Страницаклимово

Климово – административный центр Климовского района, Брянской области.

   Почти трехсотлетняя история Климова неразрывно связана с историей российского государства. Небольшой поселок городского типа, расположенный на юго-западе Брянской области имеет свою, ни на какую другую не похожую историю. В 2008 году поселку исполнится 300 лет. Климов в разные периоды своей истории входил в Стародубский полк, Новгород-Северское наместничество, в Черниговскую губернию, Гомельскую губернию, Орловскую область. С 1944 года Климово и район в составе Брянской области.
   Казалось бы, маленький посад, каких в России имелось великое множество, и, тем не менее, о нем есть упоминание в трудах видных историков. Достаточно назвать А.Лазаревского, М.Лилеева, Е.Барсова, Д. Багалея. Климов со дня своего основания имел определенную историческую значимость. Возможно, главной причиной этого было то, что Климова слобода, позднее посад Климов был основан старообрядцами и долгое время являлся центром старообрядчества. «Климов был интересен своим экономическим положением, бытом населения, его основными занятиями и все потому, что жили в нем старообрядцы, поселившиеся на землях казаков Стародубского полка».
 
   Раскольники – староверы, спасаясь от преследования царского правительства и официальной церкви, переселились из центральных губерний на окраины государства, в том числе и в Стародубье. О поселениях раскольников мало кто знал. Когда на эти земли вступили шведы, они встретили жестокое сопротивление со стороны раскольников. Это были мужественные, глубоко убежденные в своей вере истинно русские люди. Не жалея своих жизней, они вступали в схватку с врагом. Немало завоевателей полегло тогда в этих местах. Петр I, узнав о героизме, русском духе этих людей, в знак поощрения простил их за старую веру и даже без податей наделил землей, разрешив расширять селения.
   Так, в северной Малороссии, наряду с Клинцами, Новозыбковом и другими поселениями появилась Климова слобода. «Слобода Климова при рч. Ирпе, поселена в 1708 г., по разрешению полковника Скоропадского». Слобода была осажена на чолховских грунтах и названа была по имени осадчего «з заграницы зашлаго Клима Ермолаевича». Осадное позволение подписано 25 июня 1708 года. О личности осадчего известно совсем мало. Известные историки называют его мещанином из польского местечка Головчина. Иногда он Клим Ермолаевич, иногда Клим Ермолаев. Ему было разрешено осаживать людей не местных: «…не тутешних, але также с заграницы зашлых с предоставлением «воли» семь лет». На первых порах слобода называлась Песочанской слободкой по речке Песочной, «…слобода поселена была на ранговых дачах Стародубского полка. В Климовой слободе тогда жило 877 душ (451 м. пола,426 ж. пола), окладу они платили 134 р.89 коп., с новоприбывших взималось 50 р.11 коп.».  
   Осадчий Климовой слободы имел исключительное право приема жителей в слободу. Это делалось безо всякого контроля со стороны выдавшего осадный лист полковника и других местных властей. В Климову слободу раскольники прибывали из разных мест, в том числе и из московских земель. В переписных и окладных книгах 1715-1718 годов полковника Ергольского и 1729 года капитана Брянчанинова. «По переписным книгам первого в слободе Климовой в указанное время было 46 дворохозяев, не считая тех хат при дворах, в которых жили, так называемые «соседи», из них 24 дворохозяина вышли из центральных великороссийских губерний, 7 дворохозяев были «людьми тутейшими», и только 15 были действительно «з заграницы зашлими». По переписи капитана Брянчанинова 1729 года в Климовой уже было 27 дворохозяев непосредственных выходцев из великороссийских губерний.
Существует еще один универсал гетмана Скоропадского от 17 января 1710 года, о разграничении спорных земель между Чолховскими жителями и Климовскими слобожанами (хранится в Харьковском архиве). Проживавшие в округе казаки никак не хотели мириться с Климовскими раскольниками, и поэтому Клим Ермолаевич обратился к гетману Скоропадскому, который, издав универсал, хотел решить споры между своими подданными. Он велел определить границу по речке Горбач и не обижать слобожан, не чинить им трудностей. А осадчего Клима Ермолаевича велено не трогать и «…под свое послушество не потегать». Со своими жителями он должен был разбираться сам. Но в то же время Филарет Гумилевский в своем историческом исследовании утверждал, что сначала «владельцы земель (казаки) охотно дозволяли раскольникам селиться на их землях с тем, чтобы они со временем работали на них, как и другие подданные».
   В одном из прошений на имя Государя в апреле 1721 года выражалась просьба о том, чтобы вывести раскольников в другие места. Особо было отмечено, что раскольники, живущие в слободах Митьковка и Климовой, переступив давние границы и переправив слова в универсале (разрешение на заселение), отняли много земель у окрестных жителей. По поводу этого прошения Петр I даже приказал рассмотреть дело в Сенате. Но жители раскольничьих слобод не успокоились, и в 1728 году гетманом вновь была высказана просьба о выводе раскольников. Причем, указывалось, что раскольники делают пакости, покупают земли, а иногда даже отнимают их насилием. На это последовало решение, что выслать этих раскольников нельзя по многим причинам. Интересен документ из архива Н.Маркевича под № 12. В нем говорится о жалобе Могилевецких жителей на Климовских раскольников о нанесенных им побоях из-за спорной земли «…раскольники напали внезапно, многим числом, с цепами, дубинами и иным оружием разбойнически, до полусмерти многих поприбивали, а прочие от того побою поуходили, однако от страху еле живы остались. Следствие произведено было капитаном Бранчяниновым и жалоба осталась не доказанною: последние заперлись, а первые не представили свидетелей. 1732 г. окт.12.»
   Но, все-таки, раскольники были оставлены на своем месте. Более того, огромное число раскольников прибавилось в черниговских слободах после первого разорения Ветки - центра раскольников в 1736 году и очень много их скрылось здесь же при втором разорении Ветки в 1763 году.  
В первой половине ХVШ века начал практиковаться еще и такой способ поселения, что выходящие из Великороссии или Польши раскольники только приписывались к той или иной раскольничьей слободе, платили в ней оклад, а жили в других местах, иногда даже в Петербурге или Москве по паспортам волостной раскольничьей конторы. «Таких «неоседлых» (по данным 1741 года) в Климовой слободе было: купцов 4,посадских 36,лиц духовного звания 5, 1 уроженец тульской оружейной слободки,1 уроженец Хотинской крепости, 3 козака, 1 ямщик Рогожской слободы,78 местных уроженцев,56 выходцев из Польши, 13 неизвестного происхождения, крестьян дворцовых и государевых 24, монастырских и архиерейских 43,помещиков 40; всего неоседлых 310 мужчин и 172 женщины.
   В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» есть сведения о жизни в Климовой слободе. Гражданский быт слобожан можно представить по ведомости войта Гладкаго 1767 года. По ведомости в слободе было 94 жилых двора, 116 изб пустых (в них жили вышедшие в степные места на поселение и бежавшие в Екатеринославскую, Белгородскую и Астраханскую губернии). Проживало в Климовой слободе: душ мужского пола от 1 до 15 лет – 289, от 15 до 60 лет - 536, престарелых и увечных – 36, а всего: мужчин 861, женщин 682.
   В ведомости приводятся и такие сведения: кто, откуда пришел в Климову слободу. По ведомости все они показаны беглецами, и, что стоит особого внимания, многие из государевых волостей и посадов. Спрашивается, что же заставляло их оставлять родные места и селиться в Климовой слободе? Вера? Но в слободе в 1767 году оказалось не более 10 дворов таких, которые жили здесь с 1703 года, а основная масса населения появилась в Климовой слободе после 1740 года. Автор «Историко-статистического описания…» Филарет предполагает, что многие меняли место жительства, чтобы увернуться от казенной подати. Поэтому правительство вынуждено было так часто назначать переписи (1758,1761 и 1767 г.). После переписи 1767 года правительство предписало не отпускать черниговских раскольников на поселение в другие места.

