Страницаиз

Володарский - ИЗ РУИН И ПЕПЛА

В послевоенные годы город родился заново.

Ветераны Володарского района помнят, в каких невероятных условиях приходилось им трудиться. Не хватало питания, трудно было с одеждой, с жильем. В руинах лежали заводы и фабрики, были уничтожены все школы, больницы и культпросветучрежде-ния. Ничего не осталось от Радицкого вагоностроительного завода им. Урицкого, фосфоритного завода; более чем на 90% уничтожен жилой фонд. Улицы превратились в тропинки, петлявшие между развалинами и воронками от бомб. Транспорт, промышленность, водопровод, связь, электричество, жильё и производственр£ые по­мещения — всё было нужно восстанавливать заново. Работали не покладая рук: ведь в короткий срок надо было дать людям крышу, открыть школы, больницы, дать электроэнергию, воду, тепло.

Главной же задачей было восста­новить путь, дать жизнь железной дороге. Железная дорога означала подвоз необходимого для фронта, связь Брянска со страной — транс­портировку стройматериалов, продо­вольствия, техники... "Весь железно­дорожный узел сплошные груды развалин. Вокзала нет. На месте вагонного депо пустырь. Основ­ные подъездные пути разворочены, исковерканы. Вместо рельсов куски. Ни одного уцелевшего адми­нистративного здания..." — вспоми­нал о тех днях возвратившийся из партизанской бригады имени Крав­цова В. М. Хрусталев, ставший одним из первых секретарей узлово­го комитета комсомола.

На шестой день после освобождения Брянска пошли воинские эшелоны. 5 октября 1943 года на станции Брянск-I был принят первый пассажирский поезд из Москвы: здесь была его конечная остановка.

Возвращаясь из эвакуации, приезжая в Брянск по делам или другим причинам, люди не узнавали город, узел, поселки. Если была какая-то возможность — пытались заглянуть на часок-дру­гой фронтовики.

С одним из последних эшелонов, уходящих с вагоностроитель­ного завода имени Урицкого, покидал родной Брянск М. И. Про-нькин. Трудно было расставаться с местом, где вырос, где учился, где получил специальность, где могилы твоих предков... Думал ли он, что спустя какое-то время вновь увидит родной город, поселок в развалинах?

"Когда я сошел с поезда и ступил на брянский перрон, то был удивлен представшим передо мной зрелищем. Всё было в развали­нах, кругом пепелища, — вспоминал спустя годы Михаил Ивано­вич. — Хотя я и местный, но долго не смог сориентироваться. В междопутъе заметил бомбоубежище блиндаж. Там нашел мо­лодого дежурного по станции Филькина. Он показал, как пройти на поселок Новая Постройка. Когда я добрался до улицы, где на­ходился наш дом, то кроме обгорелых зловеще черных труб ниче­го не увидел. Постояв на пепелище, отправился искать Чичерин-ский поселок. И там предстало пепелище. По дымку из-под земли обнаружил землянку, где ютились мать и отец жены. Они рас­сказали мне об ужасе, постигшем поселки Воровского и Володар­ского. При отступлении фашисты сжигали дома..."

Возглавляемый А. В. Домашевичем исполком и узловой парт­ком, руководимый Н. М. Комаровым, выступали организаторами послевоенного восстановления Володарки. Они вдохновляли людей, стремились облегчить их жизнь, труд.

Требовалось невероятное напряжение — физическое, мораль­ное, нравственное — чтобы буквально на пустом месте, когда ещё не закончилась война, организовать работу, наладить жизнь насе­ления и оказывать помощь фронту. Но возвращались из эвакуа­ции рабочие с семьями, железнодорожники — все, кто здесь когда-то жил. Ни домов, ни бараков не было: строили землянки и разные времянки, чтобы только укрыться от непогоды, и присту­пали к восстановительным работам.

