СтраницаКаменная

Каменная школа Бежица

Двигаясь по Елецкой улице (ныне улица Комсомольская), доходим до так называемой каменной школы и отходящей от нее перпендику­лярно Никольской улицы (современный Бульвар 50-лет Октября).

К 1911 году Брянский завод имел 11 учебных заведений: 5 начальных училищ, церковно-приходское, 2-классное министерское, городское, школа ремесленных учеников, низшая ремесленная школа и женская 8-классная гимназия.

Постепенно развивая дело народного образования, Брянский завод с 1898 года осуществил у себя всеобщее начальное образование. На­чальная школа помещалась в пяти зданиях, расположенных для удобства в разных районах рабочего поселка. Три школы деревянной постройки были открыты одновременно в 1898 году. Четвертая школа, каменная, по­строена в 1900 году в память 25-летнего существования завода, и пятая, деревянная, открыта в 1910 году.

Кроме классных помещений в каменном училище (каменной школе) имелся зал, вмещавший до 1500 человек и предназначенный для устрой­ства в нем спектаклей, концертов, чтений и других развлечений для наро­да и учеников.

Здание каменной школы разрушено в годы Великой Отечественной во­йны. На этом месте в наши дни находится сквер имени А. А. Морозова.

Бежица. Заводская начальная школа («Каменное училище»)

 

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА.

Во 2-м городском училище, открытом в Привокзальной слободе в октябре 1900 года, оканчивает курс первый выпуск. Он состоит из 10 учеников, из которых почти все оканчивают с наградой. Надо заметить, что все они были приняты из разных школ прямо в 4-е отделение, почему им пришлось 4-х годичный курс пройти в 3 года. 30 мая*, в день акта, дружная семья наставников и учеников во главе с почетных смотрителем празднует благополучное окончание трехгодичного упорного труда... Знаменательный и самый счастливый день в жизни училища! Для учителей и учеников это тот маяк, который одновременно обозначает намеченную цель и тихое пристанище для запаса сил и энергии на будущие тяжелые труды и борьбу с бушующими волнами житейского моря. Чтобы этот маяк был ярче и еще сильнее возбуждал рвение тружеников, следовало бы ознаменовать его чем-либо существенным, напр., учреждением общества вспоможения или стипендии в пользу недостаточных учеников училища. Кроме материальной пользы то и другое служило бы связью между училищем с одной стороны и местным населением и оканчивающими курс питомцами — с другой. Теперь же своевременно возобновить ходатайство перед начальством железных дороге обе учреждении при училище дополнительных курсов жел<езно>-дор<ожного> счетоводства и телеграфного искусства. Ведь почти все оканчивающее курс пойдут на жел<езно>-дор<ожную> службу. Преподавателями дополнительных предметов могли бы быть местные жел<езно>-дор<ожные> служащие. От этого только выиграли бы ж<елезные> дороги, нуждающиеся в знающих и умелых работниках. Обе этом, впрочем, до другого раза, а теперь, «в надежде славы и добра», от всей души пожелаем училищу дальнейшего процветания, а его деятелям — силы и здоровья на многие, многие лета!

Amicus».

Орловский вестник. – 1903. – 11 июн. (29 мая) (№139)