Казачьи корни жителей Климовой слободы
 
 Еще в первой половине ХVIII века в Климовой слободе наряду с Митьковкой стали селиться донские раскольники. Это были выходцы из донских казачьих станиц Разоренной, Газуковской и др. Об этом свидетельствуют переписные книги полковника Ергольского (1715-1718 гг.) и капитана Брянчанинова (1729г.). Эти книги частично сохранились в архивах. В частности, там говорится о том, что семьи в старообрядческие слободы (в т.ч. и Климову слободу) прибывали из Москвы, Калуги, Белгорода, Ростова, в т.ч. и семьи казачьи. Документы свидетельствуют о том, что и позднее старообрядцы – казаки прибывали на жительство в Климову слободу.
   Во второй половине ХVIII века, когда Климова слобода стала столицей староверства, «…в одном только Климовском Казанском монастыре было черниц с белицами до 300 душ, и из низ до половины донских казачьих жен и дочерей». Интересно, что «…среди слободских старообрядческих черниц встречаются природные малороссийские казачки». Так, например, по ведомости Климовского войта, о монахине Евникее, до пострижения называвшейся Екатериной Тимофеевой, отмечено, что она была уроженка малороссийского города Борзны, казацкая дочь.  
   В 40-50 годы, еще в царствование Елизаветы Петровны в Климовой слободе появилось многое количество жителей, вышедших из донских казаков.
   «Религиозные пилигримства донских раскольников-казаков продолжались и в последующее время, когда Ветку во второй половине ХVIII века заменил Климовский Покровский монастырь. Иноки и инокини из донских уроженцев появились сначала в Ветке, потом в Климовой слободе».