Как это было. Чернобыль и Брянщина. (А.Ф. Войстроченко)
В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла авария с разрушением реактора РБМК-1000 (реактор большой мощности), электрической мощностью 1000 МВт и выбросом огромного количества радиоактивных веществ. Выброшенные из разрушенной зоны реактора в атмосферу радиоактивные продукты деления были разнесены воздушными потоками на сотни и тысячи километров, обусловив радиоактивное загрязнение территорий и оказав негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения. Локализация чернобыльской аварии и ликвидация ее последствий потребовали беспрецедентной мобилизации сил и средств. На эти цели в короткие сроки были направлены огромные ресурсы, к решению проблем были привлечены ведущие ученые и специалисты. С 1994 года после распада СССР работы по ликвидации последствий аварии и реализация федеральных целевых программ осуществляются МЧС России...
Но все это будет потом... А сейчас, как говорят у нас на Руси, все по порядку, день за днем, год за годом, страница за страницей...
Чудовищная катастрофа на Чернобыльской АЭС. Своим страшным черным крылом она накрыла и большую часть территории Брянщины. Вся ли правда сказана? Время все расставит по своим местам. Разве справедливо, что огромные чернобыльские льготы и пенсии имеют те, кто лишь спекулировал на беде, возносил мнимые свои заслуги?! К ним относятся и те, кто даже близко не находился в 30-километровой зоне. А люди скромные, порядочные остались в стороне. Поэтому я и хочу рассказать всю правду. Мне удалось сохранить обширный материал, который кое-кто из новых демократов, как они себя называли, пытался уничтожить в августе 1991-го, когда штурмовали кабинеты и личные вещи работников обкома КПСС.
Читатель спросит: зачем эта книга и почему через столько лет после катастрофы? Во-первых, выросло новое поколение. Аа и старшее поколение со многими важными материалами не знакомо. Во-вторых, многие произвольно трактуют события, высасывая из пальца сведения о той беде, которая постигла нас. Стараются исказить работу партийных и советских органов, как говорят в народе, бросить тень на плетень. Ааже прокурорам поручали разобраться (об этом в следующих главах). Поэтому о роли средств массовой информации, о вкладе работников радио, телевидения, областных, районных и многотиражных газет, о массово-политической и организаторской работе будет сказано отдельно. Так же, как и о работе по возрождению земли-кормилицы, о строительстве жилья и дорог, радиофикации и телефонизации, о работе медицинских работников, народного образования.
Каждый из нас отвечал за положение дел в целом по области. Но чтобы не ездить друг за другом в районы, а нести персональную ответственность, глубоко знать состояние дел, определили, что я буду отвечать за Красногорский район, И.Я.Поручиков — за Новозыбковский, Н.Н.Зеболов (второй секретарь ОК КПСС) — за Климов-ский, В.М.Беликов (первый зам. предобл-исполкома) — за Гордеевский, А.К.Костю-ченко (зам. председателя облисполкома) — за Клинцовский районы.
Первые официальные данные о радиационной обстановке в области поступили только в сентябре 1986 года, когда приехала бригада ЦК КПСС готовить наш отчет на комиссии в ЦК КПСС. После звонка В.И.Воротникова 29 апреля я пригласил членов бюро обкома КПСС, где доложил о звонке сверху, что видел и слышал в Новозыбкове. Договорились, что председатель облисполкома И.Я.Поручиков своим решением образует при облисполкоме оперативную группу, такие же группы будут созданы во всех районах. Времени в обрез. Наметили выехать в закрепленные районы 29 апреля, а 30 апреля, накануне празднования 1 Мая, обменяться итогами поездки. Сейчас отдельные знатоки обвиняют нас: зачем, мол, проводили митинги и демонстрации 1 Мая? А как с демонстрацией в Киеве, где все всё знали?! В Красную Гору отправились на специально оборудованной машине Гражданской обороны начальник штаба полковник В.И.Сорокин, дозиметристы, мой помощник Л.П.Демин. Я, чтобы не терять времени, вылетел на самолете.
В аэропорту встретили первый секретарь райкома КПСС В.И.Курашин и председатель райисполкома Ф.К.Корнеенко, который остался для решения оперативных вопросов на месте. А мы с Владимиром Ильичом на уазике поехали через Заборье, не напрямую в колхоз имени Чапаева, а через поселок Нижняя Мельница.
