Володарский - ИЗ РУИН И ПЕПЛА
В послевоенные годы город родился заново.
Ветераны Володарского района помнят, в каких невероятных условиях приходилось им трудиться. Не хватало питания, трудно было с одеждой, с жильем. В руинах лежали заводы и фабрики, были уничтожены все школы, больницы и культпросветучрежде-ния. Ничего не осталось от Радицкого вагоностроительного завода им. Урицкого, фосфоритного завода; более чем на 90% уничтожен жилой фонд. Улицы превратились в тропинки, петлявшие между развалинами и воронками от бомб. Транспорт, промышленность, водопровод, связь, электричество, жильё и производственр£ые помещения — всё было нужно восстанавливать заново. Работали не покладая рук: ведь в короткий срок надо было дать людям крышу, открыть школы, больницы, дать электроэнергию, воду, тепло.
Главной же задачей было восстановить путь, дать жизнь железной дороге. Железная дорога означала подвоз необходимого для фронта, связь Брянска со страной — транспортировку стройматериалов, продовольствия, техники... "Весь железнодорожный узел — сплошные груды развалин. Вокзала нет. На месте вагонного депо — пустырь. Основные подъездные пути разворочены, исковерканы. Вместо рельсов — куски. Ни одного уцелевшего административного здания..." — вспоминал о тех днях возвратившийся из партизанской бригады имени Кравцова В. М. Хрусталев, ставший одним из первых секретарей узлового комитета комсомола.
На шестой день после освобождения Брянска пошли воинские эшелоны. 5 октября 1943 года на станции Брянск-I был принят первый пассажирский поезд из Москвы: здесь была его конечная остановка.
Возвращаясь из эвакуации, приезжая в Брянск по делам или другим причинам, люди не узнавали город, узел, поселки. Если была какая-то возможность — пытались заглянуть на часок-другой фронтовики.
С одним из последних эшелонов, уходящих с вагоностроительного завода имени Урицкого, покидал родной Брянск М. И. Про-нькин. Трудно было расставаться с местом, где вырос, где учился, где получил специальность, где могилы твоих предков... Думал ли он, что спустя какое-то время вновь увидит родной город, поселок в развалинах?
"Когда я сошел с поезда и ступил на брянский перрон, то был удивлен представшим передо мной зрелищем. Всё было в развалинах, кругом пепелища, — вспоминал спустя годы Михаил Иванович. — Хотя я и местный, но долго не смог сориентироваться. В междопутъе заметил бомбоубежище — блиндаж. Там нашел молодого дежурного по станции Филькина. Он показал, как пройти на поселок Новая Постройка. Когда я добрался до улицы, где находился наш дом, то кроме обгорелых зловеще черных труб ничего не увидел. Постояв на пепелище, отправился искать Чичерин-ский поселок. И там предстало пепелище. По дымку из-под земли обнаружил землянку, где ютились мать и отец жены. Они рассказали мне об ужасе, постигшем поселки Воровского и Володарского. При отступлении фашисты сжигали дома..."
Возглавляемый А. В. Домашевичем исполком и узловой партком, руководимый Н. М. Комаровым, выступали организаторами послевоенного восстановления Володарки. Они вдохновляли людей, стремились облегчить их жизнь, труд.
Требовалось невероятное напряжение — физическое, моральное, нравственное — чтобы буквально на пустом месте, когда ещё не закончилась война, организовать работу, наладить жизнь населения и оказывать помощь фронту. Но возвращались из эвакуации рабочие с семьями, железнодорожники — все, кто здесь когда-то жил. Ни домов, ни бараков не было: строили землянки и разные времянки, чтобы только укрыться от непогоды, и приступали к восстановительным работам.
Уже с 3 октября 1943 года начались ежедневные массовые выходы населения на восстановление района. Восстанавливались паровозное и вагонное депо. На транспорте, предприятиях возникли "фронтовые бригады". Их девизом было: "Восстановлению хозяйства — фронтовые темпы". Каждый трудящийся района обязался безвозмездно отработать по несколько сотен часов на восстановлении разрушенного.
