Памятники деревянного зодчества Брянского края. Климовский район.
Село Старый Ропск Климовского района. Церковь Рождества Богородицы.
Церковь Рождества Богородицы. Конец XVII в. Старый Ропск. Климовскии р-н
Село Старый Ропск - одно из древнейших поселений области. В летописи 1159 года «княгиня же (супруга князя Изяслава Давыдовича) бежа... Переславлю... та на Хоробор, та на Ропск, Ярослав же Всеволодович (брат Северского князя, двоюродный племянник Изяслава. - В.Г.) утешив и почтив ю Ропсее, да приведи ю до Гомья {Гомеля. - В.Г.) к Изяславу». По приёму княгини видно, что Ропск тогда был городком значительным, где можно было с честью принять недавнюю великую княгиню Киева.
В 1620 году известно было «Село Ропск» и еще поселение Лозы, впоследствии названное Новым Ропском. В отличие от Нового летописный Ропск стал называться Старый Ропском. Последний расположен в 11 километрах на юго-восток от районного центра Климово на реке (в старину) Ропе - притоке Снова.
В центре села на открытом, несколько возвышенном месте находится наиболее древний и ценный памятник деревянного зодчества Брянского края - церковь Рождества Богородицы. Она построена в конце XVII века. О «возрасте» говорит её архитектура. Это характерный ранний пример украинского барокко XVII века.
Композиция здания основана на крестообразном плане. Центральный сруб в верхней части переходит в восьмигранник, покрытый возвышенным шатром. Шатер завершен восьмериком светового барабана. Последний на куполе увенчан луковичной главкой с крестом. Центральный объем - это стержень композиции. Он выше и стройнее окружения. Вокруг него «хоровод» приделов: два крупных боковых, несколько меньший алтарный на востоке и совсем небольшой притвор входа с запада. Все они приподняты над угловыми прирубами - низкими объёмами, которые, точно руки участников хоровода, объединяют композицию памятника.
При сравнительно небольшом размере здание производит сильное впечатление гармоничной пластикой разновеликих объёмов, группирующихся вокруг центрального столпа. Этот принцип объемного построения восходит к русским памятникам XVI века.
Внешняя и внутренняя отделка чрезвычайно проста. Почти полностью отсутствуют декоративные детали. Снаружи церковь обшита тёсом. Способ обшивки характерный для украинского деревянного зодчества того времени -доски пришиты вертикально, рейки-нащельники вверху замыкаются горизонтальной подкарнизной доской с полукруглыми вырезами между нащельниками.
Самобытная переработка традиционных приёмов композиции в духе народного творчества, пропорциональная найденность соотношений объемов, простота и логичность их взаимосвязи свидетельствуют о незаурядном мастерстве зодчих, придают памятнику ценность как произведению народного зодчества.
Памятник имеет важное значение для застройки села. Располагаясь на площади, он входит в современную застройку как исторический элемент, живописным силуэтом придаёт красоту сельскому ландшафту, организует и обогащает застройку современного общественного центра села. Единственное в своём роде здание используется без учёта его историко-архитектурной и художественной ценности - в нём размещается колхозный склад. Памятник разрушается. Необходимо срочно изменить характер его использования. В его помещениях хорошо разместился бы музей села, с летней библиотекой-читальней, с лекторием, с выставками...
Село Новый Ропск Климовского района Церковь Свято-Николаевская
При слиянии рек Ирпы и Пруда находится старинное село Новый Ропск. В 1745 году при передаче Разумовскому села в нём существовал «замок», обнесенный земляным валом. В этом замке находился «панский двор, огороженный замётом в столбы, ворота двойные резные, с калиткою, на них - летняя светлица с 11 -ю окнами, покрытая гонтом».
В 1781 году в селе значились четыре цеха: «кровецкий, шевский, ша-повальный и ткацкий», что свидетельствует о развитии ремесел в селе. И ещё совсем любопытное и редкое занятие жителей отмечает описание Нового Ропска 1781 года - это «скомороший» промысел. Некоторые из жителей «упражняются в медвежьей охоте и, принимая от экономии и от сторонних помещиков медведей, обучают их под музыку и водят их для забавы в малороссийские степные города, в Слободскую Украинскую губернию, в донские станицы и в Великороссию, даже до Москвы, и с того безнужно своё пропитание имеют и платят владельцу чени, и таковых охотников в одном сем местечке до 20 дворов».