Это был утопающий в зелени, благоухающий от цветов и садов поселок: ухоженные деревенские домики, посередине чудесный пруд. 26 дворов, в которых проживали 63 человека, в том числе 17 трудоспособных, двое детей до семи лет, четыре школьника, 36 пенсионеров, одна беременная молодая женщина. Завязался разговор. Ни мы, ни живущие в поселке тогда не знали, что находимся в зоне с самой высокой загрязненностью цезием-137 — более 40 кюри на квадратный километр. Жители в августе 1986 года будут выселены из поселка. Встреча в Медведях с председателем колхоза, замечательным человеком, крупным организатором сельскохозяйственного производства Евгением Ивановичем Котляро-вым. Поехали на поля. Встречались с механизаторами, а потом вместе обедали в колхозной столовой.
Посетили колхоз имени Кирова. Председатель Леонид Иванович Сивенок озабоченно воспринял тревожную информацию. Опять встречались в поле с механизаторами, с жителями поселка Буковец (56 домов, 202 жителя), поселка Тургани (24 дома, 72 жителя), поселка Ковали (19 домов, 54 жителя), поселка Борки (17 домов, 42 жителя), Барсуки (27 домов, 74 жителя). В селе Заборье — колхоз имени XXIV съезда КПСС, а это одно из крупнейших сел (420 дворов, 1160 жителей), мне приходилось бывать и раньше. Еще первым секретарем обкома ВЛКСМ приезжал в среднюю школу. Не один раз встречался с трижды прославленным кавалером трех степеней ордена Славы — бывшим разведчиком Иваном Семеновичем Буйневичем. На территории Заборьевского сельсовета мы посетили поселок Прогресс (14 домов, 34 жителя), поселок Князевщина (7 домов, 18 жителей).
Через месяц, в июне, я привезу сюда членов правительственной комиссии: Ф.А.Табее-ва — первого зам. Председателя СМ РСФСР, Н.Т.Трубилина — зам. Председателя СМ РСФСР, А.В.Потапова — министра здравоохранения РСФСР, позднее — заместителей Председателя СМ СССР В.Х.Догужиева, И.С. Силаева, директора, профессора Ленинградского НИИ радиационной гигиены П.В.Рам-заева, директора Московского НИИ рентгенологии Минздрава РСФСР, доктора, академика А.С.Павлова, директора Московского НИИ биофизики Минздрава СССР, академика, вице-президента АМН СССР Л.А.Ильина, первого секретаря ЦК КПРФ И.К.Полозкова и многих других руководителей партии и правительства... Мы не знали, что эти населенные пункты окажутся сильно загрязненными цезием-137 (более 40 кюри на квадратный километр) и их жители будут выселены в чистую зону.
Отсутствие правдивой информации, особенно в первые дни после аварии, да и после выступления М.С.Горбачева 9 мая 1986 года по Центральному телевидению, где, как я уже писал выше, он не сказал ни одного слова, что беда коснулась соседних с Украиной и Белоруссией областей Российской Федерации, внесло сумятицу, беспокойство, тревогу. Людей будоражили слухи, домыслы, некоторые в суматохе снимались с мест, уезжали куда глаза глядят. Вся тяжесть легла на плечи первых секретарей райкомов партии, особенно Красногорского и Новозыбковского, — Владимира Ильича Курашина, Ивана Петровича Такунова, председателей райисполкомов и их аппараты. На передовую первыми прибыли вместе со мной и до последней минуты советского 1991 года боролись за жизнь и здоровье людей главный врач областной санэпидстанции Владимир Макарович Самойленко, начальник управления здравоохранения области Анатолий Петрович Прасолов, заместитель начальника УВД области Виктор Константинович Ноздрачев, начальник управления КГБ по области Юрий Петрович Прохоренко и многие другие, о ком мы еще неоднократно вспомним.
