СтраницаКлимовский

Памятники деревянного зодчества Брянского края. Климовский район. 

Село Старый Ропск Климовского района. Церковь Рождества Богородицы.

Церковь Рождества Богородицы. Конец XVII в. Старый Ропск. Климовскии р-н

Село Старый Ропск - одно из древнейших поселений области. В лето­писи 1159 года «княгиня же (супруга князя Изяслава Давыдовича) бежа... Переславлю... та на Хоробор, та на Ропск, Ярослав же Всеволодович (брат Северского князя, двоюродный племянник Изяслава. - В.Г.) утешив и почтив ю Ропсее, да приведи ю до Гомья {Гомеля. - В.Г.) к Изяславу». По приёму княгини видно, что Ропск тогда был городком значительным, где можно было с честью принять недавнюю великую княгиню Киева.

В 1620 году известно было «Село Ропск» и еще поселение Лозы, впоследствии названное Новым Ропском. В отличие от Нового летопис­ный Ропск стал называться Старый Ропском. Последний расположен в 11 километрах на юго-восток от районного центра Климово на реке (в старину) Ропе - притоке Снова.

В центре села на открытом, несколько возвышенном месте находится наиболее древний и ценный памятник деревянного зодчества Брянского края - церковь Рождества Богородицы. Она построена в конце XVII века. О «возрасте» говорит её архитектура. Это характерный ранний пример украинского барокко XVII века.

Композиция здания основана на крестообразном плане. Централь­ный сруб в верхней части переходит в восьмигранник, покрытый возвышенным шатром. Шатер завершен восьмериком светового ба­рабана. Последний на куполе увенчан луковичной главкой с крестом. Центральный объем - это стержень композиции. Он выше и стройнее окружения. Вокруг него «хоровод» приделов: два крупных боковых, несколько меньший алтарный на востоке и совсем небольшой притвор входа с запада. Все они приподняты над угловыми прирубами - низки­ми объёмами, которые, точно руки участников хоровода, объединяют композицию памятника.

При сравнительно небольшом размере здание производит сильное впечатление гармоничной пластикой разновеликих объёмов, группи­рующихся вокруг центрального столпа. Этот принцип объемного по­строения восходит к русским памятникам XVI века.

Внешняя и внутренняя отделка чрезвычайно проста. Почти полно­стью отсутствуют декоративные детали. Снаружи церковь обшита тёсом. Способ обшивки характерный для украинского деревянного зодчества того времени -доски пришиты вертикально, рейки-нащельники вверху замыкаются горизонтальной подкарнизной доской с полукруглыми вы­резами между нащельниками.

Самобытная переработка традиционных приёмов композиции в духе народного творчества, пропорциональная найденность соотношений объемов, простота и логичность их взаимосвязи свидетельствуют о незаурядном мастерстве зодчих, придают памятнику ценность как про­изведению народного зодчества.

Памятник имеет важное значение для застройки села. Располагаясь на площади, он входит в современную застройку как исторический элемент, живописным силуэтом придаёт красоту сельскому ландшафту, организует и обогащает застройку современного общественного центра села. Единственное в своём роде здание используется без учёта его историко-архитектурной и художественной ценности - в нём разме­щается колхозный склад. Памятник разрушается. Необходимо срочно изменить характер его использования. В его помещениях хорошо раз­местился бы музей села, с летней библиотекой-читальней, с лекторием, с выставками...

Село Новый Ропск Климовского района Церковь Свято-Николаевская

 

 

При слиянии рек Ирпы и Пруда находится старинное село Новый Ропск. В 1745 году при передаче Разумовскому села в нём существовал «замок», обнесенный земляным валом. В этом замке находился «пан­ский двор, огороженный замётом в столбы, ворота двойные резные, с калиткою, на них - летняя светлица с 11 -ю окнами, покрытая гонтом».

В 1781 году в селе значились четыре цеха: «кровецкий, шевский, ша-повальный и ткацкий», что свидетельствует о развитии ремесел в селе. И ещё совсем любопытное и редкое занятие жителей отмечает описание Нового Ропска 1781 года - это «скомороший» промысел. Некоторые из жителей «упражняются в медвежьей охоте и, принимая от экономии и от сторонних помещиков медведей, обучают их под музыку и водят их для забавы в малороссийские степные города, в Слободскую Украин­скую губернию, в донские станицы и в Великороссию, даже до Москвы, и с того безнужно своё пропитание имеют и платят владельцу чени, и таковых охотников в одном сем местечке до 20 дворов».

