СтраницаКлимова

Слобода Климова. 1708 г. 

В северной Малороссии, наряду с Клинцами, Новозыб-
ковом и другими поселениями появилась Климова слобода.
А.Лазаревский писал: «Слобода Климова при рч. Ирпе, поселе-
на в 1708 г., по разрешению полковника Скоропадского»3.
Слобода была осажена на чолховских грунтах и названа была
по имени осадчего «з заграницы зашлаго Клима Ермолаевича».
Осадное позволение подписано 25 июня 1708 года. О лично-
сти осадчего известно совсем мало. В трудах историков его на-
зывают мещанином из польского местечка Головчина. Иногда
он Клим Ермолаевич, иногда Клим Ермолаев. Ему было разре-
шено осаживать (поселять) людей не местных: «…не тутешних,
але также с заграницы зашлых с предоставлением «воли» семь
лет»4. На первых порах слобода называлась Песочанской сло-
бодкой по речке Песочной. В Харьковском историческом ар-
хиве в ХIХ веке хранились дела Малороссийской коллегии, где
были документальные сведения о времени основания Климо-
вой слободы, о личности осадчего, о числе жителей, о взимае-
мых с них окладах. Об этом документе упоминал в своей ре-
цензии на исторический труд А.Лазаревского Д.И. Багалей, где
говорил о том, что «…слобода поселена была на ранговых да-
чах Стародубского полка. В Климовой слободе тогда жило 877
душ (451 м. пола, 426 ж. пола), окладу они платили 134 р. 89
коп., с новоприбывших взималось 50 р. 11 коп.»5.

История Климово

Как гласит географический справочник – в двухстах тридцати километрах юго-западнее Брянска, на реке Ирпа расположен поселок городского типа Климово, районный центр Брянской области РФ.

А началось все в «бытошном», как его называли, 17 веке. На престоле сидел Романов Алексей Михайлович. И хотя величали его «тишайший», в жизни страны при нем произошли весьма существенные перемены. В 1653 г. патриарх Никон начал церковную реформу. Она заключалась в унификации церковных обрядов, в сверке греческих и русских церковных книг, в введении единого церковного устава. Реформа расколола страну на сторонников и противников Никона. Противники, во главе с протопопом Аввакумом, отказались принять реформу. Они требовали сохранения старых, привычных традиций и обрядов. Отсюда и их название – старообрядцы. Не сходились во многом: как креститься – двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход – по солнцу или против и т.д. Государство приняло сторону официальной церкви, реформированной, и началось гонение на еретиков. Первым отправился на костер протопоп Аввакум.

Но старообрядцы – раскольники не смирились. Стоит только вспомнить боярыню Морозову с картины Сурикова. Ее горящий, почти безумный взгляд, вскинутые вверх, как вызов, два пальца, толпу вокруг нее, такую же непокоренную, чтобы понять, насколько серьезным был раскол в обществе.

Спасаясь от властей, старообрядцы бежали из центральной России на ее окраину, Северщину. Так назывались Черниговские, Стародубские земли, юго-запад нынешней Брянщины. После воссоединения Украины с Россией эти земли стали частью русского государства, и царское правительство разделило их на полки и сотни. Северщина стала территорией Стародубского полка. Вот здесь-то, в лесных урочищах этого, глухого и благодатного края, с мягким климатом, обилием воды – нашли в конце

17 века свое убежище и пристанище опальные беглецы.

Полковое Стародубское начальство поощряло заселение края, поскольку беглые становились подданными Стародубского полковника и платили ему подати. Новые поселения были ему нужны еще и потому, что на некоторые северские земли претендовала Киево-Печерская Лавра. А когда на них появились новые селения, все оставалось за Стародубским полком. Что касается вероисповедания поселенцев, начальство это не беспокоило. Главное, что они много работали, жили в строгости, исправно платили налоги, уважали власть. А к их замкнутости и отстраненности относились философски.

25 июня 1708 г. на свет появился документ, составленный Стародубским полковником Иваном Скоропадским, кстати, будущим гетманом Украины.