В те времена только ещё одно село, кроме Нового Ропска, поставляло стране подобных скоморохов - это село Сморгонь в Белоруссии.
По соседству, в селе Карповичи на реке Снов (теперь в Черниговской области) было налажено производство «винокуренных аглицких котлов кубов и труб и всякого разного сорту большой и мелкой медной посуды в амбаре с машиной», действующей «водою, двумя колесами: одно поднимает молот, которым куётся медь, а другое работает двумя мехами, производящими огонь, и толчот шестью ступами просо».
Все эти факты свидетельствуют о промышленном и культурном развитии края. Следы материальной культуры украинского народа здесь органически переплетаются с влиянием русской культуры.
До наших дней сохранялся прекрасный памятник деревянного зодчества. Он относится к эпохе расцвета украинского барокко. Это Свято-Николаевский храм. Дата построения его написана на внутренней стороне лутки двери главного входа: «За державу им. Анны Иоанновны, при счастливом владении ясновельможного Даниила Апостола гетмана создан храм сей во имя св. Николая, в М. Ропску, Року 1732».
Стены здания бревенчатые, обшитые досками, фундаменты кирпичные, перекрытия деревянные, своды сомкнутые восьмигранные.
В объёмно-планировочной композиции доминирует объём средо-крестия, решительно развитый вверх трёхъярусным столпом. Центральный объём окружён четырьмя меньшими объёмами, образующими вместе с ним устремлённую ввысь живописную группу сложных по форме башен. Внизу они крепко объединены галереей - опасани. Обычно в украинской архитектуре галереи выполнялись открытыми во внешнюю сторону, отделяясь от наружного пространства лишь столбами, поддерживающими крышу. В Новоропском храме опасани сделана в виде закрытой галереи. Она служит убежищем большого числа прихожан у стен храма, защищая их от непогоды.
Архитектурная форма низкой галереи отлично связывает высокий, сложный обьем церкви с окружающими одноэтажными деревянными домами в единый ансамбль.
Форма покрытий в виде «тыквообразных» куполов, а также вытянутые в верхней части и заострённые луковичные главки типичны для позднего периода украинского барокко. Купола крыты «в шашку» - ромбовидными листами стали.
Внутри здания подкупольные пространства, освещенные сверху узкими окнами, производят впечатление возвышенной торжественности.
Раньше интерьер памятника был обильно украшен росписями. Ныне часть из них сохранилась при входе, в галерее, на полотнах дверей и стенах. По-видимому, в большинстве своём росписи более позднего времени.
Свято-Николаевская церковь является отличным примером архитектуры украинского барокко на Брянской земле.
Село Могалевцы Климовского района Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела. 1780-90 гг. Могилевцы. Климовскии р-н
Село Могилевцы расположено в шести километрах от районного центра Климово на речке Чадице.
В некотором отдалении от жилых домов, в окружении старинных деревьев кладбища, перед зеркалом озера, образованного на речке Чадице и разделявшего село на две части, находится Михайловская церковь. Обилие зелени, в которой утопают деревянные избы, объединяет застройку с природой. Здание церкви составляет неотъемлемую часть этой природной картины и как бы срослось с ландшафтом.
Постройку церкви можно отнести к 1780-90 годам, когда архитектура классицизма распространилась по территории России.
В планировочном отношении Михайловская церковь не лишена своеобразия. Ее план представляет собой квадратный контур стен, расчленённый в широтном направлении на три равновеликих нефа тремя парами круглых столбов. По ширине среднего нефа с востока и запада прирублены квадратные помещения алтаря и паперти. Над последним, восточным пролётом среднего нефа внутреннее пространство вздымается вверх в световой восьмерик.
Таким образом выявлено место «настоящей» церкви. Ее положение, кроме того, закреплено по поперечной оси боковыми входами с портиками и крыльцами на фасадах. Паперть является нижним ярусом колокольни. Через неё осуществляется главный вход в церковь. Так же как и боковые входы, он подчёркнут четырёхколонным портиком с фронтоном и крыльцом с широкой лестницей, а также усилен боковыми декоративными портиками паперти.
Стены памятника рубленые, обшиты тёсом, фундаменты и цоколь кирпичные. Перекрытия - пологие цилиндрические сводчатые над нефами и восьмигранное сомкнутое над световым барабаном -деревянные. Над алтарём и папертью - плоские. Переход от четверика к восьмерику осуществлён с помощью парусов. Всё это придает большое разнообразие и богатство внутреннему пространству здания.