В те времена только ещё одно село, кроме Нового Ропска, поставляло стране подобных скоморохов - это село Сморгонь в Белоруссии.

По соседству, в селе Карповичи на реке Снов (теперь в Черниговской области) было налажено производство «винокуренных аглицких котлов кубов и труб и всякого разного сорту большой и мелкой медной посуды в амбаре с машиной», действующей «водою, двумя колесами: одно под­нимает молот, которым куётся медь, а другое работает двумя мехами, производящими огонь, и толчот шестью ступами просо».

Все эти факты свидетельствуют о промышленном и культурном раз­витии края. Следы материальной культуры украинского народа здесь органически переплетаются с влиянием русской культуры.

До наших дней сохранялся прекрасный памятник деревянного зодчества. Он относится к эпохе расцвета украинского барокко. Это Свято-Николаевский храм. Дата построения его написана на внутренней стороне лутки двери главного входа: «За державу им. Анны Иоанновны, при счастливом владении ясновельможного Даниила Апостола гетмана создан храм сей во имя св. Николая, в М. Ропску, Року 1732».

Стены здания бревенчатые, обшитые досками, фундаменты кирпич­ные, перекрытия деревянные, своды сомкнутые восьмигранные.

В объёмно-планировочной композиции доминирует объём средо-крестия, решительно развитый вверх трёхъярусным столпом. Централь­ный объём окружён четырьмя меньшими объёмами, образующими вме­сте с ним устремлённую ввысь живописную группу сложных по форме башен. Внизу они крепко объединены галереей - опасани. Обычно в украинской архитектуре галереи выполнялись открытыми во внешнюю сторону, отделяясь от наружного пространства лишь столбами, под­держивающими крышу. В Новоропском храме опасани сделана в виде закрытой галереи. Она служит убежищем большого числа прихожан у стен храма, защищая их от непогоды.

Архитектурная форма низкой галереи отлично связывает высокий, сложный обьем церкви с окружающими одноэтажными деревянными домами в единый ансамбль.

Форма покрытий в виде «тыквообразных» куполов, а также вытянутые в верхней части и заострённые луковичные главки типичны для позднего периода украинского барокко. Купола крыты «в шашку» - ромбовидны­ми листами стали.

Внутри здания подкупольные пространства, освещенные сверху уз­кими окнами, производят впечатление возвышенной торжественности.

Раньше интерьер памятника был обильно украшен росписями. Ныне часть из них сохранилась при входе, в галерее, на полотнах дверей и стенах. По-видимому, в большинстве своём росписи более позднего времени.

Свято-Николаевская церковь является отличным примером архи­тектуры украинского барокко на Брянской земле.

 

Село Могалевцы Климовского района Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела. 1780-90 гг. Могилевцы. Климовскии р-н

Село Могилевцы расположено в шести километрах от районного центра Климово на речке Чадице.

В некотором отдалении от жилых домов, в окружении старинных деревьев кладбища, перед зеркалом озера, образованного на речке Чадице и разделявшего село на две части, находится Михайловская цер­ковь. Обилие зелени, в которой утопают деревянные избы, объединяет застройку с природой. Здание церкви составляет неотъемлемую часть этой природной картины и как бы срослось с ландшафтом.

Постройку церкви можно отнести к 1780-90 годам, когда архитек­тура классицизма распространилась по территории России. 

В планировочном отношении Михайловская церковь не лишена своеобразия. Ее план представляет собой квадратный контур стен, расчленённый в широтном направлении на три равновеликих нефа тремя парами круглых столбов. По ширине среднего нефа с востока и запада прирублены квадратные помещения алтаря и паперти. Над последним, восточным пролётом среднего нефа внутреннее простран­ство вздымается вверх в световой восьмерик.

Таким образом выявлено место «настоящей» церкви. Ее положе­ние, кроме того, закреплено по поперечной оси боковыми входами с портиками и крыльцами на фасадах. Паперть является нижним ярусом колокольни. Через неё осуществляется главный вход в церковь. Так же как и боковые входы, он подчёркнут четырёхколонным портиком с фронтоном и крыльцом с широкой лестницей, а также усилен боко­выми декоративными портиками паперти.

Стены памятника рубленые, обшиты тёсом, фундаменты и цоколь кирпичные. Перекрытия - пологие цилиндрические сводчатые над нефами и восьмигранное сомкнутое над световым барабаном -дере­вянные. Над алтарём и папертью - плоские. Переход от четверика к восьмерику осуществлён с помощью парусов. Всё это придает большое разнообразие и богатство внутреннему пространству здания.