Уже с 3 октября 1943 года начались ежедневные массовые вы­ходы населения на восстановление района. Восстанавливались па­ровозное и вагонное депо. На транспорте, предприятиях возникли "фронтовые бригады". Их девизом было: "Восстановлению хозяй­ства — фронтовые темпы". Каждый трудящийся района обязался безвозмездно отработать по несколько сотен часов на восстановле­нии разрушенного.

В единственном уцелевшем здании — бывшем жилом бараке сухарного завода — открыли школу. По обе стороны темного ко­ридора, за тонкими дощатыми перегородками — небольшие класс­ные комнаты. В них, тесно прижимаясь друг к другу, на сколо­ченных из досок скамейках за самодельными столами сидят уче­ники. Тесно, сыро, холодно. Школа работала в три смены. Вече­ром — ещё занятия школы рабочей молодежи. У директора школы Леонида Александровича Никольского, прибывшего из эва­куации, забот было невпроворот.

Одну из уцелевших каменных коробок Володарская молодежь оборудует под клуб. На первое комсомольское собрание сюда при­несли свои самодельные скамейки. Первым директором этого клуба стала Е. А. Булло.

Район постепенно оживал, преображался. На начало 1945 года здесь проживало уже 4,5 тысячи человек.

В заметке, опубликованной в газете "Брянский рабочий" за 6 июля 1945 года, председатель Володарского райсовета депутатов трудящихся А. Домашевич отмечал, что на месте пустырей и раз­валин построено 427 домов. "Проводя жилищное строительство, — сообщал автор, — население активно участвует и в восста­новлении общественных зданий, предприятий, благоустройстве улиц. За полгода домашние хозяйки отработали на станции Брянск-I и на поселке 35 тысяч часов. От завалов и мусора очи­щены большой двухэтажный жилой дом, здание школы, паровоз­ное депо, многие улицы и площади".

В октябрьской передовой "Транспорт накануне зимы" област­ная Газета снова поднимает вопрос об ускорении строительства: "Особую тревогу вызывают медленные темпы строительства и восстановления производственных объектов, и жилищ. Особенно отстали строители узлов Брянск-I и Брянск-Н", — отмечалось в статье.

Рассказав о том, что в Брянске уже восстановлено шестьдесят тысяч квадратных метров жилья, сорок четыре километра электросетей, задействован водопровод, построены большие мосты через Десну, закончено восстановление Дома Советов, восстанавли­вается драматический театр, сооружаются мосты через Верхний и Нижний Судки, успешно ведется работа на ряде других объектов, заместитель председателя облисполкома И. Тюрин помечал: "Одна­ко пока что выполнена меньшая часть дела. Впереди грандиозная строительная программа, для выполнения которой потребуется напряжение всех сил трудящихся города". Автор подчеркивал не­обходимость    укрепления    строительных   организаций    кадрами, обеспечения их строительными материалами, повышения произво­дительности труда.

Уже в 1946 году район полностью переходит к мирной жизни. Общее население составлявших его поселков превысило 17 тыс. человек, что было больше, чем весь дореволюционный Брянск. Ра­ботали пять школ (в том числе первая послевоенная типовая двух­этажная школа), детский сад. Имелся железнодорожный клуб на 530 мест, две парикмахерские, отделение связи, 6 магазинов, две бани, сапожная и пошивная мастерские.

Буквально со дня освобождения ведомственными организация­ми и предприятиями велось строительство жилых домов. Ни одно­го дома, принадлежавшего городскому хозяйству, выстроено пока -не было. Из индивидуальных домов 573 было уже выстроено и 120 находилось в стадии строительства.

Жителям, желавшим строиться, выплачивалась ссуда, отводи­лись земельные участки. Так, на 1 января 1946 г. было отведено 430 земельных участков, выдано ссуд на сумму 2301500 рублей, бесплатно отпущено 3183 м стройматериалов и ещё 840 м — за деньги. Однако многие до сих пор проживали в землянках. Около 130 семей ютились во временных строениях.

Электричеством были обеспечены железнодорожные организа­ции и небольшая часть населения, проживавшая ближе к стан­ции. Действовало 13 водоразборных колонок и 25 колодцев.