Внешняя архитектура, как сказано выше, следует каменным образцам архитектуры классицизма. Восьмерик «настоящей» церкви вырастает прямо из крыши корпуса храма. Его диагональные грани уже основных и не имеют окон. Вместе с восьмигранной сомкнуто-сводчатой крышей, барабанчиком с куполком и крестом на шаре завершения восьмерик является главным объёмом памятника. Его уравновешивает в единой композиции церкви колокольня.
Декор фасадов заключается в портиках на утонённо-тосканских колоннах и в карнизах упрощённо-каменных форм. Карнизы играют весьма важную роль в этом здании. Они членят объемы и плоскости стен на красивые части, бросая контрастные тени, придают зданию пластическую выразительность. Внутренняя отделка памятника простая - стены покрашены масляной краской. Иконостас разобран и сложен в алтаре. Ни его архитектурное решение, ни живописное заполнение иконами не изучены и ждут своего исследователя, исто-рико-художественной оценки и постановки на государственный учёт и охрану.
Памятник ценен своеобразным объёмным и планировочным построением и архитектурным решением, представляющим интерес как хороший пример проникновения и отражения идей классицизма в сельском деревянном зодчестве.
Село Хохловка Климовского района Церковь Покрова Богородицы
Церковь Покрова Богородицы. Хохловка. Климовскии р-н. 1878 г.
В восьми километрах на северо-восток от Климова, на равнине центра села у пересечения трех дорог возвышается Покровская церковь. Деревянная, она хорошо вписывается в застройку села, которое благодаря обилию зелени полностью сливается с природой.
По местным сведениям, церковь построена в 1878 году строителем Ноздревым на средства прихожан. Язык архитектурных форм памятника подтверждает датировку. Традиционная объёмно-планировочная композиция на крещатом плане широко применялась в то время.
Декор фасадов - четкие членения «ложно-каменными» карнизами, спокойная гладь обшитых тесом в горизонтальную строчку стен, модные «стрелы» завершений восьмериков собственно церкви - широкого и мощного - и колокольни, более стройного, невысокий шатер с восьмигранной вогнуто-шатровой главкой, наличники окон с ломаным навер-шием, портики входов на худосочных стойках - все это типичные черты архитектуры церквей последней трети XIX столетия. Самобытное в этом памятнике - это деликатная, с большим тактом примененная тонкая резьба подзоров карнизов завершений, фронтонов торцов прицелов и портиков, наличников окон. Узорная тень этой резьбы смягчает, придавая трепетную живость, строгие, несколько жесткие линии карнизов.
В интерьере пространства трапезной и приделов сливаются с под-купольным пространством. Внутренняя отделка простейшая. Иконостас и убранство современные.
Архитектура памятника украшает село.
Село Крапивное Климовского района Церковь Архангела Михаила
Церковь Михаила Архангела. Крапивное. Климовский р-н. XIX в.
Село удалено от Климова в южном направлении на двадцать километров и находится на зеленых берегах речки Крапивны.
Памятник располагается на возвышенности над дорогой в центре села. От большой дороги Климове - Чуровичи в двух километрах. Хорошо просматривается с расстояния в три-четыре километра. Тонким резным абрисом оправдывает свою доминирующую композиционную роль в прилегающем ландшафте.
Церковь построена «приходскими людьми» в последней четверти XIX века. Она рублена из брусьев на кирпичном цоколе, стены обшиты тёсом, перекрытия плоские, за исключением собственно церкви, перекрытой восьмигранным деревянным сардом. Крыши - из кровельной стали.
План церкви крещатый, несколько вытянутый по продольной оси и удлинённый приставленной к трапезной папертью под колокольней. В восточных углах креста небольшие диаконник и жертвенник. Входы - главный через паперть, боковой - через левый придел. Отдельный вход в диаконник.
Внутреннее пространство едино, над средокрестием развито вверх. В центре свода сохранилось изображение Спасителя, а по граням - сидящих апостолов.