Внешняя архитектура, как сказано выше, следует каменным об­разцам архитектуры классицизма. Восьмерик «настоящей» церкви вырастает прямо из крыши корпуса храма. Его диагональные грани уже основных и не имеют окон. Вместе с восьмигранной сомкнуто-сводча­той крышей, барабанчиком с куполком и крестом на шаре завершения восьмерик является главным объёмом памятника. Его уравновешивает в единой композиции церкви колокольня. 

Декор фасадов заключается в портиках на утонённо-тосканских колоннах и в карнизах упрощённо-каменных форм. Карнизы играют весьма важную роль в этом здании. Они членят объемы и плоскости стен на красивые части, бросая контрастные тени, придают зданию пластическую выразительность. Внутренняя отделка памятника простая - стены покрашены масляной краской. Иконостас разобран и сложен в алтаре. Ни его архитектурное решение, ни живописное заполнение иконами не изучены и ждут своего исследователя, исто-рико-художественной оценки и постановки на государственный учёт и охрану.

Памятник ценен своеобразным объёмным и планировочным по­строением и архитектурным решением, представляющим интерес как хороший пример проникновения и отражения идей классицизма в сельском деревянном зодчестве.

Село Хохловка Климовского района Церковь Покрова Богородицы

Церковь Покрова Богородицы. Хохловка. Климовскии р-н. 1878 г.

В восьми километрах на северо-восток от Климова, на равнине цен­тра села у пересечения трех дорог возвышается Покровская церковь. Деревянная, она хорошо вписывается в застройку села, которое благо­даря обилию зелени полностью сливается с природой.

По местным сведениям, церковь построена в 1878 году строителем Ноздревым на средства прихожан. Язык архитектурных форм памятника подтверждает датировку. Традиционная объёмно-планировочная ком­позиция на крещатом плане широко применялась в то время.

Декор фасадов - четкие членения «ложно-каменными» карнизами, спокойная гладь обшитых тесом в горизонтальную строчку стен, модные «стрелы» завершений восьмериков собственно церкви - широкого и мощного - и колокольни, более стройного, невысокий шатер с восьми­гранной вогнуто-шатровой главкой, наличники окон с ломаным навер-шием, портики входов на худосочных стойках - все это типичные черты архитектуры церквей последней трети XIX столетия. Самобытное в этом памятнике - это деликатная, с большим тактом примененная тонкая резьба подзоров карнизов завершений, фронтонов торцов прицелов и портиков, наличников окон. Узорная тень этой резьбы смягчает, при­давая трепетную живость, строгие, несколько жесткие линии карнизов.

В интерьере пространства трапезной и приделов сливаются с под-купольным пространством. Внутренняя отделка простейшая. Иконостас и убранство современные.

Архитектура памятника украшает село.

Село Крапивное Климовского района Церковь Архангела Михаила

Церковь Михаила Архангела. Крапивное. Климовский р-н.  XIX в.

Село удалено от Климова в южном направлении на двадцать кило­метров и находится на зеленых берегах речки Крапивны.

Памятник располагается на возвышенности над дорогой в центре села. От большой дороги Климове - Чуровичи в двух километрах. Хо­рошо просматривается с расстояния в три-четыре километра. Тонким резным абрисом оправдывает свою доминирующую композиционную роль в прилегающем ландшафте.

Церковь построена «приходскими людьми» в последней четверти XIX века. Она рублена из брусьев на кирпичном цоколе, стены обшиты тёсом, перекрытия плоские, за исключением собственно церкви, перекрытой восьмигранным деревянным сардом. Крыши - из кровельной стали.

План церкви крещатый, несколько вытянутый по продольной оси и удлинённый приставленной к трапезной папертью под колокольней. В восточных углах креста небольшие диаконник и жертвенник. Входы - главный через паперть, боковой - через левый придел. Отдельный вход в диаконник.

Внутреннее пространство едино, над средокрестием развито вверх. В центре свода сохранилось изображение Спасителя, а по граням - си­дящих апостолов.

