КАМЕННАЯ ПЕСНЯ БРЯНЩИНА
Сретенская церковь надвратная над северными «святыми» воротами - главным входом и въездом в монастырь. Это третье по древности сооружение Свенского архитектурного ансамбля. Она сооружена на том месте, в древности отмеченным крестом, где князь Роман получил легендарное исцеление от слепоты. Сюда приводила дорога из Брянска.
Сретенская церковь (1670-е гг.)
В 1681 году «церковь Сретения Господа Иисуса Христа» уже существовала, но когда была построена - документальных сведений нет. По-видимому, она строилась до 1678 года - под этой датой упомянута в книге вкладов монастыря.
Церковь, в плане прямоугольная, имеет трехчастное деление основного объема: алтарь, церковь и трапезная. Они, в сущности, составляют одно вытянутое вдоль монастырской стены помещение, членящееся внутри лишь пилястрами на боковых стенах. К трапезной примыкает более низкий притвор, в котором размещалась лестница входа в церковь. Все эти помещения расположены на втором этаже. Нижний этаж занят проездом и проходами, помещением привратника и папертью. Церковь невелика. Ее габаритные размеры в плане - 8,5 м ширины и 21,5 м длины. Как и все другие постройки монастыря, Сретенская церковь построена из кирпича местной выделки. Храм имеет ярусное построение. Нижний этаж его прорезан двумя арками под центральной частью и одной под алтарем. Второй, основной этаж, четко расчленен лопатками -узкими, плоскими выступами стены - на три части. Эти членения - отражение на фасадах внутреннего деления церкви. Каждая часть имеет свое вертикальное продолжение в трех световых барабанах. Средний из них - самый главный: он расположен над храмовым залом, поэтому он больше боковых и богаче украшен. Это классический русский восьмерик, стоящий на четверике средней части. Он занял ее всю. Его меньшим «братьям», расположенным над трапезной и над алтарем - по сторонам главного, пришлось потесниться и сократиться в размерах. Соответственно и их наряд немножко скромнее. Барабан над трапезной - тоже восьмерик. Но, что такое? Барабан над алтарем... «шестерик»! Форма в русской архитектуре весьма редкая. В чем причина такой неожиданной вольности? Находчивость зодчего. В самом деле, объем церкви расчленен внутренне и внешне на три неравные части: большая средняя, несколько меньшая трапезная и еще меньшая алтарная. Если над алтарем поставить такой же восьмерик, как и над трапезной, то он встанет «впритык» к центральному восьмерику, между ними не будет просвета.
Некрасиво - скажет всякий. Вот тут и понадобилась находчивость зодчего. Он увидел выход в замене традиционного восьмерика «шестериком». Сохранил, таким образом, одинаковость интервалов между барабанами. А так, поди, считай грани, зритель! Никто этого не замечает. Художественный эффект спасен. Пример, характерный для свободно лепящейся пластики древней русской архитектуры.
Все завершения церкви - трехъярусные.
Сретенская церковь. Вид в начале XX в.
Барабаны покрыты пологими шатрами. Каждый из них увенчан меньшим барабаном. Средний - световым, алтарный и трапезный -глухими. Они покрыты гранеными куполами, на которых стоят третьи, глухие декоративные барабанчики, крытые вогнутыми шатриками-шейками маленьких луковичных главок. Все главки несут крупные ажурные, очень красивые кресты с бусами на свисающих цепях.
Богатству объемного построения памятника вторит декоративный убор фасадных плоскостей. От совершенно неукрашенного нижнего этажа декор усложняется и развивается кверху и завершается золотой вязью крестов.
Разновеликость и размещение на разных уровнях окон второго этажа воспринимается как неотъемлемый элемент достижения живописности фасадов. Применены три вида наличников окон прекрасного барочного рисунка. Особенно пластичны и нарядны «вспенившиеся» волнами наличники светового центрального барабана. Во всех наличниках использованы трехчетвертные изящные колонки, поддержанные выступающими из стены кронштейнами. Углы всех барабанов украшены трехчетвертными колонками, придающими объемам удивительную легкость и изящество. Все карнизы раскрепованы над лопатками и колонками, увеличивая светотеневую лепку деталей. Карнизы не имеют больших выносов и состоят из различных наборов тянутых элементов. Только карниз центрального восьмерика выделен поясом зубчатых городцов.
Рисунок колонок и наличников окон - прекрасный и тонко проработанный образец декора архитектуры московского барокко.
Архитектурное оформление церкви в прошлом дополнялось росписями стены северного фасада.
Внутренняя отделка храма неоднократно изменялась и даже в описи 1681 года о ней ничего не сказано. Упоминаются лишь видимо достойные внимания «в церкви царские двери оправы медныя литыя прибиты по следе». Великолепный иконостас ее был выполнен позже, в XVIII веке. В его архитектуре видны традиции Растрелли - выдающегося мастера архитектуры русского барокко.
Интерьер храма очень продуманно освещался естественным светом сверху, через световые барабаны. Алтарный «шестерик» имел окно во всех гранях и заливал ровным светом помещение алтаря. Центральный барабан имел по три крупных окна в боковых гранях, бросавших световые потоки на иконостас и в подкупольный зал. Восьмерик над трапезной направлял пучок лучей опять же на иконостас и в зал церкви, восточные грани его поэтому были лишены окон, йак и восточная грань центрального восьмерика.
Архитектура Сретенской церкви нарядная и живописная, лишена строгости и культовой суровости. Язык архитектурных форм легкий и узорчато-веселый придает образу церкви гражданский, светский жизнерадостный облик. Она похожа на богатые палаты боярина больше, чем на благочестивый «дом Бога».
Сретенская церковь занимала важное место в архитектурном ансамбле монастыря. Ее трехглавое завершение являлось переходным элементом в ритме завершений основных сооружений, нарастающем от одноглавия большинства сооружений к пятиглавию собора. Оно как бы готовило главный эффект и роднило его с подчиненным окружением.
Как своим объемным построением, так и всем характером архитектуры, этот памятник значительно обогащал весь строй архитектуры ансамбля, вносил в него свои жизнеутверждающие, бодрые мелодии, выразительно звучащие, но не вырывающиеся из общего хора.