Документ гласил: «…. на пустующих землях челховских, между реками Ирпою, Ирпицею и Песочною, на площади на одну милю разрешается для освоения данных пустующих земель основать слободу и дать возможность всем желающим в течение 7-ми лет селиться на том месте. А осадчим данной слободы назначаем человека из-за границы пришлого Клима Ермолаевича, обязав его принимать на поселение людей не местных, или из-за границы приходящих. Жители окрестных сел, чтобы всем желающим селиться в новой слободе препятствий не ставили и на права поселения не посягали».

Хотя заселяться эти места начали ранее, и называлось поселение Песочней, но именно с этого времени началась история Климовой слободы. Трудолюбивые, упорные поселяне быстро начали осваивать отведенные им земли – развели сады, огороды, пасеки, растили скот. Но не все шло гладко. Настороженно встретило их местное население. Да и чему было радоваться – неизвестно откуда пришли, неизвестно какие. И вскоре Скоропадскому поступила от челховцев жалоба – не желали они рядом видеть пришлых. Полковник жалобу рассмотрел и ответил по справедливости.

«… Вы будучи не в состоянии сами освоить пустоши на ваших землях, тем не менее слобожанам чините препятствия, с земель изгнать стремитесь.

Совершаете вы это против моей воли, а значит противозаконно. Впредь приказываю вам, в то место, где слобожанам позволено селиться, не заходить, на их земли не претендовать, а довольствоваться теми пашнями и лугами, которых немало около ваших сел находится. Слобожанам в том месте, где селятся, разных препятствий и посягательств на их права не устраивать».

Не успев освоиться на новом месте, поселяне были втянуты в войну. Царствующий в ту пору Петр I воевал со шведами за выход к морю, за «окно в Европу». Неожиданное предательство гетмана Украины Мазепы осложнило обстановку. Но когда шведы вторглись на Северщину, местные жители дали им достойный отпор. Там началась настоящая партизанская война. В письме адмиралу Апраксину Петр I писал «малороссийский народ, с божьей помощью, стоит так, как от него и требовать не можно». А когда жители раскольничьих слобод доставили в Стародуб и передали Петру пленных шведов, тот так растрогался, что простил беглецов за непокорность, и особым Указом в 1716 г. закрепил за ними навечно все земли, на которых они поселились. Более того, Петр разрешил старообрядцам организовать свой округ с главным управлением в Климовой слободе. То, что именно Климова слобода была выделена царем среди прочих говорит и как об авторитете и деловитости ее основателя, Клима Ермолаевича, так и о том, что она уже сформировалась в устойчивое поселение. Но особенный рост и развитие Климова наблюдается после карательных экспедиций в Ветку (ныне это Гомельская область) – цветущий богатый район раскольничества. Произошли они – первая при Анне Иоанновне в 1736 г., вторая при Екатерине II в 1763 г. Жители разоренной и опустошенной Ветки бежали в разные слободы. Пришли они и в Климову слободу, принеся с собой многие ремесла, умения и навыки. Ветковские раскольники даже вывезли в Климово свою святыню – Покровскую церковь. А вместе с ней сюда переместился и центр всего юго-западного старообрядчества.

Покровский мужской монастырь, где была поставлена ветковская церковь, стал главной монастырской обителью края. В это же время поп Михаил Калмык основал в Климове Казанский женский монастырь. Это заметно усилило значимость Климова. В некоторых раскольничьих сочинениях Климово называют даже «Новым Иерусалимом», в смысле возобновления Ветковского благочестия. Поменялся и его административный статус, теперь это посад.

