Страницаколочинская

Киевская и колочинская культуры. Брянщина.

Киевская и колочинская культуры. К III веку часть венедов, создавших почепскую культуру, покидает обжитые места, уходя на Оку и ее притоки. Им на смену приходят с юга их бывшие соплеменники, потомки позднезарубинецких племен, создавших к этому времени очень похожую на почеп­скую киевскую археологическую куль­туру. Новое бегство в леса - на этот раз от пришедших из устья Вислы германских пле­мён готов под предводительством короля Германариха, создавшего на юге Восточной Европы государство Ойум. Спустя полто­раста лет готов сменяют пришедшие из-за Урала воинственные гунны. Значит, вновь спокойней оставаться в лесах. Значит, и об­раз жизни был схож с предшественниками, следовательно, и следы этой жизни должны походить друг на друга.

Так оно и есть: отличий у кивеских и по-чепских древностей не так уж много. Тот же погребальный обряд - закопанный в землю прах, помещенный в горшок. Такие же небольшие поселения, состоящие из таких же домов-полу­землянок, может быть не столь глубоких. Они известны нам по раскопкам поселений Хотылево, Касилово (Брянский район), Посудичи и Курово (Погарский район), Кветунь (Трубчевский район) и других. Предметы быта становятся еще непривлекательней. Совсем исчезает лощеная столовая посуда, пропадает орнамент на грубых кухонных горшках. Правда появляется новая разновид­ность керамики - диски, которые могли служить как крышками для больших горшков, так и сково­родами, например для выпечки лепешек. Все так же малочисленны железные вещи - наральники, косари, тесла, долота, шилья и швейные иглы, рыболовные крючки, ножи. Единственное, что с точки зрения археолога претерпевает серьезные перемены - это мода на украшения.

Да, среди них по прежнему встречаются разнообразные балтские и провинциально-римские булавки-фибулы, стеклянные бусы (теперь не только античные, но уже и византийские). Однако совершенно новый тип украшений, перенятый у новых южных соседей - готов, - ученые называ­ют «варварскими выемчатыми эмалями». Их находят исключительно на памятниках III-V вв. н.э. Это подвески-лунницы, шпоры всадников, фибулы, ажурные цепи - знаки власти на шеях вождей. Во всех этих изделиях на фоне сверкающей на солнце бронзы располагались гнёзда разноцветной эмали, которые смотрелись со стороны словно богатые камни-самоцветы. Красная эмаль, наи­более распространенная, напоминала рубины и гранаты, зеленая - изумруды, синяя - вероятно, аквамарин. Несмотря на широкое распространение изделий с гнездами эмали от Прибалтики до Поволжья, подавляющее большинство таких вещей найдено в Поднепровье и в нашем Подесенье в пределах расселения киевской культуры славян. Это позволяет археологам утверждать: значи­тельная часть украшений с эмалями изготавливалась именно здесь, местными ювелирами. А зна­чит, не столь уже отшельнической была жизнь лесных обитателей.

Украшения с выемчатыми эмалями из Суземского клада. Государственный исторический музей, Москва.

На Брянской земле первой доступной науке стала находка украшений круга эмалей, сделанная в 1930-х гг. на р. Навле, недалеко от с. Глажево краеведом A.M. Романовым и археологом Е.А. Калитиной. Несколько вещей с эмалями были встречены в 1950-х гг. сотруд­ницей Института археологии АН СССР Л.В. Артишев-ской при раскопках могильника близ с. Кветунь под Трубчевском. В течение последнего столетия ряд слу­чайных находок из этой же серии был сделан на севере области - на территориях Клетнянского, Карачевского и Дятьковского районов, а затем и южнее - близ Бро­сово, в окрестностях Севска, Комаричей, Стародуба. Уникальный клад металлических ювелирных изделий, относящихся к кругу «выемчатых эмалей», был случай­но обнаружен неподалеку от Суземки в 2011 году. Ныне он выставлен в экспозиции Государственного историче­ского музея в Москве. Обращает на себя внимание тот факт, что большая часть «выемчатых эмалей» связана с наиболее густо облесенным и заболоченным Деснин-ским левобережьем.

Возможный облик представителей родовой знати создателей киевской культуры с убором из «выемчатых эмалей». По реконструкции Зинаиды Васиной.

