Улица Комсомольская. Брянск.
Улица Елецкая (будущая Комсомольская). Вид от «Каменного» училища
Улица Комсомольская в наши дни
Тиха, как украинская ночь, улица Комсомольская.
Прекрасна, как спящая царевна. Здесь представлены семь
архитектурных стилей. Где еще в России найдешь такое?
Раньше в этом месте проходила грунтовая доро-
га, стояли два ряда домов, в которых жил заводской люд:
ближе к предприятию — служащие, дальше — рабочие.
Роща неподалеку да господский парк князей Тенишевых.
Царский режим и ВЛКСМ — вещи несовместные.
А значит, улица Комсомольская изначально носила дру-
гое имя. Звалась она Елецкой. К выбору названий улиц
наши исторические предшественники относились абсо-
лютно аполитично.
В старой Бежице никому бы и в голову не при-
шло давать улицам имена в честь прославленных сооте-
чественников, государственных деятелей, использовать
для этого наименования органов власти и обществен-
ных организаций... Не было тогда в городах улиц имени
партийных съездов, очередных интернационалов, про-
спектов Ленина и фокинских районов. На карте старой
Бежицы не найдешь например, площадей Александра II,
проездов Столыпина, переулков Первой Госдумы или
Капиталистических тупиков… Существовали, конечно,
исключения, но редчайшие. Например, улица Крахтов-
ская была так названа вовсе не из-за заслуг обрусевше-
го немца Владимира Крахта, просто особняк его служил
народу приметным ориентиром.
Городским улицам тогда давали имена, созвуч-
ные названиям близлежащих уездных городов, напри-
мер, Мценская, Новозыбковская, Харьковская. А значит,
все бежичане от мала до велика знали, какие города их
окружают. Так учили географию своей страны. Эта тради-
ция была крепкой, да и населенных пунктов в перечне
российских городов немало.
Был, правда, еще один принцип наименования
улиц: простой, как все житейское. Улицам давали на-
звания по размещавшимся на них объектам: Почтовая,
Церковная, Вокзальная, Парковая, Угольная (там, где на-
ходились угольные склады). Но молодая советская власть
со свойственными ей бескомпромиссностью и неприми-
римостью к старому режиму переиначила все традиции.
Теперь названия улиц ассоциировались со знаменатель-
ными датами и событиями. Парковая стала улицей Май-
ской Стачки, Крахтовская — Карла Либкнехта, Церков-
ная — III Интернационала, Ливенская — Куйбышева, Ка-
рачевская — Институтской.
Новая власть в этом постоянством не обладала.
Ведь часто так случалось, что, как говорят, «был това-
рищ хорошим, да вдруг попал в немилость» — расстре-
ляли или сослали. Так, например, улица Протасова одно
время носила имя Зиновьева. Вроде бы все, как поло-
жено, соратник Ленина Зиновьев даже в шалаше одном
с вождем укрывался, но потом впал революционер «во
страшный грех»: сначала стал оппортунистом, а потом и
вовсе якобы задумал физически устранить руководите-
лей партии. Вредителя расстреляли, в учебниках выма-
рали факт пребывания Зиновьева в ленинском шалаше,
а улицу в Брянске переименовали в Протасова.
Еще интересней история с улицей Мценской. В
1915 году проехал по ней император Николай II, в честь
этого события собирались было улицу окрестить Царе-
вой, да не успели: Октябрь наступил. И Мценскую пере-
именовали в честь товарища Сталина. Потом культ отца
народов разоблачили, и теперь у нас есть улица 22-го
съезда КПСС.
Но вернемся на Комсомольскую — Елецкую. В да-
леком XIX веке начиналась она от завода и вела через все
село к озеру Орлик. По левую сторону Комсомольской —
каменные дома, они старше современных хрущоб. Здесь
высокие потолки, огромные прихожие и какой-то запад-
ноевропейский дух.
