Страницакиева

Брянск под властью древнего Киева

Образование в  IX веке русского Киевского. государ­ства в состав которого , позже вошли    вятичи и севе- ряне, положительно сказалось    на их экономическом  и культурном развитии.

Земля вятичей была включена в состав Киевского го-
сударства крупнейшим полководцем древней Руси князем .
Святославом А 964 году он предпринял удачный воен­
ный поход -против хазар,:   разбил их войско    и овладел -
столицей Хазарского царства — Белая Вежа. Таким Об­
разом вятичи были освобождены от хазарской зависимо­
сти, тяготевшей над ними в течение двух-'зеков.'В.-этом. -
же году Святослав подчинил Киеву    землю вятичей. А
вскоре вятичи уже принимали    участие    в легендарном;
походе Святослава на придунайские страны.           

После смерти Святослава вятичи    снова отложились от Киевского государства. Пользуясь временными неуря- дицами в Киевском государстве, они огородили свои пре­делы крепостями и заставами.

Памятники народной - жизни — былины (знакомят нас с жизнью вятичей того времени. В былинах мы находим прямые намеки, что борьба вятичей с киевскими князьями касалась   и окрестностей    теперешнего    Брянска. Когда. вятичи временно вышли из подчинения киевских князей, то проезжая дорога к Киеву среди брянских   лесов, по выражению народной былины, «заколодела»,

«...Заколодела дорожка, замуравела;

Как по той пути-дороженьке      

30 лет никто пехотою не хаживал,

На Добром коне никто не езживал.

А стоят там три заставушки - великие:          

  Первая застава во лесах во брянских,

Грязь топучая, - корба- зыбучая,

А другая у той славной речки у Смородиной,

 У того креста у Леванидова.

 Вор сидит на трех дубах       

Да на семи суках, Соловей-разбойник сын Рахманович...».

«Зеленая застава» и до сих пор остается союзницей жителей'нашего- края, и даже немецко-фашистские пол­чища с их богатой техникой не смогли в дни Великой Отечественной войны овладеть брянскими лесами. Хо­зяином в этих лесах был вооруженный брянский народ — прославленные партизаны.

О Соловье-разбойнике можно думать, что это не просто атаман разбойничьей шайки, а властитель брян­ских лесов сих непокорными обитателями — вятичами В конде :Х века киевский князь Владимир вынужден был предпринять боевой поход к вятичам, чтобы собрать дань и укрепить над ними власть и влияние Киевского государства.

Князь Владимир проводил большую работу по укреп­лению границ Киевского государства от нападений воин­ственного и сильного народа — печенегов. Для этого на путях к Киеву были построены города-крепости. Можно предполагать, что именнр при Владимире и возник Брянск, как укрепленный город на реке Десне.

В начале.XII века в Брянский край проникает хри­стианство. Киевские князья проводили политику объеди­нения славянских племен, используя для этого христиан­ство, распространяя его в качестве единой государствен­ной религии. (До христианства вятичи, -как и другие славянские племена, обожествляли стихийные силы при­роды —- солнце, гром, ветер:.и т. д.).

Для Киевского государства особенно  важно было распространение христианства среди жителей Брянского края, которые продолжительное время не хотели поко­ряться княжеской власти.

В сороковых годах XII века в связи с распространением христианства,; в нашем крае    появляются зачатки письменности и первые искры просвещения.

Таким образом наш край до XII века входил в состав-Киевского государства, но эта зависимость была яепол-у ной и больше основывалась на дани Киеву, да и за данью киевским князьям приходилось ходить военным-походом и усмирять непокорных вятичей.

Однако в годы тяжелых испытаний, когда на Киев­скую Русь нападали враги, жители нашего края энергич­но и мужественно, вместе с другими славянскими племе­нами, отстаивали независимость русской земли.

Междоусобная борьба князей захватила и наш Брян­ский край. Разоренные   крестьяне,    неуверенные в зав-   . траншем; дне,    бросали   свои родные места и уходили в лесные Дебри. Автор «Слова о полку Игореве» очень яр­ко охарактеризовал результаты княжеских раздоров:

«...Тогда на русской земле редко раздавались крики
земледельцев, но часто каркали вороны, деля между со­
бой трупы, часто говорили свою речь галки, собираясь
на добычу.

...Сказал брат брату;— это мое и это мое же .и.за малое стали ккязья готовить большое, начали еавд-i на себя ковать крамолу, а поганые со всех сторон приходи-ли-на-землю русскую.

...Застонали города русские: тоска- разлилась по рус­ской земле...».

В «Славе» рассказывается, как эти междоусоби­цы привели к лоражен-ию войск Игоря Северското, Все­волода Трубчевекого, Святослава Черниговского и дру­гих в битве с половцами близ реки Калке в 1186 году. Эти междоусобицы привели далее к уничтожению в 1223 году татарами на реке Калке союзных войск князей юго-западной Руси и к -завоеванию русских земель татарами в 1240 году, а затем к захвату (западной Руси (в том числе я Брянского края) Литвой в  1356 году.