В единственном уцелевшем здании — бывшем жилом бараке сухарного завода — открыли школу. По обе стороны темного коридора, за тонкими дощатыми перегородками — небольшие классные комнаты. В них, тесно прижимаясь друг к другу, на сколоченных из досок скамейках за самодельными столами сидят ученики. Тесно, сыро, холодно. Школа работала в три смены. Вечером — ещё занятия школы рабочей молодежи. У директора школы Леонида Александровича Никольского, прибывшего из эвакуации, забот было невпроворот.
Одну из уцелевших каменных коробок Володарская молодежь оборудует под клуб. На первое комсомольское собрание сюда принесли свои самодельные скамейки. Первым директором этого клуба стала Е. А. Булло.
Район постепенно оживал, преображался. На начало 1945 года здесь проживало уже 4,5 тысячи человек.
В заметке, опубликованной в газете "Брянский рабочий" за 6 июля 1945 года, председатель Володарского райсовета депутатов трудящихся А. Домашевич отмечал, что на месте пустырей и развалин построено 427 домов. "Проводя жилищное строительство, — сообщал автор, — население активно участвует и в восстановлении общественных зданий, предприятий, благоустройстве улиц. За полгода домашние хозяйки отработали на станции Брянск-I и на поселке 35 тысяч часов. От завалов и мусора очищены большой двухэтажный жилой дом, здание школы, паровозное депо, многие улицы и площади".
В октябрьской передовой "Транспорт накануне зимы" областная Газета снова поднимает вопрос об ускорении строительства: "Особую тревогу вызывают медленные темпы строительства и восстановления производственных объектов, и жилищ. Особенно отстали строители узлов Брянск-I и Брянск-Н", — отмечалось в статье.
Рассказав о том, что в Брянске уже восстановлено шестьдесят тысяч квадратных метров жилья, сорок четыре километра электросетей, задействован водопровод, построены большие мосты через Десну, закончено восстановление Дома Советов, восстанавливается драматический театр, сооружаются мосты через Верхний и Нижний Судки, успешно ведется работа на ряде других объектов, заместитель председателя облисполкома И. Тюрин помечал: "Однако пока что выполнена меньшая часть дела. Впереди грандиозная строительная программа, для выполнения которой потребуется напряжение всех сил трудящихся города". Автор подчеркивал необходимость укрепления строительных организаций кадрами, обеспечения их строительными материалами, повышения производительности труда.
Уже в 1946 году район полностью переходит к мирной жизни. Общее население составлявших его поселков превысило 17 тыс. человек, что было больше, чем весь дореволюционный Брянск. Работали пять школ (в том числе первая послевоенная типовая двухэтажная школа), детский сад. Имелся железнодорожный клуб на 530 мест, две парикмахерские, отделение связи, 6 магазинов, две бани, сапожная и пошивная мастерские.
Буквально со дня освобождения ведомственными организациями и предприятиями велось строительство жилых домов. Ни одного дома, принадлежавшего городскому хозяйству, выстроено пока -не было. Из индивидуальных домов 573 было уже выстроено и 120 находилось в стадии строительства.
Жителям, желавшим строиться, выплачивалась ссуда, отводились земельные участки. Так, на 1 января 1946 г. было отведено 430 земельных участков, выдано ссуд на сумму 2301500 рублей, бесплатно отпущено 3183 м стройматериалов и ещё 840 м — за деньги. Однако многие до сих пор проживали в землянках. Около 130 семей ютились во временных строениях.
Электричеством были обеспечены железнодорожные организации и небольшая часть населения, проживавшая ближе к станции. Действовало 13 водоразборных колонок и 25 колодцев.
