СтраницаКамозин Павел Михайлович

Камозин Павел Михайлович Брянск - лётчик

В небе Камозин!
Текстом открытым, не азбукой Морзе
Эфир, раскалённый от боя, кипел:
«Ахтунг! Ахтунг! В небе Камозин!»
Асов люфтваффе сбивать он умел.
 Но и они были тоже не «шохи»
И сыпались хлопцы, как груши в саду…
Но не было мига на ахи и охи
В этом крутящемся чёрном аду.
В «фоккеров» стаи с усмешкой вгрызался:
Аж колотило в напряге штурвал!
Лишь бы ведомый не зазевался,
И пулемёт лишь бы не оплашал.
Полёт его смелый давно оборвался,
Но чую – мотор самолёта гудит.
Он в небе остался.
И в сердце остался.
А значит – живёт он.
А значит – летит.

 

Пятерка советских истребителей, возглавляемая П.М. Камозиным, летела над побережьем Черного моря. На высоте трех тысяч метров в районе Шаумяна заметили большую группу фашистских самолетов. Они шли ниже. «Что делать? Противник значительно превосходит по численности», — думал ведомый. Решили атаковать. Наши летчики имели преимущество в высоте. К тому же шли со стороны солнца — это выгодно. Разгорелся жаркий бой. Успех решили отчаянная смелость и мастерство, железная выдержка. Было сбито шесть фашистских самолетов.
Однажды командир звена 236-го истребительного авиаполка П.М. Камозин и Владимир Владыкин, возвращаясь со «свободной охоты», заметили вражеский транспортный самолет, сопровождаемый шестеркой истребителей. «Тут что-то не то, — подумал Павел Михайлович, — слишком сильное прикрытие».
Было решено уничтожить самолет. Но надо сбить его с первого раза. Второй раз атаковать не удастся: «мессершмитты» не позволят. Командир приказал прикрыть его и пошел в атаку. Очередь, другая, третья. Самолет задымил. Советские «ястребки» нырнули в облака и ушли от преследования. Потом стало известно, что на сбитом транспортном самолете летели восемнадцать фашистских генералов и полковников... П.М. Камозин воевал в четвертой и пятой воздушных армиях. Совершал боевые вылеты на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку противника. В воздушных боях прославленный летчик сбил 29 самолетов противника лично и 13 в группе. Звания Героя Советского Союза он удостоен дважды: в мае 1943 года и в июле 1944-го.
После войны П.М. Камозин не расстался с авиацией — работал в Брянском аэропорту.
На родине, в Бежицком районе областного центра, установлен бюст дважды Герою. Его именем названы аэроклуб, который он заканчивал, работая слесарем на заводе «Красный Профинтерн», а также улица и школа. В Брянске проводится в его честь всесоюзный турнир по борьбе.
Звание почетного гражданина города Брянска присвоено в сентябре 1966 года.

Звезды сделал сам

В январе 45-го Камозин выполнял очередной бое­вой вылет. На подлете к польскому Данцигу группа попала под обстрел зени­ток. Мотор «Аэрокобры», на которой летел коман­дир эскадрильи, вдруг оста­новился... Самолет в кру­том пике рухнул на зем­лю. Камозин остался жив, но сломал обе ноги. Левую даже хотели ампутировать.

Победу Павел Михайлович встретил в госпитале.

В 46-м Камозин ушел в запас, вернулся в родную Бежицу, устроился инструк­тором в аэроклуб.

— Со своей будущей суп­ругой Лидией Яковлевной он познакомился в начале 50-х, — рассказывает Ната­лья Никеенко. — Молодые люди встретились на тан­цах благодаря счастливому случаю — в тот вечер Лидии выпала очередь надеть туф­ли, которые она делила с сестрой. Кстати, во время войны девушка была в под­полье, собирала информа­цию для отряда Виногра­дова. У Камозиных роди­лось двое детей: сын Павел и дочь Ольга.

После войны за наградами героя шла едва ли не охота.

— Однажды, году пример­но в 60-м, на Павла Михай­ловича напали — хотели украсть золотые звезды, — говорит Наталья Никеен­ко. — Тогда он сам выточил из металла другие звезды и обычно носил их вместо настоящих. А в 70-х годах к Камозиным пришел моло­дой человек, представился журналистом из столицы. Дома была только Лидия Яковлевна. Гость сказал, что хочет написать статью о герое, попросил пока­зать мундир Павла Михай­ловича. И вдруг сорвал с него звезды и убежал. Толь­ко он не знал, что награды — муляж.

Всю жизнь Павел Михай­лович проработал в авиа­ции. Сам уже не летал, мешали старые раны, учил молодых. В 82-м году при­езжал на открытие музея своего имени в 11-ю шко­лу. А через год, в 66 лет, про­славленный ас ушел из жиз­ни. Проводить его в послед­ний путь пришел почти весь город...