Со временем Климово становится заметным торговым центром. Не имея от песчаной земли нормального дохода, предприимчивые климовчане стали развивать торговлю, различные ремесла. Среди жителей было немало умелых сапожников, кузнецов, портных, плотников, каменщиков. На климовские ярмарки, а их было 5 в год, съезжались купцы из Курска, Орла, Севска, Путивля. На всю округу славилось местное конопляное масло, которое поставляли в Киев, Нежин, Полтаву и даже в Варшаву и Кенигсберг. Известное своим качеством мыло, изготавлимое на местных заводиках, скупали прямо на месте производства купцы из Орла и Москвы. Корабельные канаты и веревки шли в Киев, Херсон и на Дон, воск и мед – в Курск и Брянск. На торгах всегда было много овощей, ягод, фруктов, разведением которых особенно славились климовчане. В 1913 г., например, на Новозыбковской сельскохозяйственной выставке похвальным листом Российского общества плодоводства было награждено общественное хозяйство Алексеево из Климова. Жители посада могли похвастать и своим культурным уровнем. Практически каждый мужчина в старообрядческой семье был грамотен, умел писать, читать старославянские тексты. Здесь переписывали церковные книги, делали церковную утварь, писали иконы. Первую церковно-приходскую школу открыли в Климове в 1880 г., позднее – три начальных земских школ. В быту климовчане были сдержаны, опрятны, добротные дома и дворы содержали в чистоте, и никаких вредных привычек. Сам посад утопал в садах и зелени. По мнению священнослужителя Тимофея Верховского «климовцы всех других слобожан обходительнее и благоразумнее».

В 1929 г. Климово становится районным центром, а в 1938 г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР - рабочим поселком.

За свою историю Климово не раз меняло свою административно-территориальную принадлежность, входило в состав Черниговской, Гомельской, Брянской губерний, Западной и Орловской областей, с 1944 г. – в составе Брянской области. Климовский район находится в уникальном месте, где сходятся земли России, Украины и Белоруссии. Здесь на стыке трех славянских республик, неподалеку от русского села Новые Юрковичи, украинской деревни Сеньковки и белорусской Васильевки в год 30-летия Великой Победы был воздвигнут Монумент Дружбы. И каждый год, в конце июня, у его подножия шумит разноликий народный праздник – фестиваль славянского единства.

А сегодня Климову – 305 лет. Хочется пожелать этому уютному живописному городку долгой и счастливой истории.

Главный специалист ГАБО Т.В. Михеева

 

Как же происходило заселение старообрядческих сло-
бод, в том числе и нашей Климовой? Большей частью слобо-
ды осаживались на землях, не находившихся в определенном
пользовании. Какой-либо влиятельный и достаточный чело-
век, иногда из мещан (таким был и Клим Ермолаевич), выби-
рал себе посреди лесов подходящее удобное место, большей
частью при речке, чтобы можно было построить водяную
мельницу, и затем обращался к гетману, а чаще к местному
полковнику, прося выдать подтвердительный универсал на
занятое место. Так поступил и мещанин из местечка Голов-
чина Клим Ермолаевич, попросивший разрешения у Ивана
Скоропадского осадить слободку. Разрешение чаще всего вы-
давалось всем просителям, так как новые слободы способст-
вовали увеличению народонаселения и развитию хозяйствен-
ной и промышленной деятельности края. Клим Ермолаевич
сделался полным владельцем занятой им земли, получил пра-
во осадить слободу для заселения ее людьми не местными,
поскольку местных зазывать в слободу не разрешалось. 25
июня (по старому стилю) 1708 года Клим Ермолаевич полу-
чил осадной лист.
Сейчас мы не знаем, что еще, кроме нескольких хат,
стояло на месте будущего поселка Климово. Как утверждает
исследователь Малороссии М.И. Лилеев, на месте основания
слободы ставился либо крест, либо просто столб. На кресте
обычно было начертано количество льготных лет, т.е. лет, в
продолжение которых поселенцы освобождались от оброков
и господских работ.

******************

По ведомости Ергольского 1715-1718 г.г. в слободе
Климовой окладных  41 двор, бобыльских – 5 дворов, в них
душ мужского пола  163, женского пола – 175.
«По переписным книгам Ергольского в слободе Кли-
мовой, в указанное время, насчитывалось 46 дворохозяев, не
считая тех хат при дворах, в которых жили, так называемые
«соседи», из них 24 дворохозяина вышли из центральных ве-
ликороссийских губерний, 7 дворохозяев были «людьми ту-
тейшими», и только 15 были действительно «з заграницы за-
шлими»7. По переписи капитана Брянчанинова 1729 года в
Климовой уже было 27 дворохозяев непосредственных вы-
ходцев из великороссийских губерний.

