СтраницаИстория улиц Бежицы

История улиц города Бежицы

К этому времени на месте первоначальной беспорядочной застройки складывается большой поселок на 10 тысяч человек с регулярной сетью улиц. Он занимает прямоугольный в плане участок, вытянутый в меридиональном направлении и ограниченный с востока Базарной улицей (ныне Ульянова), проходящей вдоль заводской территории, а с запада - Церковной (3-го Интернационала), ориентированной на станцию Бежица (позднее Орджоникидзеград). Их соединяют несколько коротких поперечных улиц, параллельных железной дороге. В начале Базарной улицы, при въезде в поселок со стороны Брянска, располагалась обширная площадь Старого Базара. В северной части поселка у железной дороги был разбит обширный парк, а вокруг него возведены рубленые одно-двухэтажные общественные сооружения: больница, училище, детский сад. На Церковной улице стояли большой деревянный храм и железная с деревянной обшивкой церковь Преображения (1822, не сохранилась).
В парке, в скромном здании 1880-х гг. (улица Клубная, 5), княгиней М.К. Тенишевой основывается Бежицкое заводское общественное собрание (1894)
Представляют интерес кирпичное здание ремесленного училища (улица Ульянова, 396), построенное в 1895 году попечительством княгини М.К. Тенишевой в формах подражания позднему классицизму, а также комплекс репрезентативных корпусов (1900-е гг.) в центральной части поселка, включавший женскую гимназию и начальную школу (ныне Брянский институт транспортного машиностроения). Оригинальна архитектура сиротского приюта, возведенного на южной границе парка в 1905 году в духе необарокко и отличавшегося сложной конфигурацией плана и интересной объемной композицией. В Бежице находится также монументальное здание в кирпичном стиле мужская гимназия (улица Институтская, 16), занимающая важное градостроительное положение на углу двух улиц.
Доминирует в ней внушительное двухэтажное здание бань с трехэтажной угловой башней (улица Ульянова, 10) - оригинальное произведение русского стиля с эффектным объемным построением, навеянным мотивами крепостного и теремного зодчества. Соседние дома - магазины (улица Ульянова, 8, 28), пожарное депо (улица Ульянова, 16), техническое училище (улица Ульянова, 18), типография (улица Ульянова, 24) и другие - выдержаны в духе эклектики с использованием элементов позднего барокко. В целом застройка этого участка обладает определенным стилистическим и композиционным единством.
 Здания, поставленные по красной линии улицы, демонстрируют стилистическое многообразие архитектуры начале 20 века. Дом с магазином купца Денисова (улица 3-го Интернационала, 7) выдержан в формах неоренессанса, соседний жилой дом (улица 3-го Интернационала, 9) выполнен в стиле модерн с использованием готических мотивов, угловой жилой дом с аптекой (улица 3-го Интернационала, 21) образец раннего этапа застройки рубежа 19-20 вв. - характерен для русского стиля.
 Существовавший ранее недалеко от сиротского дома больничный комплекс, в котором осуществлялась массовая медицинская помощь, в начале 1910-х гг. дополняется двумя кирпичными корпусами хирургического и терапевтического отделений (современные больница и поликлиника - ул. Ульянова, 33/2 и 35а). Двухэтажные оштукатуренные здания с изящным фасадным декором относятся к лучшим образцам модерна в области. Крупный жилой дом в стиле необарокко (1911-12 гг., улице Комсомольская, 1) отличается своеобразной стилистической трактовкой. Особенно выразительны портики большого ордера, завершенные массивными треугольными и лучковыми фронтонами.
В этот период в поселке был построен ряд особняков для высшего инженерного персонала завода. Здания поставлены в ключевых в градостроительном отношении местах: почти все они располагаются на пересечении улиц и фиксируют углы кварталов (улица Ухтомского, 1; улица Ульянова, 31/1 и 40; улица Куйбышева, 2). Особняки эти выполнены в стиле модерн, причем характерные для него асимметричные композиции фасадов и утонченные по рисунку детали декора отличаются высоким художественным качеством и свидетельствуют о работе опытного мастера. Большое внимание уделено фактуре и цветовому решению, разработанным очень разнообразно, что является важным средством создания выразительности фасадов.
Строительство 1920-х гг. в Бежице продолжило тенденцию формирования города-сада. Продолжается и сооружение здесь жилых зданий в стиле модерн. В эти годы были созданы два небольших комплекса: на одной из главных улиц поселка (ныне улица 3-го Интернационала) и на внутреннем бульваре. Первый состоит из возведенных по типовому проекту двухэтажных кирпичных домов с мансардами на несколько квартир. В стилистическом отношении интересно соединение в их архитектуре традиций модерна и приемов фахверкового строительства. Второй комплекс сформирован тремя большими особняками для руководителей завода (бульвар 50-летия Октября, 2,4, 6) и отличается выразительными композициями одноэтажных объемов и изысканным декоративным убранством фасадов.
 В начале 1930-х гг. общественные сооружения поселка были дополнены конструктивистским зданием почты (улица 3-го Интернационала, 17), выполненным по проекту архитектора А. Новикова, и зданием кинотеатра "Победа" (улица Майской стачки, 5), поставленным между двумя парками (городским и имени Пушкина). В архитектуре кинотеатра, как и в корпусах так называемых Домов стахановцев, многоэтажных и благоустроенных (1936 год, бульвар 50-летия Октября, 3, 5), ощущается отход от конструктивистских принципов и обращение к классическому наследию. К сожалению, преемственное развитие поселка было нарушено при осуществлении невыразительной жилой застройки в послевоенные годы, хотя и до настоящего времени Бежицкий район сохранил многие черты благоустроенного промышленного поселка конца 19 - 1-й четверти 20 века.
 

История улиц  Бежицы