Страница Извозный

1882 год. Извозный промысел Брянск

В России с ростом городов возникла необходимость в каком-либо средстве передвижения, так как добираться из одной части города в другую становилось утомительно и долго. Так начал зарождаться общественный транспорт. В то время были распространены наемные экипажи с кучером-извозчиком, услугами которых пользовались в основном учащиеся, мелкие служащие, чиновники и приказчики. В конце XIX века число извозчиков превысило 20 тысяч.

Этот вид транспорта был развит и в Брянске. По данным 1881 года, протяжённость Брянска с севера на юг равнялась четырём вёрстам. В это время здесь насчитывалось 92 легковых извозчика и 73 ломовых (грузовых). В июне 1882 года Брянская городская Дума утвердила «Обязательные правила об извозном промысле в городе Брянске», которые регламентировали порядок работы этого вида транспорта на территории уездного центра. Согласно первому пункту правил, заниматься частным извозом могли лица всех сословий, причём не моложе 16 лет. Не допускались на козлы глухие, немые, слепые, помешанные и убогие. Особые требования предъявлялись к лошадям. Извозчикам запрещалось выезжать на норовистых, слепых на оба глаза, хромых и вообще не годных к езде. Извозчичьи экипажи должны были быть прочными и опрятными. В крытых экипажах полагалось иметь фонарь и зажигать его по требованию пассажира. Этими же правилами предусматривались и особенности движения по городу. Так, например, извозчики должны были максимально сбавлять скорость на поворотах, на мостах, при всяком скоплении людей и экипажей, при въезде во дворы и выезде из них. Езда по тротуарам запрещалась вообще. Извозчикам вменялось в обязанность при езде всегда держаться правой стороны, не останавливаться на середине улицы, а при встречах с экипажами и телегами соблюдать осторожность. Скорость передвижения по улицам устанавливалась как «умеренно скорая и осмотрительная». Ездить вскачь, а также обгонять другие экипажи («когда от этого происходит стеснение») воспрещалось. Кстати, в 1890 году Дума утвердила закон о взимании в доход города сбора с извозного промысла. С каждой лошади был установлен сбор в размере шести рублей в год. Извозчики платили три рубля за каждое полугодие [59].

*******************

Часть населения, жившая в Ямской слободе Брянска , занималась извозничеством, или ямской гоньбою, как говорили в старину. Относительно ямщиков существует указ, изданный в 1694 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами. Указ вышел по следующему поводу. Ямщик Гурко Леонов с товарищами жаловался государям, что “гоняют они их великих государей ямскую гоньбу от Брянска до Калуги и до Болхова, и до Севска, и до Вязьмы, и по Смоленской дороге до Рославля и в малороссийские города беспрестанно и в нынешнем 203 году*), по гетманским листам... Запорожские казаки берут у них ямские подводы по 20 и по 30, и по 40 и больше” а прогонных им денег не дают, вследствие чего они “великими долгами одолжали и лошадьми опали”. Леонов просил царей назначить им жалованье из таможенных и кабацких доходов. Государи вняли прошению брянских ямщиков и назначили им прогонные деньги, но при этом ограничили разъезды брянских воевод; по их указу лошадьми (на казенный счет) могли пользоваться только гонцы гетмана, киевских бояр и воевод да посланцы, отправляемые с денежной казной; давать же лошадей другим воеводам запрещалось, так как правительство отказывалось платить за них прогонные деньги (108).