Было восстановлено здание железнодорожной поликлиники. С 1947 г. начинается восстановление фосфоритного завода, на что выделяется 20 млн. рублей.

Проводя восстановительные работы, железнодорожники узла Брянск-Г стремились внедрить передовые методы труда, в совер­шенстве овладевая техникой.

Борьба за режим экономии, за повышение прибыльности всех отраслей производства стояли в те годы в центре внимания. При­давалось важное значение укреплению хозрасчета, росту произво­дительности труда.

В марте 1948 года газеты "Магистраль" и "Брянский железно­дорожник" совместно с руководством отделения дороги провели в локомотивном депо Брянск-I совещание с начальниками предпри­ятий, главными бухгалтерами, плановиками, экономистами, кон­тролерами-нормировщиками узлов Брянск-I и Брянск-П.

Большинство локомотивных бригад пассажирских паровозов, применяя на практике методы работы знатного машиниста М. Соловьева, перевыполнили план пробега между подъемными ре­монтами в среднем на тринадцать тысяч километров за год,— заметил выступивший с докладом начальник депо Брянск-I И. X. Ретивых.

План промывочного ремонта паровозов был перевыполнен на 88 единиц; на каждой из них получена экономия. Намного пере­выполнен среднесуточный пробег паровоза. Все паровозы пасса­жирского парка оборудовали усиленными сифонами и шлакоув-лажнителями, что дало возможность сжигать низкосортное топли­во, а это опять экономия.

Докладчик назвал лучших по сбережению топлива. Среди них бригады локомотива №208-47 старшего машиниста Козина, маши­ниста Писаренко, старшего машиниста паровоза №209-20 Курашо-ва, машиниста Чинякова...

Далее И. X. Ретивых рассказал о деятельности щкол передово­го опыта, что все паровозы депо переведены на хозрасчет; о том, как ведется в коллективе рационализаторская работа, борьба за повышение производительности труда.

Пассажирский локомотив СУ 205-П стал на очередную .промыв­ку. Когда вскрыли котел, его состояние почти не отличалось от котла, вышедшего из заводского ремонта. В результате паровоз по­кинул депо на 2,5 часа быстрее предусмотренного нормой.

"Тов. Григорьев со своими бригадами решил обслуживать Льговское плечо одним паровозом, вместо двух по графику," — такое сообщение опубликовала газета "Брянский железнодорож­ник" в 1949 году. Совместно с руководством депо Брянск-I газета организовала "стахановский четверг", где машинист Григорьев по­делился своим опытом, как он добился двадцатитысячного пробега паровоза без промывки. Его метод получил одобрение у машинис­тов.

"Опыт Григорьева еще раз подсказывает нам, что если по-на­стоящему приложить руку к нашим отечественным паровозам, мы возьмем у них все, что нам нужно дЛя экономии государствен­ных средств, для досрочного выполнения пятилетки", — писала газета. Много добрых слов можно встретить в эти годы на страни­цах газет о путейцах и движенцах, вагонниках и связистах, работ­никах резерва проводников... Все хозяйственные подразделения узла Брянек-Г не раз выходили победителями в социалистическом соревновании, занимая призовые места в отделении и на дороге.

За первые пять лет после освобождения в Брянске (без учета Бежицы) было восстановлено и построено более ста тридцати тысяч квадратных метров жилья, пять школ, три детских сада, родильный дом, городская и детская поликлиники, детские ясли, драматический театр, кинотеатр и т. д.

Развивались в эти годы и железнодорожный узел Брянск-I, и прилегающие к нему поселки. В начале 1951 года все они были вошли в Володарский район.

"Тот, кто был на узле Брянск! несколько лет тому назад, не узнал бы его сейчас. Как изменился он за годы! Сколько новых зданий появилось здесь!.. Вот школа ФЗО. Этот объект был пер­вым, на котором я работал, когда пришел на узел. Помню, здание школы было сдано в эксплуатацию досрочно.

