СтраницаКарачев

Карачев Брянщина

Карачев — один из древ­нейших городов области. Впервые упоминается в Лав-рентьевской летописи за 1146 год, когда он был уже зна­чительным городом Новгород-Северского княжества. В переводе с тюркского слово «Карачев» обозначает «черный лес». Полагают, что это слово аварское; ава­ры — это исчезнувшее племя обров (о которых с древ­ности существует поговорка «погибоша аки обры»). По-видимому, позже здесь обитали вятичи; в 964 году их завоевал и включил в состав Киевского государства воинственный князь Святослав Игоревич, тот самый, ко­торый совершал поход за Дунай и даже хотел основать свою столицу на территории нынешней Болгарии.

Карачев был разгромлен татарами в начале ХШ века. До нашего времени на окраине города сохранились ос­татки «татарского вала» — оборонительного укрепления,

которое, вероятно, было возведено в целях защиты насе­ления от татарских набегов. Существует также мнение, что эти рвы и валы относятся еще к домонгольскому вре­мени, являясь остатками княжеского детинца, или посада.

Мощные рвы и валы с остатками деревянных стен и башен на гребнях последних еще существовали во вто­рой половине XVIII века.

Судя по топографии города, он расположен на ров­ном месте, а река Снежеть слишком мала, чтобы быть сколько-нибудь значительной преградой, — естествен­ными дополнениями к этим оборонным сооружениям могли быть только леса и болота (в нынешнее время в окрестностях Карачева леса есть, но они не производят впечатления романтической «дремучести»...).

В начале XV века город уже принадлежал Москов­скому государству, затем подпал под власть Литвы, а с 1603 года снова утвержден за Москвой. При Иване Грозном проводятся большие работы по укреплению Ка­рачева как пограничной крепости. В эпоху так называе­мого Смутного времени город не раз переходил из рук в руки. Вскоре Карачев был начисто разорен и в 1618 го­ду представлял собой груду развалин. Все уцелевшие жи­тели переселились в город Волхов.

К тому же город неоднократно подвергался набегам крымских татар, продвигавшихся дальше на север по проходизшей в этих местах так называемой «свиной дороге».

Если ко всему этому добавить, что во время Великой Отечественной войны гитлеровцы фактически почти унич­тожили Карачев (из девяти тысяч городских жилых до­мов уцелело лишь несколько десятков), то станет оче­видным, что в настоящее время памятников старины осталось в Карачеве мало. Их всего два, и они не ука­заны даже в специальной литературе. Это оригинальной архитектуры Воскресенская церковь XVII века за рекой Снежетью, а также Михайловская церковь второй поло­вины XVIII века.

ПАМЯТНИКИ ГОРОДА КАРАЧЕВА И ЕГО ОКРЕСТНО­СТЕЙ. Известно, что еще в XVI веке в Карачеве, в при­городной слободе Бережках, существовал монастырь — Тихонова Воскресенская мужская пустынь. Предание гласит, что в это время, а возможно позже, иеромонах Тихон  «подвизался» на столпе, возвышавшемся над цер

ковью монастыря, то есть вел образ жизни аскета в по­сте и молитве, изнуряя свое тело самым чудовищным об­разом (наподобие отца Пафнутия в очаровательной по­вести Анатоля Франса «Таис», проводившего время та­ким же образом на одиноко стоявшей колонне в Ниль­ской пустыне).

Признаться, нашему современнику трудно предста­вить подобного рода времяпрепровождение на столпе... Сказания о «столпниках», скорее всего, похожи на леген­ды. Как бы там ни было, но примечательно вот что: со­гласно карачевскому преданию, русский монах Тихон свои молитвы на таком столпе сочетал с несением опре­деленной и весьма необходимой по тому времени служ­бы: под рукой Тихона на «столпе» находился вестовой колокол, в который он и бил в случае появления та-тар^ и тем самым предупреждал горожан о приближав­шейся опасности. Духовные нужды вполне сочетались с мирскими заботами   того   беспокойного    времени.,, От местных старожилов и сейчас можно услышать похожие на красивую легенду рассказы о деяниях этого иеромо­наха.

Воскресенская церковь бывшей Тихоновой пустыни сохранилась до наших дней. И на углу ее, в том месте, где трехэтажный четверик переходит в восьмерик, воз­вышается необычного вида башня-столп — единствен­ный в своем роде пример во всей истории русской архи­тектуры. Церковь эту по ее формам можно отнести ко времени не позже XVII века (с запада примыкает клас­сических форм колокольня, построенная в 1822 году). Следовательно, сохранившаяся церковь была построена на месте той, вероятно, деревянной, на которой Тихон молился и наблюдал за приближением татар. А в па­мять об этом примечательном событии и была на новой каменной церкви возведена башня-столп. Впрочем, этот интересный во всех отношениях памятник заслуживает тщательного изучения, после чего только и можно вы­нести достоверное суждение о его истории, в частности о назначении ныне возвышающегося столпа.

Сохранившаяся Михайловская церковь построена в XVIII веке, ее композиция и стилистические формы от­ражают переход от стиля барокко к классицизму. Раз­витый четырехлепестковый план характерен для бароч­ных зданий, а строгое наружное убранство и центрич-ность композиции свойственны приемам классицизма. Примыкающий с запада притвор построен позднее. Зда­ния подобного типа были распространены на Украине, где они ставились, так же как и в Карачеве, на откры­тых, свободных пространствах, что логически соответ­ствовало равноценной художественной выразительности всех четырех фасадов. Эти здания воспринимаются как стоящий на площади монумент, их нельзя себе предста­вить в ряду обычной    окученной    городской застройки.

История и современность... О событиях Великой Оте­чественной войны напоминает стоящий на площади Ка-рачева знаменитый танк Т-34, водруженный на высокий гранитный постамент.

В семи километрах к северо-востоку от Карачева на­ходился Одринский Николаевский мужской монастырь. uo преданию, он существовал около пятисот лет. Покро­вителями и вкладчиками монастыря были князья Тру­бецкие и Барятинские. К древним храмам монастыря относились Знаменская церковь, построенная в 1707 го­ду, и Николаевская — в 1710-м. Монастырь был окру­жен каменной стеной с четырьмя башнями по углам и въездными воротами. До наших дней сохранились толь­ко трапезная и настоятельский корпус.