Страница КОЛОКОЛА

УМОЛКНУВШИЕ КОЛОКОЛА БРЯНЩИНА

Вторым по древности сооружением ансамбля на начало XX века была, надо думать, отдельно стоящая колокольня. Время постройки ее в документах не сохранилось. Но в описи 1681 года она фигурирует суще­ствовавшей с обгорелой главой и кровлей. «На ней было 9 колоколов больших и малых, а десятый колокол висел на земле на козлах, в 200 пуд; и часы большие боевые железные без перечастья». После этого колокольня была достроена, верхняя часть ее поднята и покрыта шатром. Архитектура нового яруса звона и шатровое покрытие колокольни принадле­жит XVII веку. Низ колокольни более древний. Возможно он построен в конце XVI века, одно­временно с церковью Антония и Феодосия. Первоначальная колокольня была круглой в плане. Она состояла из трех ярусов. В двух нижних размещались помещения келий или казематов, для «строптивых» и непокорных монахов. Верхний этаж - ярус звона и поме­щение «железных часов». Снаружи стены рас­членены десятью лопатками - контрфорсами, окон не имелось в двух нижних этажах.

В конце XVII века над этой древней частью возведен новый восьмерик, включивший в свое основание первоначальный круглый ярус звона. Новый звон выполнен в архитектур­ных формах, характерных для XVII века. Грани восьмерика прорезаны проемами с арочным верхом. Угловые столбы украшены трехчет­вертными колонками и опоясаны вместе с ними двумя тягами. На уровне пят арок верх столбов отмечен профилированным импо­стом. Верха арок обведены уступчатым архи­вольтом, переходящим над столбами в гори­зонтальные ступеньки, несколько уширяющи­ми верх восьмерика. Шатер колокольни имел стройный силуэт. Вверху он переходил в вось­мигранную призму, завершенную небольшой главкой с ажурным крестом и цепями. Шатер украшался целой россыпью слухов - неболь­ших, уменьшающихся к верху прямоугольных оконцев с треугольными фронтончиками, вре­занными в крышу шатра.

Надстроенная колокольня приобрела боль­шую легкость и изящество силуэта. Увели­чение ее высоты пришлось весьма кстати в последующем, когда масштаб новых сооруже­ний значительно укрупнился, и в первоначаль­ных размерах колокольня могла «потеряться» среди других построек ансамбля.

Колокольня (XVI-XVII в

Колокольня Свенского монастыря была очень хорошим образцом подобных сооруже­ний XVI—XVII веков. Ее объемная композиция с четко выраженной вертикальностью, кон­трастом ажурного верха с полнотелым низом, неповторимость формы в других зданиях, вносила большое разнообразие в общий облик архитектурного ансамбля. К сожале­нию, этот замечательный памятник утрачен безвозвратно.