Страницакнязь

Роман «Князь Роман Брянский»

Роман «Князь Роман Брянский» охватывает исторический период с 1238 года по 1288 год. Роман Брянский правил Брянским княжеством с 1246 по 1288 год. 42 года правления Романа Брянского стали периодом расцвета и усиления Брянского княжества, именно в этот период Брянск стал важным феодальным центром - столицей всей юго-западной Руси.

Роман начинается со страшного урагана монголо-татарского нашествия в 1237 году, которое обрушилось на Русскую землю. Вслед за Рязанским и Владимиро-Суздальским княжествами его жертвой стала северо-западная территория Брянской земли. Весной, скорее всего, в самом конце марта 1238 года, монголо-татарский авангардный отряд, пройдя от Смоленска вдоль западной опушки Брянского леса, а затем по льду Десны, внезапным штурмом захватил Вщиж.

Роман Брянский, второй сын Михаила Черниговского, родился около 1225 года, судя по всему, в Чернигове, поскольку к тому времени его отец уже прочно овладел этим стольным городом, оставшимся ему после гибели в 1223 году в битве на реке Калке великого Черниговского князя Мстислава Святославовича, дяди князя Михаила. Матерью князя Романа была дочь Романа Мстиславовича Великого и родная сестра Даниила Романовича Галицкого, Агафья. Свои юношеские годы княжич Роман провел в Чернигове, здесь узнал о разгроме Рязани, Вщижа, отсюда вместе с семьей уехал в Киев, где его отец Михаил Черниговский претендовал на Киевский престол.

Следует отметить, что молодому Роману Михайловичу досталось незавидное наследство. Город Брянск являл собой лишь небольшое поселение, затерянное среди оврагов и болот. Князь Роман стал фактически, основателем нового города. Князь Роман не стал восстанавливать Брянск в устье реки Болвы и отстраивает его на новом труднодоступном месте - Покровской и Петровской горах. В этот новый большой и хорошо укрепленный город Роман перенес столицу бывшего Чернигово-Северского княжества.

Таким образом, можно считать, что в XIII веке посад существовал: стольный город с большим княжеским двором, дворами епископа, бояр, с дружинников должен был притягивать ремесленников и торговцев, тем более, что рядом пролегала удобная «голубая дорога!» – Десна. Местом посада, очевидно, была Петровская гора: она расположена рядом с кремлем и удобна для поселения. Роман строит в Брянске Спасо-Преображенский собор, который становится кафедральным. Этот собор, построенный на месте современной Спасо-Преображенской («Гробовской» или «на владычных гробах») церкви в северо-западной части окольного города, сохранил черниговскую традицию и был посвящен Спасу Вседержителю, культ которого, наряду с культом Богородицы, был важнейшим официальным культом на Руси. Сам характер этого религиозного образа отождествлялся с идеей могущества верховной княжеской власти. Утвердив в своей столице культ Спаса, Роман Михайлович тем самым содействовал притоку населения на территорию его княжества. В 1244 году из Венгрии в Черниговскую землю вернулся отец Романа - великий князь Михаил Всеволодович, которому осенью 1245 года хан Батый приказал прибыть в ставку за ярлыком.

В начале лета 1246 года Михаил вместе со своим внуком Борисом Васильковичем Ростовским и боярином Федором прибыли в Золотую Орду. Князь Михаил Всеволодович был «одарен от природы блестящими способностями, воспитан был в благочестии и отличался сильной волей и добрым сердцем». Перед отъездом великий князь и его боярин обратились к своему духовнику-игумену черниговского Борисоглебовского монастыря Иоанну, за советом. Духовник, слышавший, что хан требует от подвластных ему князей поклонения солнцу и огню, и что некоторые русские князья уже сделали это (например, Даниил Галицкий), устрашился за Михаила и сказал: «Ты, сын мой князь Михаил, когда будешь в Орде, не поклоняйся идолам, а твердо исповедуй веру христианскую, и ради земного княжения не забывай истинного Бога».

Князь Михаил и боярин Федор, при всем соблюдении придворного этикета, решительно отказались от участия в чисто религиозной церемонии: прохождении между двух костров, горящих перед троном хана. Огонь у язычников - шаманистов монголов олицетворял силу, сжигающую «злой умысел» против хана. Любое ослушание хана было равнозначно смертному приговору самому себе.

«…- Для вас не погублю души своей! - решительно возразил князь Михаил. – Да будет та-ко!

Батый за отказ следовать языческим обрядам приказал казнить Михаила и Федора (им отрубили головы) 20 сентября 1246 года и бросили псам на растерзание. Тела князя Михаила и Федора выкупили в Орде и похоронили в Черниговском монастыре. Впоследствии они были причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

Князь Роман Брянский принимает мудрое решение: «…- Лучше ужо во земле чужой бранитися, - сказал Роман Михайлович, - нежели гнев татаров на главу свою вызывати» (кн.2, гл.15, с.435).