Было восстановлено здание железнодорожной поликлиники. С 1947 г. начинается восстановление фосфоритного завода, на что выделяется 20 млн. рублей.
Проводя восстановительные работы, железнодорожники узла Брянск-Г стремились внедрить передовые методы труда, в совершенстве овладевая техникой.
Борьба за режим экономии, за повышение прибыльности всех отраслей производства стояли в те годы в центре внимания. Придавалось важное значение укреплению хозрасчета, росту производительности труда.
В марте 1948 года газеты "Магистраль" и "Брянский железнодорожник" совместно с руководством отделения дороги провели в локомотивном депо Брянск-I совещание с начальниками предприятий, главными бухгалтерами, плановиками, экономистами, контролерами-нормировщиками узлов Брянск-I и Брянск-П.
Большинство локомотивных бригад пассажирских паровозов, применяя на практике методы работы знатного машиниста М. Соловьева, перевыполнили план пробега между подъемными ремонтами в среднем на тринадцать тысяч километров за год,— заметил выступивший с докладом начальник депо Брянск-I И. X. Ретивых.
План промывочного ремонта паровозов был перевыполнен на 88 единиц; на каждой из них получена экономия. Намного перевыполнен среднесуточный пробег паровоза. Все паровозы пассажирского парка оборудовали усиленными сифонами и шлакоув-лажнителями, что дало возможность сжигать низкосортное топливо, а это опять экономия.
Докладчик назвал лучших по сбережению топлива. Среди них бригады локомотива №208-47 старшего машиниста Козина, машиниста Писаренко, старшего машиниста паровоза №209-20 Курашо-ва, машиниста Чинякова...
Далее И. X. Ретивых рассказал о деятельности щкол передового опыта, что все паровозы депо переведены на хозрасчет; о том, как ведется в коллективе рационализаторская работа, борьба за повышение производительности труда.
Пассажирский локомотив СУ 205-П стал на очередную .промывку. Когда вскрыли котел, его состояние почти не отличалось от котла, вышедшего из заводского ремонта. В результате паровоз покинул депо на 2,5 часа быстрее предусмотренного нормой.
"Тов. Григорьев со своими бригадами решил обслуживать Льговское плечо одним паровозом, вместо двух по графику," — такое сообщение опубликовала газета "Брянский железнодорожник" в 1949 году. Совместно с руководством депо Брянск-I газета организовала "стахановский четверг", где машинист Григорьев поделился своим опытом, как он добился двадцатитысячного пробега паровоза без промывки. Его метод получил одобрение у машинистов.
"Опыт Григорьева еще раз подсказывает нам, что если по-настоящему приложить руку к нашим отечественным паровозам, мы возьмем у них все, что нам нужно дЛя экономии государственных средств, для досрочного выполнения пятилетки", — писала газета. Много добрых слов можно встретить в эти годы на страницах газет о путейцах и движенцах, вагонниках и связистах, работниках резерва проводников... Все хозяйственные подразделения узла Брянек-Г не раз выходили победителями в социалистическом соревновании, занимая призовые места в отделении и на дороге.
За первые пять лет после освобождения в Брянске (без учета Бежицы) было восстановлено и построено более ста тридцати тысяч квадратных метров жилья, пять школ, три детских сада, родильный дом, городская и детская поликлиники, детские ясли, драматический театр, кинотеатр и т. д.
Развивались в эти годы и железнодорожный узел Брянск-I, и прилегающие к нему поселки. В начале 1951 года все они были вошли в Володарский район.
"Тот, кто был на узле Брянск! несколько лет тому назад, не узнал бы его сейчас. Как изменился он за годы! Сколько новых зданий появилось здесь!.. Вот школа ФЗО. Этот объект был первым, на котором я работал, когда пришел на узел. Помню, здание школы было сдано в эксплуатацию досрочно.