Немногие знают о том, что есть на Комсомоль-
ской единственный в нашем регионе дом в стиле псев-
добарокко. Он как раз на пересечении с улицей Ухтом-
ского — розовый, трехэтажный, с колоннами. Откуда бы
в рабочем поселке такие колонны? По мнению нашего
современника архитектора Александра Перова, прооб-
раз дома с колоннами — общественные здания Петер-
бурга. В Северной столице на стили не скупились, барок-
ко там достаточно.
Улица Комсомольская в те времена — самая что
ни на есть передовая. Поэтому как грибы стали расти тут
дома с четкими линиями, прямоугольными выступами и
балконами. Но это немногим позже, после революции, в
30-х годах ХХ века. А в конце XIX века по левой стороне
улицы располагались деревянные домики служащих, по
правой, как раз на месте бюста герою-летчику Камози-
ну, стоял особняк известного в ту пору бежицкого врача
Николая Алексеевича Михайлова.
Врач пользовался большим уважением у местного
населения, тем более что докторов в тогдашней Бежице
было всего трое. Михайлов, прекрасный хирург, знал не-
сколько языков. Каким ветром его занесло в губонинскую
глушь, неизвестно. Но здесь среди темного люда светило
науки почитали за чернокнижника. Михайлов был просто
громадного роста, всегда в черном, словно гробовщик, он
наводил ужас на всю округу. Еще бы: резал покойников,
копал коренья и «колдовал».
Просвещенный врач ставил опыты и частень-
ко пользовался спиртовкой. Вот тогда-то и пошли
слухи, что Михайлов занимается алхимией — ртуть из
градусников в золотые слитки перегоняет. Рабочие, про-
ходя мимо его дома, держали пальцы крестиком и пле-
вали через плечо.
В период экспроприации особняк Михайлова пе-
ревернули вверх дном. Даже сад перекопали: не мог же
эмигрировавший врач столько золота с собой увезти?
После войны в развалинах особняка все же нашли пару
монет царской чеканки. Народная молва сделала свое де-
ло: зеленый или синий великан, в новолуние указываю-
щий на зарытые сокровища, будто бы начал появляться
на Комсомольской…
В 1949 году на месте бывшего особняка чер-
нокнижника установили бюст герою П.М. Камозину.
Кстати, это чуть ли не единственный случай в Стране
Советов, когда открыли памятник еще живому и здрав-
ствующему герою.
А в сквере другого героя — Александра Морозо-
ва — стояла любимая горожанами столовая. Идея ее соз-
дания описана в воспоминаниях Марии Клавдиевны Те-
нишевой:
«Тогда я задумала народную столовую, в которой
за малую плату рабочий получал бы здоровый,
свежий стол, горячее кушанье, где мог бы обогреться
и отдохнуть. Это мне вполне удалось… В день
открытия был торжественно отслужен молебен...
Рабочие входили в столовую вначале робко,
поодиночке. Потом, расхрабрившись, вваливались
толпами и усаживались за трапезу, предлагаемую
в тот день бесплатно».
Продолжаем загибать пальцы, считая архитектур-
ные стили на Комсомольской. Например, здание бывшего
сиротского приюта построено в неорусском стиле. Сей-
час в этом доме — детская школа искусств, а тогда, в на-
чале XX века, здесь для детей-сирот были оборудованы
учебные классы, столовая, комнаты.
Недалеко от приюта на Комсомольской — Елецкой
располагался кинотеатр. В Брянске еще не было подоб-
ного заведения, а вот в Бежице — сразу несколько сине-
матографов. Фильмы в ту пору были еще совсем простые,
черно-белые, сопровождались музыкой тапера.
За сто лет Комсомольская «окаменела», подрос-
ла, хотя улица так и осталась тихой. Бережно сохраня-
ется здесь старинный дух — своеобразный, немного с
запахом сырости и прелой листвы.
Сиротский приют.
Ул. Комсомольская, 10. Построен в 1904-1905 гг. для детей от 3 до 14 лет на средства благотворительного общества при Брянском рельсопрокатном, железоделательном, сталелитейном и механическом заводе.
Современное использование: детская школа искусств им. Т.П. Николаевой.