СтраницаКлинцы

Клинцы Брянская область

ГОРОД КЛИНЦЫ И ЕГО ПАМЯТНИКИ. Перед нами Клинцы — второй город после Брянска по численности населения и промышленному значению. Город этот не очень древний, он был основан в 1707 году на землях бунчукового товарища Ивана Бороздны...костромского уезда дворовым государевой Даниловской волости крестьянином приселка Николы Хабарова Василием Афа­насьевым сыном Клинцовым».

Василий Клинцов и вслед за ним прибывшие другие семьи были староверами (их называли также старооб­рядцами, что более точно, ибо разногласия с официаль­ной церковью сводились именно к различному толкова­нию обрядностей) бежавшими от преследований светских и духовных властей. Впрочем, это не было единственной причиной заселения отдаленного лесного Стародубья бег­лыми из Центральных областей России. Причиной этого были также внутренние неурядицы, стрелецкие бунты и смуты на Московской Руси конца XVI и ХУП веков, вследствие чего население стремилось уходить на север, на Дон и Запорожье, а также на запад, поближе к грани­цам Польши и Литвы. В этом смысле особенно притяга­тельными были земли на стыке нескольких государств, где при надобности    удобно    было переходить границы.

Таким именно местом и было Стародубье. К тому же местное владетельное казачество охотно принимало таких беглых людей для заселения своих обширных, но безлюд­ных просторов.

Вначале отношение властей к переселившимся старо­обрядцам не отличалось доброжелательностью. Но вско­ре оно изменилось. Дело в том, что после поражения шведских войск под Полтавой уцелевшие от разгрома ос­татки шведских полков пытались бежать из России имен­но через земли Стародубья, а жившие здесь старообряд­цы вылавливали их, много шведов было убито и взято в плен, были захвачены многочисленные обозы с военным имуществом. В награду за это Петр I специальным ука­зом в 1715 году навечно закрепил за старообрядцами за­нятые ими земли.

Немалую заслугу оказали стародубские староверы-ста­рообрядцы царским властям в борьбе против польских конфедератов в 1772 году. Но, несмотря на все это, старо­обрядцы испытывали притеснения со стороны этих же вла­стей. Особенно ненавидел их Николай I, который неодно­кратно принимал жестокие меры против них, но старооб­рядцы с упорством протопопа Аввакума стояли на своем и   не   хотели   переходить в единоверие.

Старообрядчество было сложным явлением. Находясь » оппозиции царским и официальным духовным властям, сни в какой-то мере боролись за права простого народа. Но среди непримиримых ко всему новому разных «со­гласий» были и явно изуверские группировки, например «самосожженцы». Чем жестче было преследование ста­рообрядцев, тем упорнее боролись они за свою веру и обычаи. К середине XIX века в Стародубье было пять старообрядческих монастырей, три крупных скита и евы-гве пятисот различных пустынь, келий и молелен.

Наиболее известным был Климовский Покровский мо­настырь около поселка Климово, обращенный в едино­верческий в середине XIX века. Главный собор монасты­ря (конец XVIH века) сохранился, используется под хо­зяйственные нужды школы-интерната.

И наряду со всем этим старообрядцы были очень прак­тичными людьми, отличными организаторами промыш­ленного производства.

Помимо своего промышленного значения уже с XVIII века Клинцы известны как центр печатания дони-коновских богослужебных книг. Порой это разрешалось, а иногда — запрещалось. В последнем случае такие кни­ги издавались в Клинцах тайно, без указания места пе­чатания, или же указывались фиктивные данные, на­пример,— что такие книги якобы издавались в Почаеве, Супрасли и т. д.

Старообрядцы были трезвыми, работящими людьми. Судя по переписи 1729 года, все семьи в Клинцах зани­мались исключительно ремеслом. Уже в 1812 году была основана крупная текстильная фабрика. К концу XIX ве­ка в «Манчестере Черниговской губернии» насчитыва­лось несколько десятков крупных предприятий, главным образом текстильных.

Так и пошла слобода Клинцы. В 1729 году она со­стояла из семнадцати дворов, а по Румянцевской описи в 1767 году в ней было тысяча двести жителей. Очень старых построек здесь не было, да к тому же город опу­стошался пожарами в 1772 и 1798 годах.