Среди наград летчика-легенды:

Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза Орден Ленина

2 ордена Красного Знамени Орден Александра Невского Орден Отечественной войны 1-й степени

Звание «Почетный гражданин Брянска»

Летное звено после очередного боевого задания. Первый слева Павел Камозин. 1943 год.

Фото из школьного музе Павла Камозина брянской школы №11.

Выборы в Верховный Совет СССР. 1952 год.

С Победой, сынок...

П..М. Камозин на открытии музея в школе № 11

Семейный снимок. 1983 год.

 

  • Павел Михайлович Камозин (3 (16) июля 1917(19170716) — 24 ноября 1983) — советский лётчик-истребитель, командир эскадрильи, дважды Герой Советского Союза, капитан.

Биография

Павел Михайлович Камозин родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне район города Брянска) в семье рабочего.

В 1931 году окончил 6 классов школы и поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ). После окончания училища работал слесарем на заводе «Красный Профинтерн» (ныне ОАО «Брянский машиностроительный завод»). В 1934 году начал учиться в Бежицком аэроклубе. В РККА с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов (ныне Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков), после окончания которой работал лётчиком-инструктором.

Боевой путь в Великой Отечественной войне

Свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну командир звена, младший лейтенант П. М. Камозин совершил 23 июня 1941 года на истребителе «И-16». В этом бою был ранен в ступню. После госпиталя работал в штабе 44-й истребительной дивизии.

5 августа 1941 года медкомиссией допущен к полётам и до 27 декабря 1941 года в составе 275-го бомбардировочного авиаполка.

С 27 декабря 1941 года по октябрь 1942 года — лётчик, затем лётчик-инструктор 253-го запасного авиационного полка. За это время, не только сам в совершенстве овладел техникой пилотирования самолёта ЛаГГ-3, но и научил и выпустил 40 лётчиков.

После неоднократных просьб,  направлен на фронт. С октября по декабрь 1942 года — командир звена в 246-м истребительном авиационном полку. В первом же воздушном бою на туапсинском направлении, под селом Шаумян лично сбил 3 гитлеровских истребителя «Ме-109 F». Также в течение октября сбивает вооружённый четырьмя пушками и шестью пулемётами бомбардировщик — «Do-217».

С 18 декабря 1942 года — заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка.

К концу марта 1943 года младший лейтенант Камозин совершил 82 боевых вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие войск, разведку и штурмовку. В 23-х воздушных боях лично сбил 12 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Камозину Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После переучивания на самолёт «Аэрокобра» получает назначение в 66-й истребительный авиаполк 329-й истребительной дивизии и вскоре становится командиром эскадрильи. В боях за Севастополь лётчики эскадрильи Камозина сбили 64 самолёта противника, 19 из которых сбил лично командир эскадрильи.

31 декабря 1943 года при возвращении из воздушной разведки Камозин обнаружил транспортный самолёт противника в сопровождении большого числа истребителей. Он атаковал его и сбил. В самолёте погибли 18 немецких генералов, которые направлялись в Севастополь.

1 июля 1944 года Камозину было присвоено второе звание Героя Советского Союза.

20 января 1945 года, выполняя боевой вылет, из-за отказа двигателя потерпел аварию: самолёт разбился, Камозин сильно пострадал и долго находился в госпитале.

Всего за время Великой Отечественной войны Павел Михайлович Камозин выполнил 186 самолётовылетов, провёл 90 воздушных боёв и лично сбил 35 самолётов противника (Ме-109 — 17, Ю-87 — 10, ФВ-190 — 2, Ме-110 — 1, До-217 — 1, ФВ-189 — 1, Ю-88 — 1, Ю-52 — 1, Хе-111 — 1)[1]. Ещё 13 самолётов сбил в составе группы.

После войны с 1946 года работал в гражданской авиации. Проживал в городе Брянск.

Скончался 24 ноября 1983 года, похоронен в Брянске.

Награды

  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1148
  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 23
  • орден Ленина
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Александра Невского
  • орден Отечественной войны I-й степени
  • медали

Память

Почетный гражданин Брянска (1966). В сквере у Дворца Культуры БМЗ установлен бронзовый бюст П. М. Камозина (скульптор М. Г. Манизер, 1955). Имя П. М. Камозина присвоено авиационно-спортивному клубу и улице в Бежице (до 1983 – Больничная). В брянской средней школе №11 открыт музей Героя.

Бюст Камозина в Бежице. Фото И. Сиваева, 25 августа 1955 г

Камозин Михаил Павлович

сын легендарного Павла Михайловича Камозина,
дважды Героя Советского Союза, летчика-испытателя.
Камозин Михаил Павлович
Реймерс, Г.К. Камозин М.П. «Внимание! В небе Камозин!»: документально-художественная повесть/ Г.К. Реймерс, М.П. Камозин.- Брянск