Страница История районов Брянска

  История развития районов города Брянска

1719 г. МАЯ 29. ИЗ ЦАРСКОГО УКАЗА ОБ УСТРОЙСТВЕ ГУБЕРНИЙ И ПРОВИНЦИЙ

...Киевской губернии городы расписаны по провинциям, них двороваго числа по переписи 1710 году... Брянеск, Дворовое число 4220.

*********************

      В начале 17 века, после Смутного времени на прибрежной террасе у подножия Покровской горы, на месте древнего "житного города" вновь выросло поселение, получившее название Затинная слобода. На плато между оврагами Верхний и Нижний Судок разместились дворы Стрелецкой слободы. За линией посадских укреплений вдоль дороги на Москву расположилась Ямская слобода, формирование которой относится к 16-17 вв., около Предтечев-Песоцкого монастыря - Зарецкая слобода.

    На плане города 1727 года, самом раннем из сохранившихся, зафиксированы три линии укреплений Брянска и показана главная улица посада, которая начинается от ворот в восточной стене крепости и идет вдоль стены по довольно крутому спуску (ныне Февральская улица) к Десне в направлении Смоленской дороги. Более подробно дорегулярная планировка показана на планах 1743 и 1744 гг. Кварталы произвольной конфигурации формировали четыре района (три нагорных и один прибрежный), расположенные на правом берегу Десны. Самый древний, северный район включал крепость - композиционный и общественный центр города, посад, ограниченный двумя линиями уже почти утраченных укреплений, и Ямскую слободу, отличавшуюся некоторым подобием регулярной планировки. Вместе они образовывали своеобразный вариант радиально-кольцевой системы, на формирование которой большое влияние оказал рельеф местности. На ровном плато, ограниченном с трех сторон естественными склонами, вдоль двух линий искусственных укреплений в форме полукольца сложились улицы. Из радиальных улиц лишь Смоленская дорога выражена более четко, остальные сильно изломаны на своем протяжении.
      Второй район - территория между оврагами Нижний и Верхний Судок, занятая Стрелецкой слободой с характерной для подобных образований регулярностью плана (современная центральная часть города). Южный район на пониженном плато между оврагами Нижний Судок и Подар (или Подарь) составил третью часть города, которая начала застраиваться в начале 18 века в связи с со зданием здесь по указу Петра I адмиралтейской верфи. Вскоре рядом с ней выросла Апраксина ("дворцовая") слобода, застроенная без какой-либо системы. Четвертый район, вытянувшийся вдоль берега Десны, планировочно и композиционно соединял три нагорных района. Этот прибрежный участок имел возможность роста на север, где вдоль Московской дороги возникла Новая слобода, и на юг, от Спасо-Поликарпова монастыря до Галерного двора. Вдоль реки сложилась классическая планировочная структура линейного типа с одной протяженной улицей, пересеченной многочисленными короткими тупиковыми улочками.
    Регулярный план, "высочайше" утвержденный в 1780 году императрицей Екатериной II, был построен на основе геометрической планировочной структуры. Три основных, самых крупных района города объединились ориентацией сети улиц, разделяющих городскую застройку на ряд различных по величине квадратных и прямоугольных кварталов. Прибрежная часть, включая Новую слободу, фактически повторила прежнюю планировочную структуру. Нововведения здесь выразились лишь в спрямлении улиц и более упорядоченном начертании кварталов. Центр города, где предполагалось расположить главные административные здания, был определен планом в районе набережной, под склонами Покровской горы, вносящей иррегулярный акцент в общую структуру. Проектировались три площади: Соборная в нижнем районе, главная - Красная (общественно-торговый центр города, застроенный зданиями магистрата, торговых учреждений и присутственных мест) и Сенная - на въезде в город с запада. Изрезанность территории речками в оврагах с покрытыми лесом склонами в значительной степени помогла сохранить прежнюю живописность пространственной организации города.

      2-я половина 19 века характеризуется высокими темпами экономического развития, ростом торговли и производства. Брянск становится центром металлообрабатывающей промышленности, в нем строятся также текстильные и канатные фабрики. Возникают промышленные пригороды - современные Володарский и Фокинский районы. Со строительством в 1868 году Орловско-Витебской железной дороги город включается в транспортную сеть России. По данным 1881 года, протяженность Брянска с севера на юг равна 4 верстам; в городе 81 квартал, 4 площади (три торговые, одна превращена в сквер), один монастырь, 13 церквей (одна в Зарецкой слободе). Ориентация улиц широтно-меридиональная; в основном они широкие и прямые, хотя по оврагам и косогорам много узких и извилистых дорегулярных улочек.

. Район между оврагами Верхний и Нижний Судок выделен как памятник градостроительства периода классицизма. Улица Красноармейская (бывшая Трубчевская) на участке между оврагами Подар и Нижний Судок также является памятником периода регулярного градостроительства.
 

  История развития районов Брянска