Страница КАМЕННАЯ

КАМЕННАЯ ПЕСНЯ БРЯНЩИНА

Сретенская церковь надвратная над север­ными «святыми» воротами - главным вхо­дом и въездом в монастырь. Это третье по древности сооружение Свенского архитектур­ного ансамбля. Она сооружена на том месте, в древности отмеченным крестом, где князь Роман получил легендарное исцеление от сле­поты. Сюда приводила дорога из Брянска.

Сретенская церковь (1670-е гг.)

В 1681 году «церковь Сретения Господа Иисуса Христа» уже существовала, но когда была построена - документальных сведений нет. По-видимому, она строилась до 1678 года - под этой датой упомянута в книге вкладов монастыря.

Церковь, в плане прямоугольная, имеет трехчастное деление основного объема: алтарь, церковь и трапезная. Они, в сущности, составляют одно вытянутое вдоль монастыр­ской стены помещение, членящееся внутри лишь пилястрами на боковых стенах. К трапез­ной примыкает более низкий притвор, в кото­ром размещалась лестница входа в церковь. Все эти помещения расположены на втором этаже. Нижний этаж занят проездом и прохо­дами, помещением привратника и папертью. Церковь невелика. Ее габаритные размеры в плане - 8,5 м ширины и 21,5 м длины. Как и все другие постройки монастыря, Сретенская цер­ковь построена из кирпича местной выделки. Храм имеет ярусное построение. Нижний этаж его прорезан двумя арками под цен­тральной частью и одной под алтарем. Второй, основной этаж, четко расчленен лопатками -узкими, плоскими выступами стены - на три части. Эти членения - отражение на фасадах внутреннего деления церкви. Каждая часть имеет свое вертикальное продолжение в трех световых барабанах. Средний из них - самый главный: он расположен над храмовым залом, поэтому он больше боковых и богаче украшен. Это классический русский восьмерик, стоя­щий на четверике средней части. Он занял ее всю. Его меньшим «братьям», расположен­ным над трапезной и над алтарем - по сторо­нам главного, пришлось потесниться и сокра­титься в размерах. Соответственно и их наряд немножко скромнее. Барабан над трапезной - тоже восьмерик. Но, что такое? Барабан над алтарем... «шестерик»! Форма в русской архи­тектуре весьма редкая. В чем причина такой неожиданной вольности? Находчивость зодчего. В самом деле, объем церкви расчленен внутренне и внешне на три неравные части: большая средняя, несколько меньшая трапез­ная и еще меньшая алтарная. Если над алтарем поставить такой же восьмерик, как и над тра­пезной, то он встанет «впритык» к центрально­му восьмерику, между ними не будет просвета.

Некрасиво - скажет всякий. Вот тут и пона­добилась находчивость зодчего. Он увидел выход в замене традиционного восьмерика «шестериком». Сохранил, таким образом, оди­наковость интервалов между барабанами. А так, поди, считай грани, зритель! Никто этого не замечает. Художественный эффект спасен. Пример, характерный для свободно лепящей­ся пластики древней русской архитектуры.

Все завершения церкви - трехъярусные.

Сретенская церковь. Вид в начале XX в.

Барабаны покрыты пологими шатрами. Каж­дый из них увенчан меньшим барабаном. Средний - световым, алтарный и трапезный -глухими. Они покрыты гранеными куполами, на которых стоят третьи, глухие декоративные барабанчики, крытые вогнутыми шатриками-шейками маленьких луковичных главок. Все главки несут крупные ажурные, очень краси­вые кресты с бусами на свисающих цепях.

Богатству объемного построения памятни­ка вторит декоративный убор фасадных плос­костей. От совершенно неукрашенного ниж­него этажа декор усложняется и развивается кверху и завершается золотой вязью крестов.

Разновеликость и размещение на разных уровнях окон второго этажа воспринимается как неотъемлемый элемент достижения живо­писности фасадов. Применены три вида налич­ников окон прекрасного барочного рисунка. Особенно пластичны и нарядны «вспенивши­еся» волнами наличники светового централь­ного барабана. Во всех наличниках исполь­зованы трехчетвертные изящные колонки, поддержанные выступающими из стены крон­штейнами. Углы всех барабанов украшены трехчетвертными колонками, придающими объемам удивительную легкость и изящество. Все карнизы раскрепованы над лопатками и колонками, увеличивая светотеневую лепку деталей. Карнизы не имеют больших выносов и состоят из различных наборов тянутых эле­ментов. Только карниз центрального восьме­рика выделен поясом зубчатых городцов.

Рисунок колонок и наличников окон - пре­красный и тонко проработанный образец декора архитектуры московского барокко.

Архитектурное оформление церкви в про­шлом дополнялось росписями стены северно­го фасада.

Внутренняя отделка храма неоднократно изменялась и даже в описи 1681 года о ней ничего не сказано. Упоминаются лишь видимо достойные внимания «в церкви царские двери оправы медныя литыя прибиты по следе». Великолепный иконостас ее был выполнен позже, в XVIII веке. В его архитектуре видны традиции Растрелли - выдающегося мастера архитектуры русского барокко.

Интерьер храма очень продуманно осве­щался естественным светом сверху, через све­товые барабаны. Алтарный «шестерик» имел окно во всех гранях и заливал ровным све­том помещение алтаря. Центральный барабан имел по три крупных окна в боковых гранях, бросавших световые потоки на иконостас и в подкупольный зал. Восьмерик над трапезной направлял пучок лучей опять же на иконостас и в зал церкви, восточные грани его поэтому были лишены окон, йак и восточная грань цен­трального восьмерика.

Архитектура Сретенской церкви нарядная и живописная, лишена строгости и культовой суровости. Язык архитектурных форм легкий и узорчато-веселый придает образу церк­ви гражданский, светский жизнерадостный облик. Она похожа на богатые палаты боярина больше, чем на благочестивый «дом Бога».

Сретенская церковь занимала важное место в архитектурном ансамбле монастыря. Ее трехглавое завершение являлось переход­ным элементом в ритме завершений основ­ных сооружений, нарастающем от одноглавия большинства сооружений к пятиглавию собо­ра. Оно как бы готовило главный эффект и род­нило его с подчиненным окружением.

Как своим объемным построением, так и всем характером архитектуры, этот памятник значительно обогащал весь строй архитек­туры ансамбля, вносил в него свои жизнеут­верждающие, бодрые мелодии, выразитель­но звучащие, но не вырывающиеся из общего хора.