СтраницаКазанской 

Церковь Казанской Божией Матери в Новоселках Брянский район Брянской области

Церковь Казанской Божией Матери расположена в центре села Новоселки на возвышенном берегу реки Судость

Еще издали, при приближении к селу, возникает чудное виденье, "плывущее" над равниной Судости и господствующее над ней, над застройкой села и, кажется, в небо. Конечно, это изящнейший каменный Храм в честь иконы Божией Матери Казанская.

Не найдено документальных данных о дате построения хрома. Язык его архитектурных форм дает основание считать временем создания последнюю треть XVIII века. Поклонник красоты и всего изящного, XVII век наложил отпечаток своих вкусов и на брянской земле.

Церковь Казанской Божией Матери построена помещиком Василием Александровичем Небольсиным.

ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Владимирской иконы Божией Матери, Кирилла и Афанасия Александрийских
      Год постройки: между 1780 и 1810.
      Адрес: Брянская область, Брянский район, село Новосёлки.

      Храм в селе Новоселки упоминается с давних времен. Так, среди храмов Брянского уезда, разоренных в годы Смутного времени, указывается и деревянный храм в Новоселках. К 1760 г. храм пришел в ветхость, что побудило здешнего помещика В.А. Небольсина возвести новый каменный храм, существующий и доныне. Храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских.

Церковь Казанская в Новосёлках Брянского района (барокко, вторая половина XVIII в.)

НОВОСЕЛКИ. Казанская церковь, сер. XIX в.

Еще издали при приближении к селу возникает чудное виденье, «плы­вущее» над равниной Судости и господствующее над ней, над заст­ройкой села и, кажется, в небе. Конечно, это изящнейший каменный храм во имя Казанской Божией Матери.

Не найдено доку­ментальных данных о дате построения храма. Язы к его архитектурных форм дает основание считать временем со­здания последнюю третьXVIII века. Поклон­ник красоты и всего изящного, XVIII век ос­тавил отпечаток своих вкусов и на Брянской земле. Мы знаем, хотя и не видим ныне, что еще до 1920-х годов здесь существовал це­лый архитектурный ан­самбль, состоявший из двух каменных храмов: поныне сохранившей­ся в израненном виде церкви Казанской Бо­жией Матери и постро­енной в 1851 году Пет­ром Павловичем Небольсиным — местным помещиком — Петропавловской церкви. Какой была архитектура этой последней, можно лишь догадываться.

Церковь Казанской Божией Матери построена помещиком Василием Алек­сандровичем Небольсиным. Храм имел четыре алтаря: главный — во имя Казанской Божией Матери и три придельных — во имя Святителя и Чудо­творца Николая, Владимирской Божией Матери и святых патриархов Алек­сандрийских Кирилла и Афанасия.

По своему типу храм бесстолпный, одноапсидный, одноглавый «восьмерик на четверике», с четырехъярусной колокольней в одной связи с церковью.

Пространственное построение памятника — это хорошо найденные со­отношения его основных масс: объема церкви, грандиозной колокольни и низкихтрапезной и алтаря. Выразительность архитектуры церкви достигну­та за счет простых, но изящных соотношений как в целом, так и в отдельных частях. Красивы пропорции колокольни и объема церкви, находящихся друг от друга на хорошо найденном расстоянии. Силуэты этих основных частей богаты разнообразием линий и форм.

Фасады храма отражают архитектуру переходного периода от стиля рус­ское барокко к раннему классицизму. На смену живописным, игривым фор­мам барокко пришли более строгие классицистические элементы члене­нии и декора. Хотя формы наличников у проемов, укрепление углов пучка­ми пилястр и лопаток, сложная форма главы над церковью и общая живо­писность объемных сочетаний — явные следы стиля барокко.

Расположена в центре села на берегу р.Судость, доминирует в окружающем ландшафте.Построена на средства помещика В.А.Небольсина.
Высокий двусветный четверик храма (с тремя небольшими проемами внизу и одним широким вверху) несет крупный восьмерик с маленькой главкой на восьмигранной шее.Композицию разнообразят низкий прямоугольный алтарь с полукруглым выступом апсиды в центре и короткая трапезная в три окна с поперечно ориентированной папертью.Главному массивному объему противопоставлена изящная трехъярусная колокольня, возвышающаяся над центром паперти. Её нижний четверик почти глухой, а ярус звона со срезанными углами служит как бы переходом к округлому в плане верхнему ярусу, увенчанному куполом со шпилем.
Фасадный декор храма выдержан в барочных традициях.По краям объемов помещены плоские, не захватывающие углы пилястры, в завершении простые антаблементы. Наличники проемов четверика имеют лучковые и фигурные, восходящие к "нарышкинскому" стилю завершения из штукатурных тяг; наличники восьмерика рамочные, с концентрическими кругами над ними. Оформление колокольни носит классицистический характер, особенно в верхних ярусах с парными пилястрами по сторонам арочных проемов и фронтонами.
Свободно развитое вверх подкупольное пространство с восьмериком на четырехступенчатых тромпах перекрыто восьмигранным сомкнутым сводом. Этот обширный трехсветный объем связан с трапезной двумя, а с алтарем четырьмя арочными проемами, расположенными несколько необычно - несимметрично относительно продольной оси храма. В южной части трапезной стена с проемом отделяет небольшой придел, открытый с запада в небольшую палатку паперти. Из северной части паперти на колокольню ведет лестница во внутренней стене. У алтаря - вытянутый по оси север-юг лотковый свод с конхой над апсидой. Все помещения трапезной и паперти перекрыты коробовыми, полулотковыми и крестовыми сводами. Кроме основного престола в церкви было три придела: Николая Чудотворца, Владимирской иконы Богоматери и Кирилла и Афанасия Александрийских.