В V-VII веках быстро меняется историческая карта Восточной Европы. На смену утратившим власть степнякам-гуннам приходят аварские полчища, а тех в свою очередь сметают хазары, соз­давшие у берегов Каспия одну из сильнейших держав того времени - Хазарский Каганат. Границы её стремительно расширяются на север, армии кагана и бека - верховных правителей каганата -подчиняют все новые народы, заставляя их платить дань в казну. Нелегко приходится жившим к югу от лесной зоны славянским племенам - антам.

На фоне этих событий, торговли и контактов с антским племенным союзом, уже ходившим воевать на Балканы и приносившим оттуда на Днепр изрядную добычу, киевская культура в лесах на Верхнем Днепре, Десне и ее притоках перерождается в колочинскую археологиче­скую культуру. Названа она была археологом Э.А. Сымоновичем по городищу у села Колочин в Гомельской области. На брянской земле известны десятки сельских колочинских поселений, в чис­ле которых Посудичи (Погарский район], Хотылево (Брянский район), Усох (Трубчевский район) и многие другие, и пока лишь одно укрепленное городище Макча близ Трубчевска.

Неизменный образ жизни по-прежнему сохраняет по берегам рек поселки из полуземля­ночных домов с каркасно-столбовой конструкцией стен размером 3x3 или 4x4 метра и очагом или глинобитной печью внутри. На поселении Смолъянъ (Брянский район) археологом, членом-корреспондентом академии наук П.Н. Третьяковым было раскопано сразу четыре таких дома. Их окружали большие зерновые ямы-погреба, в разрезе похожие на колокол: узкое входное отверстие сверху и широкое круглое дно. Все так же характерны для лесных жителей ничем не украшенные, грубо вылепленные без применения гончарного круга горшки банкообразной и тюльпановидной и ребристой формы. Имеются среди посуды и глиняные сковороды - уже с небольшими бортиками.

Некрополи (кладбища) у венедов-колочинцев, как и прежде, грунтовые, по обряду кремации. На грунтовом могильнике Усох (Трубчевский район} В.А. Падиным было исследовано 18 погребе­ний: в трех случаях прах был'собран в горшочек-урну, в остальных - просто высыпан в ямку. Лишь в некоторых случчаях, например в некрополе Гай в Кветуни (Трубчевский район], раскопанном Л.В. Артишевской, над погребением начинают насыпать заметный издали земляной курган. Воз­можно, эта перемена как-то связана с влиянием ставших южными соседями кочевых культур - ава­ров, алан, хазар.

Меняются не только могильники, но и мода на украшения, которая вновь приходит с юга и с запада. У колочинцев исчезают украшения с эмалями, сам стиль украшений существенно меня­ется - наиболее популярными становятся так называемые древности антов. Заметим, что поня­тие «древности антов» условное - мода на эту группу вещей распространялась по большой части Европы, их нельзя относить только к славянской культуре. Для сравнения: штаны-джинсы - это как будто культура американская, но ведь их при этом шьют в Турции или Китае, а носят и вовсе по всему миру. Наиболее выразительными среди таких «антских» украшений, бесспорно, были застежки-фибулы, форма которых, скорее всего, отражала древнюю мифологию. Одни напоми­нали фигурку человечка, по бокам украшенную конскими или же птичьими головами. Другие имели один конец, украшенный пятью выступами-«пальцами» (словно растопыренная ладонь] и другой - с выразительной змеиной головой.

   

 Фибулы с изображением человека и конскими головами, Окрестности Севска

Некоторые серебряные предметы из Трубчевского клада антов (пальчатые фибулы, пряжка, ременные накладки). Трубчевский краеведческий музей

«Гонец. Восстал род на род» (с картины Н.К. Рериха)

В Брянском крае за последнее столетие сделано несколько единичных находок антских фи­бул - в с. Мужиново (Клетнянский район), с. Вщиж (Жуковский район), с. Воробейня (Жи-рятниский район), вблизи городов Унеча и Севск. Однако самое важное открытие произошло в 1989 г., когда на северо-западной окраине Трубчевска житель Трубчевска Виктор Васильевич 11ванов при строительстве гаража на окраине оврага обнаружил в разбитом колочинском горшке клад из 148 серебряных и бронзовых вещей. В состав клада входят несколько разновидностей за­стежек-фибул, браслетов, гривны, височные кольца, геральдические поясные накладки, фигурки львов и другие украшения. Это самый северный из известных в России антских кладов. Клад был доставлен археологом В.А. Падиным в Трубчевский краеведческий музей, который теперь единственный музей в провинции центральной России, демонстрирующий в экспозиции столь уникальную находку.