СтраницаКиевское княжество

Киевское княжество   

  

       Как и у всех славянских племен, частная собственность, а вместе с нею — имущественное неравенство появились также у северян, радимичей и вятичей. Вожди племен, родовые старейшины, близкие к ним люди захватывали земли и превращались в крупных землевладельцев — феодалов. На этих землях жили крестьяне-общинники. Их заставляли давать феодалам дань пушниной, медом, воском и другими продуктами. С возникновением классов появилась княжеская власть и у наших предков. Но этого еще было мало, чтобы дать отпор иноземным грабителям — хазарам, которые совершали постоянные набеги на земли, что находились далеко от Хазарского каганата.

      Летопись сообщает, что в IX в. северяне, радимичи и вятичи были в зависимости от государства хазар, хотя оно находилось далеко от края в низовьях Волги. Хазары, правда, не вмешивались в их внутреннюю жизнь, но дань — по "беле от дыма" (по белке от дома) требовать не забывали. Так, в статье о событиях 859 года говорится: "Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма". Таким образом, мы видим, что вятичи и северяне находились в зависимости от Хазарского каганата, крупного государства, созданного кочевниками на берегах Волги.

      В IX—X вв. северяне, радимичи и вятичи из-под власти хазар постепенно перешли под власть Киева. Уже в 884 г., через два года после захвата Киева, князь Олег "иде на северы" (пошел на северян). Между северянами и Киевом давно существовали связи; ведь Десна тесно связывала Подесенье с Поднепровьем. Поэтому Олег без особого труда подчинил северян и заставил их платить теперь уже себе такую же дань, какую они прежде давали хазарам.
      В следующем году послы князя Олега прибыли к радимичам. Они потребовали признать власть Киева и платит Олегу дань.

      Помимо дани, киевские князья вскоре потребовали с северян и радимичей и воинов. Когда Олег в 911 г. ходи походом на греков, в его дружине были северяне и радимичи. Воины из этих племен в 913 и 944 гг. участвовали и в неудачных походах Игоря против хазар. Почти все они сложили свои головы в прикаспийских степях.
      После Олега в Киеве правил князь Игорь. Когда Игорь погиб, вместо малолетнего его сына Святослава правила премудрая княгиня Ольга, первая христианка среди русских князей. Святослав, когда возмужал, решил покорить своей воле племя вятичей, до сей поры платившее дань хазарам.
      Летопись сообщает: "В год 964. Когда Святослав вырос..., стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал.  И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам — по щелягу (мелкой серебряной монете) с сохи даём".
      В год 965. Пошёл Святослав на хазар. Услышав же об этом, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу взял.
      В год 966. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил". Но земля вятичей была далекой окраиной Киевского государства, oни пользовались большой самостоятельностью. Когда же Святослав погиб и между его сыновьями вспыхнула борьба, вятичи вообще обособились от Киева.
      Только в 981 г. князь Владимир вновь покорил это племя: "В год 981 победил Владимир вятичей и возложил на них дань - с каждого плуга, как и отец его брал.
      В год 982. Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их вторично". Видимо, вятичам понравилось жить свободно, без хозяев с берегов Волги или Днепра. Усмиренные Владимиром, они ещё не раз будут отстаивать свою независимость с оружием в руках.
      Вслед за вятичами настала очередь радимичам отстаивать вольность на поле боя: "В год 984. Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот радимичей на реке Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост. Оттого и дразнят русские радимичей, говоря: "Пищанцы от волчьего хвоста бегают"".
      Так к концу X в. Брянский край вошел в состав могучего и обширного древнерусского государства — Киевской Руси. Подчинив себе северян, радимичей и вятичей, киевские князья их лучшие земли стали раздавать своим дружинникам, а также знатным людям покоренных племен. Этот акт — свидетельство укрепления феодального строя и на территории Брянского края.
      Южная часть края располагалась по границе степи, откуда, сменяя друг друга, накатывались волны кочевников: хазар, печенегов, половцев. Нападали они всегда неожиданно. Преградить им путь в глубь русских земель могли лишь засеки и укрепленные городки вдоль рек — Сулы, Трубежа, Стугны и Десны. Такие укрепления начали сооружать при князе Владимире. Он поселял в них "лучших людей" (знатных) из северян и вятичей, причем северян селил на земле вятичей, а вятичей — на земле северян. Такими мерами князь хотел и обезопасить границы и упрочить власть Киева над окраинами государства, и в конечном счете — укрепить феодальный строй. Видимо, эта конечная цель была самой главной.

 




Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

Каждый город хорош, в каждом люди красивые,
И глаза у любимых повсюду ясны.
Но по всей необъятной синеокой России
Для меня самый лучший –
мой Брянск у Десны.