На различных стройках побывал я за эти годы. Общежитие нашего участка, пекарня, магазин, детский сад, школа №19, 11-квартирный жилой дом и много других зданий украсили узел. Я горжусь тем, что в их сооружение вложен и мой труд", — писал каменщик седьмого стройучастка Ф. Коврижский в газете "Брян­ский железнодорожник" в сентябре 1950 года.

"Год от года хорошеет и все больше благоустраивается наш родной город..." — сообщала газета "Брянский рабочий" в феврале пятьдесят третьего. Рассказывая о городе в целом, автор — предсе­датель постоянной жилищно-коммунальной комиссии горсовета В. Комлач — указывает, что неузнаваемо преображается и Воло­дарский район. На месте бывшего болота протянулась новая улица из индивидуальных каменных домов машинистов железнодорож­ников узла Брянск-I. Построен дом кондукторских бригад. Гор­дость города — новое здание пассажирского вокзала Брянск-I — одного из лучших вокзалов страны... Вступил в строй клуб им. Максима Горького.

В 1954 году в Володарском районе введен в действие пиво-соло­довенный завод, обеспечивающий пищевую промышленность всей страны ржаным ферментированным солодом.

Город получил газ, начал расти ввысь. "Сосредотачиваются крупные здания в центральных кварталах Советского района, — отмечал в статье "Брянск сегодня и завтра" главный архитектор города Б. Шавырин. — Володарский и Фокинский районы, пред­ставляющие собой промышленные и железнодорожные центры, застраиваются главным образом 2-3-этажными домами. По бла­гоустройству эти районы не будут уступать Советскому".

Вновь начал действовать фосфоритный завод. Его мощность была рассчитана на двести тысяч тонн фосфоритной муки в год. Предприятие поставляло свою продукцию во многие регионы стра­ны. В адрес фосфоритного завода поступали письма из разных рес­публик СССР о досрочной отгрузке удобрений. Вот одно из них. "Мы взяли обязательство, — писали из совхоза "Техиничи" Рога-чевского района Гомельской области, — повысить урожайность зерновых картофеля, овощей и кукурузы... Просим коллектив Брянского завода ускорить отгрузку фосфоритной муки..."

Это письмо писалось в 1960 году. В Белоруссию было отгруже­но на десять тысяч тонн фосфоритной муки больше, чем заплани­ровано.

В десятки областей России начала поступать с 1952 года про­дукция фабрики модельной обуви. Через двенадцать лет ее мощ­ность превысила миллион пар обуви в год.

Весь в развалинах лежал после освобождения один из крупней­ших заводов города — вагоностроительный завод имени Урицкого. Восстанавливать здесь было нечего. Площадку бывшего предпри­ятия решено было использовать для строительства нового: здесь возник завод "Строммашина". В середине шестидесятых он давал продукцию для промышленности строительных материалов. Спус­тя некоторое время он изменил профиль — стал заводом иррига­ционных машин: выпускал экскаваторы, высокопроизводительные машины для строительства каналов.

В октябре 1960 года было закончено сооружение нового желе­зобетонного моста через Десну (взамен прежнего Октябрьского) и новой дамбы, а 3 декабря по нему открыто постоянное транспорт­ное движение между Володарским и Советским районами. В 1961 году здесь пролег первый маршрут брянского троллейбуса.

Преобразился и железнодорожный узел. Брянск-I стал играть важную роль в железнодорожных пассажирских перевозках: ведь через Брянск идут пути во все стороны света. Железнодорожная линия Москва — Брянск — Киев — Львов позволяет осуществить широкие связи со многими зарубежными странами. На смену па­ровозам пришли тепло- и электровозы.

Были заложены новые скверы, парки. Похорошели, благоу­строились улицы, возникли новые микрорайоны

Особенно высокие темпы развития промышленности, стро­ительства жилья, благоустройства были достигнуты в семидеся-тые-восьмидесятые годы. Заметно изменился и облик Володарско­го района. Помимо жилья, новых культурно-бытовых зданий, бла­гоустройства площадей и улиц появились новые предприятия, вы­росли новые мощные цеха, стал более технически оснащенным железнодорожный узел.