За участие и заслуги в сражении с литовцами получил Роман ярлык на свои брянские земли от хана Берке, именно в Орде решались судьбы княжеств и князей. Однако, Роман брянский не оставлял попыток укрепить союз с русскими князьями, с этой целью был заключен брак между его дочерью княжной Агафьей и княжичем Александром, сыном Глеба Ростиславовича смоленского. Вот как рисует автор картину свадебного пира. «…Сам князь Роман Михайлович восседал в высоком, обитом красной материей, кресле во главе стола рядом со своей супругой княгиней Анной Данииловной, которая тоже имела свое, правда, немного меньше, чем у супруга, кресло, обитое византийским зеленоватым атласом. По левую руку от княгини сидел на особом, покрытом шкурками куниц, стуле князь смоленский, за которым тянулась вдоль стола длинная скамья со смоленскими боярами и дружинниками. По правую руку от князя Романа в самом начале скамьи, тянувшейся вдоль другой стороны свадебного стола, на месте, укрытом звериным мехом, сидели молодые: ближе к брянскому князю жених княжич Александр, а рядом с ним - его невеста, княжна Агафья»

Роман Брянский , как великий князь Черниговский и Брянский, наголову разгромив войско великого князя Литовского Миндовга в бою под Брянском в 1263 г., приостановил натиск язычников литовцев на Юго-Восточную Русь.

В последний раз Роман Михайлович Брянский упоминается в русских летописях под 1285 годом, когда он «… приходилъ ратью к Смоленску и положе пригород и отыде в своя си». Ничего неизвестно о последних годах жизни Романа Брянского. Лишь предания Свенского Успенского монастыря, основателем которого считается князь Роман, да чудом сохранившееся икона Богоматери Печерской свидетельствует о том, что князь был жив в 1288 году, тяжело болел, ослеп и прозрел лишь благодаря привезенной из Киева этой чудотворной иконе. По примеру Андрея Боголюбского, князь Роман Брянский осуществил акт «идеологического» обоснования своих претензий на гегемонию над всей территорией Южной Руси. По просьбе князя из Киевского Печерского монастыря в Брянск перевозится знаменитая чудотворная икона Богоматери Печерской, которая позднее стала называться «Свенской», призванная играть главную роль в политических расчетах князя Романа.

«…Надобна нам икона сия, самая что ни на есть чудодейственная! Божья Матерь письма грецкого! Да ото самой обители Печерской!» (кн.3, гл.21. с.838).

Южнее Брянска на берегу Десны в устье реки Свинь он основал монастырь, где в дальнейшем хранилась эта святыня Русской Православной Церкви. «…- Ужо чудо каковое содеялося! Остановилася ладья –то наша со иконою святой по Десне недалече… Да впрямь у места того, иде случилася, како говаривают, рать твоя славная со литвинами! Да не шелохнется боле! Ужо не пущает ее тады господь бог сам!» (кн.3, гл.21, с.839).

Роман жертвует иконе драгоценный оклад 26 сентября 1288 года о чем свидетельствует надпись на ней: «В лето 6796 (1288г). Окладована бы ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем Черниговским и благоговерною великою княжною Анастасиею, месяца октября в 26 день на память Иоанна Богослова».

Дата смерти Романа Михайловича Брянского в источниках отсутствует. Во всяком случае, она последовала после 1288 года - последнего надежно датированного упоминания о нем. Судя по данным родословных книг XVI века, жизнь князя Романа закончилась трагически: «А у великого князя Михаила Всеволодовича у киевского и Черниговского было пять сынов… А другой его сын, князь Роман, был после отца своего на княжении в Чернигове и Брянске, и от него пошли Осовецкие князья, а убил его царь в Орде».

«…Сын князя Романа Олег исполнил отцовскую волю и похоронил старого князя у стен деревянной Успенской церкви в новом монастыре на реке Свинь» (кн.3, эпилог, с. 863).

Обстоятельства смерти князя Романа мы уже не узнаем никогда, но так или иначе причиной его гибели стала монголо-татарская

политика на Руси, которая «выражалась в стремлении всячески препятствовать консолидации, поддерживать рознь отдельных политических групп и княжеств». Талантливый полководец и незаурядный политический деятель своего времени князь Роман Михайлович Брянский, более чем на полвека отодвинувший литовский натиск на Южную Русь и претендовавший на роль ее объединителя, являлся потенциальным противником Орды, представлял угрозу ее политике и стал, как и его отец Михаил Святой, ее жертвой. Русская Церковь канонизировала Романа, как и его отца, и он включен в состав Собора Брянских святых.

Сычёв Константин Владимирович, историческая эпопея Судьба Брянского княжества, роман «Князь Роман Брянский».