На различных стройках побывал я за эти годы. Общежитие нашего участка, пекарня, магазин, детский сад, школа №19, 11-квартирный жилой дом и много других зданий украсили узел. Я горжусь тем, что в их сооружение вложен и мой труд", — писал каменщик седьмого стройучастка Ф. Коврижский в газете "Брянский железнодорожник" в сентябре 1950 года.
"Год от года хорошеет и все больше благоустраивается наш родной город..." — сообщала газета "Брянский рабочий" в феврале пятьдесят третьего. Рассказывая о городе в целом, автор — председатель постоянной жилищно-коммунальной комиссии горсовета В. Комлач — указывает, что неузнаваемо преображается и Володарский район. На месте бывшего болота протянулась новая улица из индивидуальных каменных домов машинистов железнодорожников узла Брянск-I. Построен дом кондукторских бригад. Гордость города — новое здание пассажирского вокзала Брянск-I — одного из лучших вокзалов страны... Вступил в строй клуб им. Максима Горького.
В 1954 году в Володарском районе введен в действие пиво-солодовенный завод, обеспечивающий пищевую промышленность всей страны ржаным ферментированным солодом.
Город получил газ, начал расти ввысь. "Сосредотачиваются крупные здания в центральных кварталах Советского района, — отмечал в статье "Брянск сегодня и завтра" главный архитектор города Б. Шавырин. — Володарский и Фокинский районы, представляющие собой промышленные и железнодорожные центры, застраиваются главным образом 2-3-этажными домами. По благоустройству эти районы не будут уступать Советскому".
Вновь начал действовать фосфоритный завод. Его мощность была рассчитана на двести тысяч тонн фосфоритной муки в год. Предприятие поставляло свою продукцию во многие регионы страны. В адрес фосфоритного завода поступали письма из разных республик СССР о досрочной отгрузке удобрений. Вот одно из них. "Мы взяли обязательство, — писали из совхоза "Техиничи" Рога-чевского района Гомельской области, — повысить урожайность зерновых картофеля, овощей и кукурузы... Просим коллектив Брянского завода ускорить отгрузку фосфоритной муки..."
Это письмо писалось в 1960 году. В Белоруссию было отгружено на десять тысяч тонн фосфоритной муки больше, чем запланировано.
В десятки областей России начала поступать с 1952 года продукция фабрики модельной обуви. Через двенадцать лет ее мощность превысила миллион пар обуви в год.
Весь в развалинах лежал после освобождения один из крупнейших заводов города — вагоностроительный завод имени Урицкого. Восстанавливать здесь было нечего. Площадку бывшего предприятия решено было использовать для строительства нового: здесь возник завод "Строммашина". В середине шестидесятых он давал продукцию для промышленности строительных материалов. Спустя некоторое время он изменил профиль — стал заводом ирригационных машин: выпускал экскаваторы, высокопроизводительные машины для строительства каналов.
В октябре 1960 года было закончено сооружение нового железобетонного моста через Десну (взамен прежнего Октябрьского) и новой дамбы, а 3 декабря по нему открыто постоянное транспортное движение между Володарским и Советским районами. В 1961 году здесь пролег первый маршрут брянского троллейбуса.
Преобразился и железнодорожный узел. Брянск-I стал играть важную роль в железнодорожных пассажирских перевозках: ведь через Брянск идут пути во все стороны света. Железнодорожная линия Москва — Брянск — Киев — Львов позволяет осуществить широкие связи со многими зарубежными странами. На смену паровозам пришли тепло- и электровозы.
Были заложены новые скверы, парки. Похорошели, благоустроились улицы, возникли новые микрорайоны
Особенно высокие темпы развития промышленности, строительства жилья, благоустройства были достигнуты в семидеся-тые-восьмидесятые годы. Заметно изменился и облик Володарского района. Помимо жилья, новых культурно-бытовых зданий, благоустройства площадей и улиц появились новые предприятия, выросли новые мощные цеха, стал более технически оснащенным железнодорожный узел.