Были составлены карты и прогноз радиоактивного загрязнения продукции растениеводства в 1986 году для каждого хозяйства пяти районов. Кроме того, для каждого хозяйства были подготовлены и вручены карты по плотности загрязнения почв цезием-137, разработаны рекомендации «О мерах по снижению последствий радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий Брянской области». Это позволило за 1986 год произвести известкование почв на площади 67,7 тысячи га, фосфоритование на 28,4 тысячи га, внесены калийные удобрения на 109,3 тысячи га. 35 хозяйств, в которых свыше 35 процентов сельхозугодий содержит в почве 15 — 40 Ku/кв.км цезия-137, были перепрофилированы. Что касается оценки реальности вопросов безопасности проживания населения на загрязненной территории, то хочу сообщить, что как теперь, так и б лет назад было много неясного, противоречивого. Трагедия Чернобыля не имеет аналогов, она порой ставила и ставит такие проблемы, по которым сразу трудно найти решения. Однако бюро обкома КПСС и облисполком на основании заключения ученых Москвы и Ленинграда в июле 1986 года вошли с ходатайством о переселении 15 населенных пунктов с числом жителей 2238 человек.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 1 августа 1986 года №345-20 было определено отселение только четырех населенных пунктов Красногорского района (Барсуки, Нижняя Мельница, Князевщина, Прогресс) с числом проживающих 176 человек, бб семей (из 76) б — 8 августа 1986 года были отселены в незаселенные квартиры в Красногорском районе, 10 семей — в другие.
С участием строителей из 21 области республики в августе — октябре 1986 года было построено 150 новых квартир, 65 километров асфальтированных дорог. Обком партии, облисполком постоянно просили правительство республики ускорить принятие специального постановления о мерах помощи области, приняли активное участие в его разработке. После принятия Постановления СМ РСФСР 1 августа 1986 года №345-20 «0 мерах по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения отдельных районов Брянской области» вся работа стала более конкретной, целенаправленной и комплексной. Оно было направлено на оказание действенной помощи области. В нем, в частности, предусмотрено обеспечение населения чистыми продуктами питания, строительство и дооборудование магазинов, жилья, дорог. Определен комплекс мер по укреплению материальной базы медицинских учреждений. Выделены дополнительные фонды на технику, оборудование и другие материальные ресурсы. Для организации этой работы в область были направлены руководящие работники министерств и ведомств.
В дальнейшем меры помощи были определены постановлениями Совета Министров РСФСР от 10 марта 1987 года №92-11, от 12 апреля 1988 года №129-2, от 24 июля 1989 года №224 и другими.
Одной из причин несвоевременного принятия мер послужило то, что Госком-гидромет безответственно подошел к информированию руководства области о реальной загрязненности территории. Официальные данные были направлены в облисполком только 4 сентября 1986 года. Ежегодное уточнение радиационной обстановки выявляло все новые и новые территории загрязнения, что отрицательно влияло на морально-психологическую ситуацию в области, вызывало недоверие населения к оценкам специалистов и проводимым мероприятиям по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения. Неодинаковость оценок ситуаций и рекомендаций ученых Московского научно-исследовательского рентгенологического института и Ленинградского НИИ радиационной гигиены, специалистов служб Гражданской обороны и медицины создавала дефицит объективной официальной информации, вызывала домыслы, различные слухи, ухудшала морально-политический климат в области. Тогда как в соседних районах Белоруссии и Украины радио, телевидение, средства печати освещали все эти вопросы. Естественно, в первую очередь обвинения предъявлялись партийному и советскому руководству области.
Я, как первый секретарь обкома КПСС, видел главную задачу в том, чтобы четко выполнялись все постановления ЦК КПСС, Правительств СССР и РСФСР, бюро обкома партии и облисполкома по вопросам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по нашей области. Эти вопросы выносились на секретариат, бюро обкома партии, партийно-хозяйственные активы, систематически рассматривались на рабочих совещаниях, планерках с руководителями-коммунистами и беспартийными, заслушивались их отчеты. Это делали все горкомы, райкомы партии, первичные партийные организации.
Сегодня, после 6 прошедших лет, многое прояснилось, но тогда все мы (не зная всего, не имея научной информации) не щадили своего здоровья, хотели сделать больше для ликвидации последствий, для своих людей.
Несмотря на то, что после аварии прошло столько лет, население области, мы, ее руководители, не получили ответов на многие вопросы: почему только через 4 года после аварии стало возможным решение долговременной государственной программы ликвидации последствий чернобыльской трагедии; кто виновен в создании строгой секретности вокруг несчастья, постигшего население Брянщины; почему результаты научных и медицинских исследований, касающиеся сотен тысяч человеческих судеб, остаются закрытыми; почему необходимость переселения людей из зоны жесткого контроля возникла только в последнее время».
А.Ф.ВОЙСТРОЧЕНКО
19 октября 1992 г.