Объёмное построение памятника очень выразительно и богато разнообразием архитектурных форм, короткая трапезная соединяет два развитых по вертикали объёма - церкви и колокольни. Объём церкви - два восьмерика на четверике. Четверик незначительно воз­вышен над трапезной, алтарем и приделами. Над ним невысокий глухой восьмерик. Его крутая полица-крыша служит плавным переходом к суженному стройному световому восьмерику. Ожерелье треугольных стрел-щипцов, повторенных в треугольных формах окон, обрамляет возвышенный купол. Последний увенчан фигурной трёхъярусной восьмигранной шеей с луковичной главой. В основании шеи, словно маленькое эхо, цепочка треугольных стрелок вторит этому мотиву.

Объём колокольни в подшатровой части трехъярусный. Внизу чет­верик и над ним два восьмерика с узкими диагональными сторонами. 

Восьмерик звона над этими щипцами завершен «бочками» - клеевидными объёмами, врезанными в основание шатра колокольни. Стройность шатра увеличена высокой, тонкой шеей луковичной главы. Внизу шея окружена венцом из четырёх миниатюрных кокошников на развитой полке-карнизе. В средней части шатёр прорезан «слухами» - маленькими проёмами, оформленными теремками-наличниками.

Сложный ритм треугольных и килевидных форм придаёт колокольне объемную узорность, сказочность, вызывающую исторические воспо­минания об «узорочье придивном» XVII века. Стены фасадов, обшитые тёсом горизонтально, вертикально и «в ёлку», украшены наложенной на них прорезной резьбой. В тимпанах щипцов заметны следы росписей.

Объёмная композиция памятника, богатая архитектурными форма­ми, хорошо слаженная соразмерностью всех частей, ясная, с умело при­мененным декором из элементов древнерусской архитектуры обладает большой художественной силой воздействия на зрителя. Архитектура памятника звучит жизнерадостно и оптимистично, это один из лучших памятников архитектура XIX века на Брянской земле.

Село Челхов Климовского района Церковь Свято-Никольская

Церковь расположена в центре небольшого села на местном воз­вышении, выходя боковым фасадом на главную улицу, а главным - на сельскую площадь.

Большие размеры здания выделяют его из окружающей застройки, архитектурной доминантой которой оно было до утраты завершений.

Церковь построена в конце Х!Х века по традиционному крещатому плану и в соответствующей ему объемно-пространственной компози­ции. Архитектурные формы и декор современны постройке.

Сохранившаяся нижняя часть имеет почти одинаковую высоту всех объёмов. На фоне спокойных, почти неукрашенных стен выделяются три крыльца с разными парными стойками портиков. Карнизы последних украшены двумя рядами прорезных подзоров.

Внутренняя отделка простейшая. Оборудование и иконы - совре­менные, художественного интереса не представляют.

Здание потеряло ценность законченного архитектурного произ­ведения.

Село Шумиловка Климовского района Церковь Параскевы Пятницы

Село расположено в тридцати километрах на юг от Климова. В его центре на ровном месте, хорошо видная издалека, находится Пятницкая церковь. Крупный объём и сложной формы вертикальные завершения делают её ведущим композиционным акцентом застройки села.

Церковь построена в 1909 году. Об этом говорит надпись на коло­кольне. Перестройкам не подергалась. По типу относится к кресто­видным в плане церквам. Заполнение входящих углов квадратными помещениями придаёт значительное развитие центральному залу, к которому с запада примыкает небольшая трапезная, тоже открытая в зал,и далее обширная паперть с боковыми помещениями в первом ярусе колокольни. Здание имеет высокий двухсветный основной крестовый в плане объём. Над ним вознесены два восьмерика с гранёными ша­трами: над церковью двухъярусный, над колокольней - трехъярусный. Ажурные портики входов, связывая объём с воздухом, подчёркивают его мощь и монолитность.

Декоративное убранство фасадов заключается в обилии треугольных завершений - фронтонов и щипцов, сандриков-бровок окон и бочко-видных форм в основании шатра колокольни.

Шатры увенчаны некрупными гранеными главками на высоких на­рядных двухъярусных шейках. Вершины главок вытянуты в небольшие шпили, переходящие в ажурные, тонко разработанные по рисунку кованые кресты. Наличники и карнизы здания украшены прорезной резьбой - плодом труда местных умельцев. Внутри здания разная высо­та помещений создает эффектные анфиладные перспективы от входа в глубину пространства и вверх под центральный купол, ярко освещенный восемью окнами. Росписей и оборудования не сохранилось.

Памятник ценен стилевым единством объёмно-пространственной композиции и декора, организующей ролью в застройке и ландшафте, красивыми пропорциями и величавостью облика.

.