****************

В первой половине ХVШ века начал практиковаться
еще и такой способ поселения, выходящие из Великороссии
или Польши раскольники только приписывались к той или
иной раскольничьей слободе, платили в ней оклад, а жили в
других местах, иногда даже в Петербурге или Москве по пас-
портам волостной раскольничьей конторы. «Таких «неосед-
лых» (по данным 1741 года) в Климовой слободе было: куп-
цов 4, посадских 36, лиц духовного звания 5, 1 уроженец
тульской оружейной слободки, 1 уроженец Хотинской крепо-
сти, 3 казака, 1 ямщик Рогожской слободы, 78 местных уро-
женцев, 56 выходцев из Польши, 13 неизвестного происхож-
дения, крестьян дворцовых и государевых 24, монастырских
и архиерейских 43, помещиков 40; всего неоседлых 310 муж-
чин и 172 женщины».

******************

В «Историко-статистическом описании Черниговской
епархии» есть сведения о жизни в Климовой слободе. Граж-
данский быт слобожан можно представить по ведомости вой-
та Гладкаго 1767 года. По ведомости в слободе было 94 жи-
лых двора, 116 изб пустых (в них жили вышедшие в степные
места на поселение и бежавшие в Екатеринославскую, Белго-
родскую и Астраханскую губернии). Проживало в Климовой
слободе: душ мужского пола от 1 до 15 лет – 289, от 15 до 60
лет  536, престарелых и увечных – 36, мужчин 861, жен-
щин 682. Всего проживало 1543 человека (по другим дан-
ным  1596).
Кто же были эти жители? Вот некоторые фамилии:
Акулов, Афанасьев, Анащин, Алексеев, Боков, Володин,
Громов, Дегтярев, Зарин, Иноземцев, Калашников, Муханов,
Масленников, Нестоянов, Наумов, Никитин, Поляков, Ра-
дионов, Смирнов, Соболев, Хлебников, Чистяков и другие.
В ведомости приводятся и такие сведения: кто, откуда
пришел в Климову слободу. По ведомости все они показаны
беглецами, и, что стоит особого внимания, многие из госуда-
ревых волостей и посадов, в том числе из Москвы, Тулы,
Курска, Спрашивается. Что же заставляло их оставлять род-
ные места и селиться в Климовой слободе? Вера? Но в слобо-
де в 1767 году оказалось не более 10 дворов таких, которые
жили здесь с 1703 года, а основная масса населения появи-
лась в Климовой слободе после 1740 года. Автор «Историко-
статистического описания…» Филарет предполагает, что
многие меняли место жительства, чтобы увернуться от казен-
ной подати. Поэтому правительство вынуждено было так
часто назначать переписи (1758, 1761 и 1767 г).

*************

Что же представляла собой Климова слобода к концу
ХVШ века? Часть сведений мы смогли почерпнуть из «Описа-
ния…».
«Климова слобода находилась на ровном песчаном
месте, окруженном с трех сторон пахотными полями и лесами.
27 Описание Новгородсеверского наместничества (1779-1781).
С четвертой стороны небольшие заросли примыкали к мона-
стырю. Местоположение Климовской слободы было доволь-
но удобным  на правом берегу речки Ирпы. Возможности речки
жители слободы использовали для строительства плотин. Их
имелось целых три: одна общественная, другая принадлежала
девичьему Казанскому монастырю, а третья Слободскому меща-
нину Василию Наумову. Он построил свою плотину на отведён-
ном от речки канале. Добираться до других населённых пунктов
жителям Климовой слободы приходилось по просёлочной дороге,
столбовой дороги не было. Вокруг Климова располагались до-
вольно крупные поселения, с которыми жители вели торговлю,
обмен товарами это Сачковичи (1,5 версты), Митьковка, Хох-
ловка (5 вёрст), Могилевцы (6 вёрст), Чёлхов (20 вёрст). Вблизи
Климовой слободы при небольшой роще находился девичий Ка-
занский монастырь, окружённый деревянным забором. В мона-
стыре имелось до 100 келий, часовня и прочие строения, простые
и неприметные».
В слободе также существовала приходская часовня и деревян-
ная церковь. Для проживания людей, облечённых властью, име-
лось 3 казённых дома. Наиболее значительные по размерам дома
имели и некоторые жители слободы: купец Хрущов, купец Илья
Логов, купец Антон Золотарёв, купец Афанасий Евдокимов. Ин-
тересно отметить, что в основном все дома были деревянные,
рубленые, имеющие хорошее покрытие, а улицы располагались
проспектом.
А всего в Климове тогда существовало 96 купеческих
дворов, 135 мещанских, 55 домов хлебопашествующих мужи-
ков.