Объёмное построение памятника очень выразительно и богато разнообразием архитектурных форм, короткая трапезная соединяет два развитых по вертикали объёма - церкви и колокольни. Объём церкви - два восьмерика на четверике. Четверик незначительно возвышен над трапезной, алтарем и приделами. Над ним невысокий глухой восьмерик. Его крутая полица-крыша служит плавным переходом к суженному стройному световому восьмерику. Ожерелье треугольных стрел-щипцов, повторенных в треугольных формах окон, обрамляет возвышенный купол. Последний увенчан фигурной трёхъярусной восьмигранной шеей с луковичной главой. В основании шеи, словно маленькое эхо, цепочка треугольных стрелок вторит этому мотиву.
Объём колокольни в подшатровой части трехъярусный. Внизу четверик и над ним два восьмерика с узкими диагональными сторонами.
Восьмерик звона над этими щипцами завершен «бочками» - клеевидными объёмами, врезанными в основание шатра колокольни. Стройность шатра увеличена высокой, тонкой шеей луковичной главы. Внизу шея окружена венцом из четырёх миниатюрных кокошников на развитой полке-карнизе. В средней части шатёр прорезан «слухами» - маленькими проёмами, оформленными теремками-наличниками.
Сложный ритм треугольных и килевидных форм придаёт колокольне объемную узорность, сказочность, вызывающую исторические воспоминания об «узорочье придивном» XVII века. Стены фасадов, обшитые тёсом горизонтально, вертикально и «в ёлку», украшены наложенной на них прорезной резьбой. В тимпанах щипцов заметны следы росписей.
Объёмная композиция памятника, богатая архитектурными формами, хорошо слаженная соразмерностью всех частей, ясная, с умело примененным декором из элементов древнерусской архитектуры обладает большой художественной силой воздействия на зрителя. Архитектура памятника звучит жизнерадостно и оптимистично, это один из лучших памятников архитектура XIX века на Брянской земле.
Село Челхов Климовского района Церковь Свято-Никольская
Церковь расположена в центре небольшого села на местном возвышении, выходя боковым фасадом на главную улицу, а главным - на сельскую площадь.
Большие размеры здания выделяют его из окружающей застройки, архитектурной доминантой которой оно было до утраты завершений.
Церковь построена в конце Х!Х века по традиционному крещатому плану и в соответствующей ему объемно-пространственной композиции. Архитектурные формы и декор современны постройке.
Сохранившаяся нижняя часть имеет почти одинаковую высоту всех объёмов. На фоне спокойных, почти неукрашенных стен выделяются три крыльца с разными парными стойками портиков. Карнизы последних украшены двумя рядами прорезных подзоров.
Внутренняя отделка простейшая. Оборудование и иконы - современные, художественного интереса не представляют.
Здание потеряло ценность законченного архитектурного произведения.
Село Шумиловка Климовского района Церковь Параскевы Пятницы
Село расположено в тридцати километрах на юг от Климова. В его центре на ровном месте, хорошо видная издалека, находится Пятницкая церковь. Крупный объём и сложной формы вертикальные завершения делают её ведущим композиционным акцентом застройки села.
Церковь построена в 1909 году. Об этом говорит надпись на колокольне. Перестройкам не подергалась. По типу относится к крестовидным в плане церквам. Заполнение входящих углов квадратными помещениями придаёт значительное развитие центральному залу, к которому с запада примыкает небольшая трапезная, тоже открытая в зал,и далее обширная паперть с боковыми помещениями в первом ярусе колокольни. Здание имеет высокий двухсветный основной крестовый в плане объём. Над ним вознесены два восьмерика с гранёными шатрами: над церковью двухъярусный, над колокольней - трехъярусный. Ажурные портики входов, связывая объём с воздухом, подчёркивают его мощь и монолитность.
Декоративное убранство фасадов заключается в обилии треугольных завершений - фронтонов и щипцов, сандриков-бровок окон и бочко-видных форм в основании шатра колокольни.
Шатры увенчаны некрупными гранеными главками на высоких нарядных двухъярусных шейках. Вершины главок вытянуты в небольшие шпили, переходящие в ажурные, тонко разработанные по рисунку кованые кресты. Наличники и карнизы здания украшены прорезной резьбой - плодом труда местных умельцев. Внутри здания разная высота помещений создает эффектные анфиладные перспективы от входа в глубину пространства и вверх под центральный купол, ярко освещенный восемью окнами. Росписей и оборудования не сохранилось.
Памятник ценен стилевым единством объёмно-пространственной композиции и декора, организующей ролью в застройке и ландшафте, красивыми пропорциями и величавостью облика.
.