СтраницаКаменная

Свенский  монастырь Каменная песня: Сретенская церковь.

Сретенская церковь надвратная, над северными «святыми» воротами – главным входом и въездом в монастырь. Это третье по древности сооружение Свенского архитектурного ансамбля. Она сооружена на том месте, в древности отмеченном крестом, где князь Роман получил легендарное исцеление от слепоты. Сюда приводила дорога из Брянска.

В 1681 году «церковь Сретения Господа Иисуса Христа» уже существовала, но когда была построена, документальных сведений нет. По-видимому, она строилась до 1678 года – под этой датой упомянута в книге вкладов монастыря.

Церковь, в плане прямоугольная, имеет трехчастное деление основного объема: алтарь, церковь и трапезная. Они, в сущности, составляют одно вытянутое вдоль монастырской стены помещение, членящееся внутри лишь пилястрами на боковых стенах. К трапезной примыкает более низкий притвор, в котором размещалась лестница входа в церковь. Все эти помещения расположены на втором этаже. Нижний этаж занят проездом и проходами, помещением привратника и папертью. Церковь невелика. Ее габаритные размеры в плане – 8,5 м. ширины и 21,5 м. длины. Как и все другие постройки монастыря, Сретенская церковь построена из кирпича местной выделки.

Храм имеет ярусное построение. Нижний этаж его прорезан двумя арками под центральной частью и одной под алтарем. Второй, основной этаж, четко расчленен лопатками – узкими, плоскими выступами стены – на три части. Эти членения – отражение на фасадах внутреннего деления церкви. Каждая часть имеет свое вертикальное продолжение в трех световых барабанах. Средний из них – самый главный: он расположен над храмовым залом, поэтому он больше боковых и богаче украшен. Это классический русский восьмерик, стоящий на четверике средней части. Он занял ее всю. Его меньшим «братьям», расположенным над трапезной и над алтарем – по сторонам главного, пришлось потесниться и сократиться в размерах. Соответственно, и их наряд немножко скромнее. Барабан над трапезной – тоже восьмерик. Но, что такое? Барабан над алтарем… «шестерик»! Форма, в русской архитектуре весьма редкая. В чем причина такой неожиданной вольности? Находчивость зодчего. В самом деле, объем церкви расчленен внутренне и внешне на три неравные части: большая средняя, несколько меньшая трапезная и еще меньшая алтарная. Если над алтарем поставить такой же восьмерик, как и над трапезной, то он встанет «впритык» к центральному восьмерику, между ними не будет просвета.

Некрасиво – скажет всякий. Вот тут и понадобилась находчивость зодчего. Он увидел выход в замене традиционного восьмерика «шестериком». Сохранил, таким образом, одинаковость интервалов между барабанами. А так, поди, считай грани, зритель! Никто этого не замечает. Художественный эффект  спасен. Пример, характерный для свободно лепящейся пластики древней русской архитектуры.

Все завершения церкви трехъярусные. Барабаны покрыты пологими шатрами. Каждый из них увенчан меньшим барабаном. Средний световым, алтарный и трапезный глухими. Они покрыты гранеными куполами, на которых стоят третьи, глухие декоративные барабанчики, крытые вогнутыми шатриками – шейками маленьких луковичных главок. Все главки несут крупные ажурные, очень красивые кресты с бусами на свисающих цепях.

Богатству объемного построения памятника вторит декоративный убор фасадных плоскостей. От совершенно неукрашенного нижнего этажа декор усложняется и развивается кверху и завершается золотой вязью крестов.

Разновеликость и размещение на разных уровнях окон второго этажа воспринимается как неотъемлемый элемент достижения живописности фасадов. Применены три вида наличников окон прекрасного барочного рисунка. Особенно пластичны и нарядны «вспенившиеся» волнами наличники светового центрального барабана. Во всех наличниках использованы трехчетвертные изящные колонки, поддержанные выступающими из стены кронштейнами. Углы всех барабанов украшены трехчетвертными колонками, придающими объемам удивительную легкость и изящество. Все карнизы раскрепованы над лопатками и колонками, увеличивая светотеневую лепку деталей. Карнизы не имеют больших выносов и состоят из различных наборов тянутых элементов. Только карниз центрального восьмерика выделен поясом зубчатых городцов.

Рисунок колонок и наличников окон – прекрасный и тонко проработанный образец декора архитектуры московского барокко.

Архитектурное оформление церкви в прошлом дополнялось росписями стены северного фасада.

Внутренняя отделка храма неоднократно изменялась и даже в описи 1681 года о ней ничего не сказано. Упоминаются лишь видимо достойные внимания «в церкви царские двери оправы медныя литыя прибиты по следе». Великолепный иконостас  ее был выполнен позже, в ХVIII веке. В его архитектуре видны традиции Растрелли – выдающегося мастера архитектуры русского барокко.

Интерьер храма очень продуманно освещался естественным светом сверху, через световые барабаны. Алтарный «шестерик» имел окно во всех гранях и заливал ровным светом помещение алтаря. Центральный барабан имел по три крупных окна в боковых гранях, бросавших световые потоки на иконостас и в подкупольный зал. Восьмерик над трапезной направлял пучок лучей опять же на иконостас и в зал церкви, восточные грани его поэтому были лишены окон, как и восточная грань центрального восьмерика.

Архитектура Сретенской церкви нарядная и живописная, лишена строгости и культовой суровости. Язык архитектурных форм легкий и узорчато-веселый придает образу церкви гражданский, светский, жизнерадостный облик. Она похожа на богатые палаты боярина больше, чем на благочестивый «дом Бога».

Сретенская церковь занимала важное место в архитектурном ансамбле монастыря. Ее трехглавое завершение являлось переходным элементом в ритме завершений основных сооружений, нарастающем от одноглавия большинства сооружений к пятиглавию собора. Оно как бы готовило главный эффект и роднило его с подчиненным окружением.

Как своим объемным построением, так и всем характером архитектуры, этот памятник значительно обогащал весь строй архитектуры ансамбля, вносил в него свои жизнеутверждающие, бодрые мелодии, выразительно звучащие, но не вырывающиеся из общего хора.

В 1930-годы церковь была «обезглавлена», полуразрушенная она простояла до начала 1980-х гг.