В Клинцах было развито революционное движение, в конце XIX века    здесь    вел    революционную    работу М. М. Литвинов. Город также связан с именем Н. Щорса. В декабре 1918 года красные войска под его командова­нием освободили город от немецких оккупантов, здесь он выступал перед трудящимися. В Клинцах ему установ­лен памятник.

Клинцы — город небольшой, и тем не менее он пред­ставляет несомненный интерес.

Город почти не был разрушен фашистскими захватчи­ками, чему помешали стремительно наступавшие части Советской Армии. Благодаря этому город сохранил архи­тектурный облик, характерный для русской провинции XVIII—XIX веков.

Как в своеобразном калейдоскопе, в Клинцах представ­лена архитектура последних двух столетий в самых раз­личных ее проявлениях: классицизм ранний и поздний в том числе своеобразная архитектура промышленных зданий, исполненных в этом стиле, а также различные вариации эклектики и модерна. Клинцовские «отцы города», купцы и предприниматели, были людьми состоя­тельными, что заметно и в самом облике города. В фор­мах ряда зданий видна рука опытных зодчих своего зремени, например в модернистских формах городской каланчи. В городе сохранилось много зданий, на декора­тивное оформление которых не жалели средств. Можно по-разному относиться к этому архитектурному прошло­му, но ему нельзя отказать в определенной живописно­сти,  нарядной красочности.

Новые постройки в Клинцах — а их довольно много — более или менее компактно расположены в новых райо­нах. Именно поэтому в самом центре города встречаются узкие, прихотливо извивающиеся улочки, одноэтажные деревянные домики с резными крылечками, нарядными оконными наличниками, обязательно со ставнями, от че­го мы давным-давно отвыкли. У калиток — простенькие лавочки; так и манит присесть отдохнуть, потолковать с хозяевами о том о сем, поглядеть на выставленные на под оконниках горшки с геранью. Вспоминаются описания провинциальных городов в произведениях русских писа­телей — скажем, строчки из «Тамбовской казначейши» Лермонтова («...На кровле треснувшие доски зеленым мо­хом поросли; зато пред окнами цвели четыре стрижен­ных березки взамен гардин и пышных crop, невинной роскоши убор»).

Взыскательный читатель скажет: все это, мол, лирика, идиллия, сентиментальность... Да, пусть так, ответим мы... Но жизнь человеческая многогранна, восприятие мира многолико, сложно, субъективно. Бывает, что и это нужно; что ж тут греха таить, люди устают от не­померной урбанизации.

В Клинцах было несколько построек культовой ар­хитектуры, очень самобытных и оригинальных по своим формам. Одна из них, деревянная Вознесенская церковь (1778), являла собой пример синтеза северорусских приемов. зодчества с украинским. Низ церкви представлял собой «восьмерик на четверике», боковые купола были устроены таким способом, что в целом создавало излюбленный на Украине пирамидальный силуэт. К со­жалению, этот интересный своеобразный памятник ста­рообрядческой архитектуры не существует.

Зато сохранилась во многом схожая с ней деревянная Троицкая церковь о семи куполах (1787 года, находится в хорошем состоянии). Боковые купола ее совсем придви­нуты к центральному, чем в еще большей степени подчер­кивается впечатление пирамидальности сооружения. Здание отличается крупными размерами, а в окружении небольших одноэтажных домиков кажется поистине огромным. По традициям деревянного зодчества оконные проемы украшены резными наличниками, что в какой-то мере придает церкви гражданский облик и созвучно архитектурному облику города в целом. Общая компо­новка объемов здания и его детали свидетельствуют о том, что старообрядческая культовая архитектура   наде

лена рядом своеобразных черт, отличающих ее от церк­вей официального православия. Эти здания выделяются крупными размерами, сильно развитой двусветной тра­пезной, декоративными элементами в упрощенных клас­сических формах и высокой многоярусной колокольней, пропорции которой и детали также имеют классическую основу.

К началу XX века немудрящие клинцовские купцы и предприниматели стали миллионерами. По их заказам по проектам известных архитекторов строились здания в zyxe своего времени, с претензией на пышность в купе­ческом понимании. Таковы, например, дом Сапояусова (теперь дом отдыха «Вьюнки»), молельня при Вознесен­ской церкви и ряд других.

На окраине Клинцов, в селении Ардонь, сохранилась любопытная по формам так называемая Чернецкая цер­ковь. Верхние ее части деревянные, а нижние — камен­ные. Местные жители считают, что этой церкви свыше трехсот лет.