бывает чересчур своеобразна, причем надо обладать великим искусством не переиграть, не заглушить главной партии. Нам кажется, однако, что г-жа Сарандинаки с не меньшим успехом могла бы выступить в самостоятельной игре.

Так как образование музыкального кружка, по-видимому, стало у нас прочно, то мы пошли бы далее, и по примеру городов, преимущественно немецких, или даже наших прибалтийских губерний, по праву гордящихся своей культурой – предложили бы в дополнение к оркестру организовать еще и хор, на первое время хотя бы один мужской. В таком составе музыкальный кружок будет еще полнее, а вместе с увеличением числа его членов расширится и будет представлять большее разнообразие самый репертуар. В Калуге наприм. по сообщению Губернских Ведомостей, в среде общества офицеров, квартирующих там полков, мысль об устройстве любительского хора приведена уже в исполнение.

На первый раз, впрочем, довольно было и того, чем подарило нас в воскресенье вольно-пожарное общество. Никто не думал, чтобы так скоро могло осуществиться при нем образование музыкального кружка, но нашлись люди, тепло отнесшиеся к этому делу, и тут на первом плане мы должны поставить почтенного Владимира Леонардовича Орановского: кто знает как нелегко собрать и затем сплотить в одно разрозненные силы и скольких трудов стоит правильная организация оркестра, тому понятно станет, с какой истинной любовью шли к намеченной цели и сколько энергии вложено было в это новое у нас, смелое нововведение. Средства на первоначальные расходы по обзаведению нотами, пюпитрами, и проч., также нашлись, и здесь члены общества должны быть признательны своему председателю, скромная деятельность которого хоть и не видна, тем не менее, она из наиболее важных, если не самая существенная.

После концерта в зале следовали танцы, к крайнему сожалению, мало оживленные, чем того можно было ожидать судя по собравшейся публике. Во всяком случае, вечер этот прошел прекрасно, и нет сомнения, подобное времяпровождение должно непременно привиться, как такое развлечение, спрос на которое отвечает давнишним желаниям самого общества. Не забудем, что музыка, будет ли то инструментальное или певческое исполнение каких-либо произведений, само собой разумеется, известной, хорошей школы – подобно многим другим искусствам имеет громадное воспитательное значение.

Брянский Вестник за 1895 г.