*************

Численность населения в посаде Климов в середине
Х1Х века составляла 5430 человек. В собственности посада
имелись земли  внутри посадской черты 360 десятин. В по-
саде насчитывалось 820 домов, свои услуги покупателям
предлагали 42 лавки, имелась почтовая станция. Основная
масса жителей были старообрядцы мещанского сословия
(4757). Они занимались в основном огородничеством, садо-
водством, пчеловодством и, конечно, торговлей, которая за-
нимала важное место в жизни климовчан. Кроме того, в по-
саде было 9 заводов с доходом в 31 500 рублей. Парусиновая
фабрика выделывала 840 кусков парусины, 2 воскосвечных
завода производили 165 пудов свечей в год, 7 кожевенных
заводов производили товара на 16 тысяч рублей.

********************

Климовская земля имеет славную историю, которую своим трудом и
любовью к родной земле создавали ее жители.
Наш поселок в 2008 году отметил свое 300-летие. Он почти ровесник
Санкт-Петербурга, и его история не менее удивительна. За 300 лет из
маленького поселения, слободы вырос 14- тысячный поселок.
Нам есть чем гордиться. Для многих жителей нашей страны и ближнего
зарубежья Климово – это не только районный центр в Брянской области, но и
синоним дружбы и гостеприимства для трех славянских народов – русского,
украинского и белорусского.
История Климово начинается в далеком 17 веке. Основали его
старообрядцы, которые спасаясь от преследования царского правительства и
официальной церкви, переселились из центральной губернии на окраины
государства, в том числе и в Стародубье.
Привел своих людей из Польши на речку Ирпу в конце 80 - х - начале 90 -х
годов 17 века авторитетный старовер Клим Ермолаевич.
Дело в том, что наш край после многолетней оккупации литовцами и
поляками и освободительной войны был разорен и обезлюдел. Сюда, в
запустевшие земли и стали стекаться беженцы.
Поселились сначала тайно, затем, маленько окрепнув, выкупили у
полковника Самойловича разрешение на бесхозные земли.
Издавна существует традиция – счет летам населенным пунктам вести от
их первого упоминания в летописях, документах.
Летописная история Климово начинается с 25 июня 1708 года, когда
Клим Ермолаевич получил осадный лист от Стародубского полковника
Скоропадского на разрешение поселиться при речке Ирпе. Слобода была
названа по имени осадчего Клима Ермолаевича.
Хотелось бы отметить особую страничку в истории Климово. Дело в том,
что о поселениях старообрядцев мало кто знал. Во время войны со шведами,
когда Мазепа впустил неприятеля в Российскую землю, до самых
Стародубских лесов шведы шли без сопротивления. И вот здесь слобожане
показали свой первый опыт служения Отечеству. Униженные, оскорбленные
своим государем люди. Не только не стали искать защиты у иноземного
государя, но и оказали его войскам посильное сопротивление. Они вели
разведку, передавали сведения о численности и передвижении шведских
войск, помогали казакам в стычках с врагом, укрывали фураж и
продовольствие.
В 1708 году Петр 1, узнав о мужестве беглых людей в знак поощрения,
разрешил им организовать свободный округ с главным управлением в
Климовой слободе. То, что царь выделил Климову слободу среди прочих,
говорит о том, что к тому времени она уже сформировалась в достаточно
устойчивое поселение.
18 век стал временем наивысшего расцвета Климовой слободы. Слобода
становится торгово-промышленным центром. С развитием слободы меняется
ее статус. При Екатерине II слобода получает статус посада.
В 1920 году Климов становится волостным центром. В 1929 г. cоздан
Климовский район. Климов- центр района. В 1938 году Климов получил
статус рабочего поселка и стал называться Климово.

*********

Климов во второй половине ХVIII века
считался старообрядческой столицей России.